Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Общество18 ноября 2009 22:00

Николай Китаев: «Настоящая биография Мессинга до сих пор засекречена в архивах ФСБ»

Оказалось, что жизнь Мессинга, излагаемая во всех энциклопедиях, вымышлена
Источник:kp.ru

12 ноября мы начали расследование по делу мага и гипнотизера Вольфа Мессинга.

Имидж человека-загадки, обладающего сверхъестественными способностями, Мессингу придумал наш коллега журналист Михаил Хвастунов еще в далеких 1960-х. Эту тайну нам раскрыл заслуженный юрист России, кандидат юридических наук, бывший следователь по особо важным делам прокуратуры Иркутской области с 20-летним стажем Николай Китаев. Сегодня мы продолжаем нашу беседу.

В застенках тюрьмы НКВД

- Настоящая биография Вольфа Гершиковича (а не Григорьевича) Мессинга разительно отличалась от той фантастической жизни, которая была изложена в мемуарах «О самом себе», - рассказывает следователь Китаев. - Восстановить по крупицам истинную жизнь артиста мне помогли встречи с людьми, которые хорошо знали его лично, и сведения из крупнейших хранилищ России, Грузии, Польши и Германии - из тех мест, где бывал Мессинг. Но больше всего мне помогли воспоминания Игнатия Шенфельда, который в 1940-е годы содержался в одной камере тюрьмы НКВД вместе с «магом». Очень интересные вещи он рассказал!

- Мессинг сидел в тюрьме?

- Да, представьте себе! Ясновидец - и не избежал этой участи. Телепат - и не смог вырваться из тюремных застенков.

- Действительно удивительно, если принять на веру его известный рассказ из «мемуаров» о том, как он в 1939 году смог сбежать из хорошо охраняемой гитлеровцами тюрьмы. Там он якобы с помощью телепатии загнал всех тюремщиков в одну камеру и запер.

- А во внутренней тюрьме НКВД Узбекистана провидец просидел несколько месяцев, пока не освободили. Кстати, его странно быстро освободили. Так безболезненно легко выходят из стен НКВД, если соглашаются сотрудничать с органами. Вообще, если хотите узнать всю правду о Мессинге, вам надо обратиться в ФСБ. Там хранится его личное дело. Наверняка узнаете еще одну сторону жизни «мага», который, скорее всего, был секретным сотрудником спецслужб. Стукачом он мог стать сразу после освобождения из тюрьмы. Есть факты частого посещения Мессингом московской квартиры военного дипломата Александра Игнатьева, который еще в дореволюционное время был руководителем российской агентурной разведки во Франции, а при Сталине стал генерал-лейтенантом. («Комсомольская правда» направила официальный запрос в ФСБ. Ждем ответа. - Ред.)

- Так кто же был этот Шенфельд - сокамерник Мессинга?

- Он был поэтом и переводчиком. На него так же, как и на Мессинга, в 1943-м донес известный агент НКВД Абрам Калинский, который был специалистом по беженцам из Польши.

- А он не врет?

- Я верю рассказу Шенфельда, так как проверил за ним ряд фактов.

Настоящий граф Калиостро!

- Почему Мессинг разоткровенничался с незнакомцем?

- Во-первых, оба были евреи из Польши. Во-вторых, как объясняет сам Шенфельд, Мессинг испугался. Он подумал, что настали его последние дни, и он надеялся, что если его сокамерник останется в живых, то расскажет о его судьбе.

- Но почему тогда Шенфельд первым не опубликовал воспоминания о Мессинге? А дал опередить себя нашему коллеге, работавшему в «КП», Михаилу Хвастунову?

- Он на свободе оказался только в 1956 году. Уехал в Польшу. А в 1969-м эмигрировал в Германию. А там, за границей, о Мессинге никто не знал. Он же был знаменитостью только в СССР, где неискушенных советских обывателей, живущих за «железным занавесом», удивить было очень просто. Ведь с подобными опытами в Советском Союзе практически никто до него не выступал. Да и внешность у него была, как у настоящего графа Калиостро!

- Когда Шенфельд раскрыл тайну?

- Незадолго до своей смерти. В 1989 году он опубликовал свои воспоминания в журнале «Грани» (№№153 и 154), издаваемом на русском языке во Франкфурте-на-Майне. Тогда никем не замеченная и появилась настоящая биография Мессинга.

«Научился глотать шпагу»

- В нашем местечке Гора Кальвария почти треть евреев были Мессинги, - рассказывал Вольф Гершикович. - Отца звали Хаим Мессинг по прозвищу Босой. Он арендовал сады и зарабатывал на урожаях, если они, конечно, были. Мать умерла, когда мне было 13 лет. В наше село иногда заезжали бродячие цирки. Я от этих гойских зрелищ дрожал от восторга. И однажды уехал гастролировать с одной труппой. Так началась моя артистическая карьера.

Со временем я научился стоять на руках, ходить колесом и даже крутить солнце на турнике. Первый мой самостоятельный номер был с осликом: я пытался его оседлать, а он меня сбрасывал и волочил по манежу. Мой учитель циркач пан Кордонек в свободное время показывал мне секреты иллюзионистских трюков. Я научился ложиться на утыканную гвоздями доску, глотать шпагу, поглощать огонь. Летом 1914 года, когда началась Первая мировая война, цирк распался. ...Мне пришлось выступать в ярмарочных балаганах с группой лилипутов, с парой великанов, с бородатой женщиной и другими монстрами.

