Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Политика25 марта 2015 22:23

Луганск — не Украина и не Россия. Это осколок СССР

Известный писатель, проехав по прифронтовой Луганщине, поделился увиденным с читателями «КП»
Большинство людей из тех сотен, с кем автору удалось пообщаться, не сомневаются, что для ЛНР теперь есть только один путь – он с Россией

Большинство людей из тех сотен, с кем автору удалось пообщаться, не сомневаются, что для ЛНР теперь есть только один путь – он с Россией

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Нигде я не видел столько российских флагов, как в ЛНР. Едва ли не на каждом столбе, на каждой стене – триколор. И даже у памятника Шевченко – белые, синие, красные цветы. А напротив дома правительства – надпись: «Луганск – русский город».

Он был Ворошиловградом когда-то. Позже ему вернули историческое название. А был ещё один вариант – Далеград. В честь великого луганчанина Владимира Даля, краеведческий музей имени которого занимает центральное место в городе. И такое название было бы весьма кстати, потому что оскоминная проблема русского языка действительно бередила умы луганчан. Теперь они стоят на блокпостах в том числе и за неё. И вряд ли прогнутся.

Да, всё не столь однозначно, как хотят представить. Выкрики «здесь русский дух, здесь Русью пахнет» в Луганске – отчасти популизм, намёк на желаемое, а не только лишь сугубая реальность. Однако, если проводить аналогии с Крымом, а в текущем контексте они неизбежны, то здесь всё более однозначно. И большинство людей из тех сотен, с кем мне удалось пообщаться, не сомневаются, что для ЛНР есть только один путь – он с Россией.

Всякий раз, приезжая в Луганск до войны, я пускал в себя настырного червячка сомнения: что общего у этого места с остальной Украиной, к коей его прилепили? Где ментальные, культурные, психологические связи? Да, здесь немало украинцев, но идентифицировать в жителях Луганщины украинское сознание, тягу к нему – задача со звёздочкой.

Оно и не русское, не российское даже – скорее, советское. Каждая улица с её архитектурой, каждое название с его приветом «красным» плодят аллюзии с рефреном «рождённый в СССР». Они вышли оттуда. И всё ещё хотят возвратиться.

Я видел увядающий, хиреющий Крым, с которым Киев то ли не знал, то ли не хотел что-либо делать. Но если искать по-настоящему яркий пример обнищания за времена незалежности, то это, несомненно, Луганск. Привязанного к России, промышленно, экономически, его всячески отсекали от неё.

Украина попыталась отнять у Луганска прежнее тело, не предложив взамен новое. Лишь пустота, с подсадкой на потребительскую иглу.

Здесь до сих пор, по большей части, всё украинское: от связи и товаров до денег и сообщений. Всё везётся оттуда, чтобы продать тем, кто того не хочет. Обглоданный скелет украинской действительности выставлен на луганское обозрение. И многие отворачиваются, не в силах смотреть.

Но над этой руиной явственно витает дышащий русский дух, ищущий способ, шанс материализоваться. Он уже прикоснулся ко многим здесь, не дав конкретики, но осенив надеждой. И, возможно, указав путь.

Так они и идут, русский дух и украинская реальность – не пересекающимися прямыми, двойной сплошной на разбитом шоссе в неопределённость.