Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+2°
Boom metrics
Экономика18 мая 2015 12:00

Петербургские «газели бизнеса» хотят быть полезными городу

Должно ли государство поддерживать независимые компании?
Источник:kp.ru
(слева - направо) Председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиз Качаев, председатель Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов.

(слева - направо) Председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиз Качаев, председатель Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов.

За круглым столом в пресс-центре "КП в СПб" чиновники и предприниматели обсудили, нужно ли поддерживать "газелей бизнеса" в Санкт-Петербурге.

Главные факторы успеха компаний, которые соответствуют международному термину Gazelle Бизнеса - оригинальные научно-технологические идеи, вложения в исследования, опытно-конструкторские разработки, инновации. Их доля среди крупных и средних предприятий в 2004-2008 годах составляла семь процентов, а в 2012 снизилась до одного. В России нет программы господдержки таких компаний.

Поддержкой можно считать благоприятный режим особых экономических зон. Если кто-то из «газелей» начал свой бизнес в статусе резидента ОЭЗ, то он имеет налоговые, административные, таможенные преимущества, готовую инфраструктуру и как следствие – снижение собственных издержек. Предприниматели считают, что такой режим должен быть создан в стране для всех. Чтобы финансовые ресурсы были доступны, а административных барьеров стало меньше. Пока из-за огромного количества бумаг получить субсидию или грант для компании – это титанический труд.

Хотя «газели бизнеса», как правило, не нуждаются в субсидиях. Интересы у них более масштабные. Они хотят, чтобы их продукция была востребована в Петербурге. В городе с 2014 года существует координационный совет по конкурентной политике. В его задачи как раз входит общественное обсуждение запланированных закупок в городе - что именно стоит приобретать и где.

- Когда у компании есть желание продвигаться, как правило, все получается, - считает председатель Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин. - В Петербурге около двухсот пятидесяти таких активных компаний.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Классификацию бизнеса придумал американский экономист Дэвид Берч в 1979 году, когда исследовал влияние малых и средних компаний на экономику США. В этом «списке зверей» есть слоны (крупные компании, чаще всего – с государственным капиталом), львы (те, кто выживает и расширяется за счет поглощения других) и мыши (малый и микробизнес). Ученый выяснил, что новые рабочие места в Америке создают небольшие фирмы. А решающий вклад в развитие страны вносит всего три процента маленьких и шустрых компаний. Их-то Берч и назвал «газелями» по аналогии с быстрыми и выносливыми животными. Вдохновившись выводами Берча, Конгресс США и администрации отдельных штатов стали одну за другой принимать программы поддержки предпринимательства.