«Публика любит, чтобы ее обманывали»

Когда мировая война закончилась, из Германии и Чехословакии пришла к нам мода на публичные выступления разных ясновидцев и телепатов. Газеты много писали о чешском еврее Лаутензаке, который под псевдонимом Эрик Гануссен (ходили слухи, что он был личным ясновидцем Гитлера, хотя на самом деле нацистское руководство, в том числе и Гитлер, просто любило ходить на его выступления. - Ред.) проделывал удивительные эксперименты в кабаре Берлина, Вены и Праги. Вскоре и в Польше заговорили о своих медиумах: Гузике, Оссовецком, Клюско. Я решил постараться узнать, что нового в мире иллюзионистов. И как-то решил пойти в модное варьете на выступления «телепатов и ясновидцев»...

Это были фокусы самого высокого класса. Я понимал, что это держится на трюках, но на каких точно, не соображал. Однако я сделал два важных вывода: что главная роль тут принадлежит ассистентке и что такие штуки мог бы не без успеха проделывать и я. И, вдобавок, что это не так уж сложно: публика любит, чтобы ее обманывали. Словом, я загорелся новым амплуа.

«Обучился телепатическим хитростям»

Где можно обучиться этим телепатическим хитростям и доходное ли это дело? Этими вопросами я стал донимать пана Циглера, антрепренера артистов варьете. Тот со мной сперва и говорить не захотел. Куда ты, мол, Мессинг, прешь? Телепатия, мол, не твоего ума дело, тут требуется солидное образование и изучение психологии. Но я не сдавался и твердо решил освоить все эти тонкости. Оказалось, что эстрадных телепатов уже не так мало, но котировались они по-разному. Но вообще-то это новое искусство прочного места себе еще не завоевало. И мысль овладеть новой специальностью засела прочно - надоели дешевые ярмарочные балаганы и дурацкие факирские штучки.

Не буду же я всю жизнь жечь себе огнем глотку и тыкать в нее шпагу!

...Я долго искал, и наконец мне удалось познакомиться с неким паном Залесским. Это был телепат некрупного разряда, но ремесло знал хорошо. Однако посвящать меня в тайны телепатии не торопился. Тогда я начал разыскивать книги о телепатических экспериментах. С трудом одолел книги Охоровича, Манчарского и Рише. Через некоторое время я уже мог с грехом пополам ассистировать маэстро Залесскому. Он стоял на сцене с плотно завязанными глазами, и любой из публики мог убедиться, что повязка непрозрачна и плотно облегает голову. Вдобавок он еще демонстративно поворачивался спиной к залу, где я в это время шнырял между рядами. Я обращался к одному из зрителей и просил его вручить мне какой-нибудь предмет. Ну что может быть в карманах у человека в такой обстановке? Чаще всего мне подавали часы. И тогда я показывал их зрителям, а затем таинственно, как бы стараясь направить телепатический ток на маэстро, спрашивал:

- Что у меня в п р а в о й руке?

Маэстро корчился, как пораженный электрическим током, а затем глухо выдавливал:

- Ча-сы...

После того как гром аплодисментов стихал, я спрашивал:

- А что у меня в л е в о й руке?

Это означало - очки.

- А что у меня т е п е р ь в л е в о й руке?

Здесь речь шла о расческе.

Существовала подробно разработанная система обозначений для всех предметов, которые люди носят при себе. Надо было только очень остерегаться детей - и я их потом всегда страшно боялся: у них в кармане могла оказаться стреляная гильза, ракушка или живой воробей... Не угадаешь! Еще проще был номер со словами или цифрами в запечатанном конверте: в шляпу или коробку, куда собирали записки из публики, надо было только незаметно подбросить свой собственный листок, а затем его ловко оттуда извлечь.

Я тут никаких секретов вам не выдаю, их почти все знают. Так можно одурачить только какого-нибудь простофилю из глухомани. Но должен сказать, что со временем телепатические номера все более усложнялись и за изобретениями выдающихся телепатов угнаться было нелегко. Вскоре были введены теперь широко применяемые так называемые «контакты через руку», где при сноровке и соответственном предрасположении можно добиться удивительных успехов.

...Далее Мессинг рассказывает, как он начал давать объявления в бульварных варшавских газетах, рекламируя себя в качестве ясновидца. Но когда Гитлер напал на Польшу, евреи побежали на Восток. Мессинг двинулся в Белоруссию. Работы и денег не было. Но вот он случайно зашел в областной Дом культуры, где партийные лекторы-пропагандисты из Минска набирали артистов для агитбригад.

Окончание настоящей биографии Мессинга и свидетельства специалистов, подтверждающие отсутствие у него телепатического дара, в следующем номере еженедельника.

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Михаил Буянов, президент Московской психотерапевтической академии, врач-психиатр:

- Свой сценарий Эдуард Володарский не только основал на выдуманной биографии Мессинга, но и приукрасил ее своими домыслами. Кроме откровенного вранья, там еще есть и много ляпов. Эпизод сотрудничества Мессинга с фокусником Яном Гануссеном, который никогда не был в окружении Гитлера, происходил по фильму в 1936 году. А в реальности Гануссен был застрелен еще в 1933-м. Он был ростовщиком, и один его должник не захотел с ним расплачиваться. И во-вторых, в фильме выступление, где Мессингу аплодирует сам Эйнштейн, происходит в 1913-м. Мессинг же родился в 1899 году. Выходит, мир он уже «покорил» в 14 лет?

Заслуженный юрист России Николай Китаев, автор монографии «Криминалистический экстрасенс. Вольф Мессинг»:

- Не фильм, а «развесистая клюква» про Мессинга. Он не был близко знаком ни со Сталиным, ни с Гитлером. Суицид вагонного кондуктора - выдумка. А Вильгельм Канарис, будущий шеф абвера, в описываемое в фильме время, когда якобы он просил Мессинга помочь ему выиграть в казино, сидел в тюрьме, приговоренный к смертной казни. Позже ему удалось сбежать.

Читайте также: Вольф Мессинг принуждал женщин подыгрывать