Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-1°
Boom metrics
Общество30 апреля 2015 15:22

И корабли возвращались в строй !

В годы войны на Кронштадском морском заводе не прекращались ремонтные работы
Сегодня на Морском заводе ремонтируют знаменитую "Аврору"

Сегодня на Морском заводе ремонтируют знаменитую "Аврору"

Для работников Кронштадтского морского завода, как и для других жителей острова Котлин, Великая Отечественная война началась даже раньше, чем в четыре часа утра 22 июня 1941 года. Этой ночью над островом стал слышен гул самолетов - бомбардировщиков, которые шли с территории Финляндии. Вблизи Толбухина маяка они сбрасывали контактные бомбы на парашютах. Был дан приказ открыть огонь. Два самолета удалось сбить, один совершил посадку в районе форта Красная Горка. При этом немецкие летчики прикидывались дурачками: мол, какая война, мы просто заблудились.

C города-острова сняли 3500 тонн продовольствия

К 14 часам на заводе стали появляться рабочие. Вскоре поступило первое военное задание: переоборудовать два катера под электромагнитные тральщики. К стенке Кронштадского завода пришвартовались предназначенные для этого рыбные траулеры.

23 июня завод перешел на военное положение – как и во время недавно завершившейся Зимней войны: работа в две смены по двенадцать часов. Была усилена охрана доков и других важных объектов, начали создаваться санитарные и противопожарные группы, ужесточен пропускной режим.

Уже в июне в Кронштадте начали ремонтировать корабли, пострадавшие в ходе боевых действий. 27-го пришел крейсер «Максим Горький» с оторванным носом: подорвался на немецкой мине. Как потом выяснилось, враг стал минировать Финский залив еще 15 июня. В Ленинграде изготовили для крейсера новую носовую часть, прибуксовали ее в Кронштадт. Плановый срок таких ремонтных работ – три месяца, корабль вышел в море через сорок дней.

- В начале сентября руководство Ленинграда в лице товарища Жданова и иже с ним не смогли обеспечить сохранность в городе запасов продовольствия, - сказал корреспонденту «Комсомолки» специалист по научно-просветительской деятельности Музея истории Кронштадта капитан I ранга в отставке Виктор Ключников. – После налетов немецкой авиации склады сгорели. И не придумали ничего умнее, как снять с маленького Кронштадта 3 500 тонн продовольствия. Ленинграду этого хватило недели на две, не больше, а Кронштадт был обречен. Из восемнадцати тысяч гражданского населения за первую блокадную зиму умерли шесть тысяч. Среди заводчан – свыше восьмисот человек. Как в то время на многих предприятиях, большинство рабочих составляли женщины и подростки, которые, несмотря на лишения, выполняли нормы на двести, триста и даже пятьсот процентов

Нещадные бомбардировки

… Кольцо блокады вокруг Ленинграда сомкнулось 8 сентября. Через шесть дней немцы вышли к Финскому заливу на участке Петергоф-Стрельна. Враг получил возможность вести прицельный огонь как по Кронштадту, так и по Морскому заводу, который восемьсот дней находился на линии огня. Однако и сами немецкие войска оказались в зоне поражения морской артиллерии. Обстрелы велись с корабельных орудий: в конце августа был отдан приказ о переводе Балтийского флота из Таллинна в Кронштадт. Поэтому немецкое командование решило вывести из строя находящиеся у причалов города-острова корабли.

С 19 по 27 сентября Кронштадт нещадно бомбили с воздуха. Самым тяжелым днем стало 23 сентября. Разрушен один из корпусов госпиталя, бомба попала в здание Ремонтного завода, который впоследствии вошел в состав Морского завода: погибли врачи, раненые бойцы, рабочие. На самом Морском заводе были сильно повреждены несколько цехов и два дока. Пострадал и мощный линкор «Марат» - одна из главных целей налета.

Однако операция, в которой участвовали в общей сложности четыреста самолетов, своей цели не достигла: флот сохранил боеспособность, а завод – рабочих и оборудование.

- За годы войны наше предприятие вернуло в строй более шестисот кораблей, - говорит руководитель службы по связям с общественностью Кронштадского морского завода Глеб Чубинский. - Пятнадцать процентов от всех отремонтированных в этот период кораблей Балтийского флота.

По просьбе Уинстона Чечилля

… В сентябре 1944 года специалисты завода разоружали потопленную малым охотником МО-103 немецкую подводную лодку U-250. Лодку подняли со дна залива, отбуксировали в Кронштадт и поставили в док. Наибольший интерес вызывала установленная на ней самонаводящаяся акустическая торпеда T5 «Цаункёниг».

Дело в том, что весной того же года в немецких секретных лабораториях закончили разработку нового оружия для подводных лодок. Ту самую торпеду. Вскоре его продемонстрировали главнокомандующему Военно-Морскими силами Германии Карлу Деницу. Тому самому гросс-адмиралу, которого Адольф Гитлер в Политическом завещании назвал своим преемником. Дениц был очень доволен результатом испытаний, он приказал немедленно наладить производство торпед и оснащать ими подводные лодки.

- Схожее оружие разрабатывалось перед войной и в Советском Союзе, - утверждает Виктор Ключников. – Но наши «доблестные» чекисты ликвидировали всю научную группу.

Вооруженные Т5 субмарины поражали советские корабли, корабли наших союзников. Поэтому премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль обратился к генералиссимусу Иосифу Сталину с просьбой разрешить английским специалистам ознакомиться с торпедой, чтобы найти противоядие. Сталин согласился и дал указание своим подчиненным.

- Разоружение U-250 было очень опасным делом, - говорит Ключников. – На торпедах немцы устанавливали самоликвидаторы. При демонтаже и переносе торпеда могла взорваться, погибли бы люди. К счастью, все обошлось. Для дальнейшего изучения торпеду доставили в Ленинград, в Петропавловскую крепость.

В годы войны на Кронштадтском морском заводе не только ремонтировали боевые корабли, но также переоборудовали и вооружали гражданские суда. Появился и подводный судоремонт: под водой водолазы занимались сваркой, резкой металла, ремонтом арматуры. Морзавод первым в стране стал применять агрегатный метод: вышедшие из строя механизмы заменяли на запасные с последующим ремонтом первых.

Гость из Германии

При потоплении U-250 выжили шесть членов экипажа, включая ее командира капитан-лейтенанта Вернера Шмидта который скончался относительно недавно. После войны он приезжал в Кронштадт, бывал в музее. Естественно, наибольший интерес у него вызывал стенд, посвященный U-250.

Награжден Орденом Ленина

В 1941 году в народное ополчение ушли 395 работников Морского завода. Почти все они погибли. В 1941 году на территорию завода упал 1241 снаряд, в 1942 – 548, в 1943 – 926. За время войны предприятие потеряло более половины своих работников. 31 мая 1944 года Кронштадтский морской завод был награжден Орденом Ленина

Визит генерального секретаря

В 1965 году, когда отмечалось двадцатилетие Победы, Кронштадт посетил Леонид Ильич Брежнев, который незадолго до этого был избран генеральным секретарем ЦК КПСС. Нового генсека неприятно поразила неухоженность героического города. Он дал соответствующие указания ленинградским властям. После этого Кронштадт преобразился: заменили канализацию и водопровод, заасфальтировали улицы и магистрали.