Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды19 мая 2015 4:35

Канны-2015. В самом центре Евросодома

Лучший фильм "Двухнедельника режиссеров" - "Совсем новый завет" Жако ван Дормеля
Источник:kp.ru
"Совсем новый завет" Жако ван Дормеля — неполиткорректная, отвязная, дико смешная комедия

"Совсем новый завет" Жако ван Дормеля — неполиткорректная, отвязная, дико смешная комедия

Скромных художественных достоинств, похожая на многие независимые фильмы сразу семейная драма Йоахима Триера "Громче, чем бомбы" справедливо утверждает, что мелкие потрясения на личном фронте - все эти банальные супружеские измены, ложь и незаметные повседневные предательства - бьют по людям сильнее, чем бомбы, взрывающиеся "где-то там", в горячих точках, откуда не вылезает героиня Изабель Юппер (прямо скажем, не очень убедительная в роли фронтового фотокорреспондента).

Драма Йоахима Триера "Громче, чем бомбы" похожа на многие независимые фильмы сразу

Драма Йоахима Триера "Громче, чем бомбы" похожа на многие независимые фильмы сразу

Эта же несложная, но глубоко верная мысль — приоритета личного над общественным — легко вычитывается и из фильма итальянского классика Нанни Моретти "Моя мать", даром что он известный левак. Неизбежно скорый уход матери заслоняет в сознании альтер-эго Моретти, режиссера Маргариту (актриса Маргарита Буй), съемки кинофильма о борьбе рабочих за свои права. При том что в фильме участвует не дающая расслабиться ни ей, ни зрителям эксцентричная американская кинозвезда (Джон Туртурро).

Мысль о приоритете личного над общественным легко вычитывается из фильма итальянского классика Нанни Моретти "Моя мать"

Мысль о приоритете личного над общественным легко вычитывается из фильма итальянского классика Нанни Моретти "Моя мать"

Еще более вторичный, чем у Триера №2 фильм француза Стефана Бризе настаивает на том, что ко всему надо подходить с "человеческой мерой". Он, собственно, так и называется. Главный герой, потерявший работу крановщик (Венсан Линдон), устраивается в службу безопасности какого-то супермаркета. Несколько эпизодов разборок с не самыми обеспеченными людьми, похитившими не самые дорогие товары или как-то иначе преступившими правила этого торгового заведения, заставляют его бросить все и бежать на улицу - в холод, голод, безработицу и необеспеченную старость. Как тут не вспомнить случай с отечественной старушкой, по забывчивости за что-то не заплатившей и благополучно умерщвленной в застенках полиции. Интересно, что во Франции, например, тоже такое случается — по крайней мере, в кино. Миллион раз виданный сюжет страданий рабочей семьи, обязательно отягощенной ребенком с ДЦП, конечно, очень актуален в период экономической рецессии, и камень в подобное маловысокохудожественное кино бросить как бы и не за что, особенно на фоне других французских картин — бездарного «Моего короля» Майвенн и «Маргариты и Жульена» Валери Донзелли - романтической сказки про закончившийся казнью инцест брата и сестры.

Главный герой "Человеческой меры" устраивается в службу безопасности какого-то супермаркета

Главный герой "Человеческой меры" устраивается в службу безопасности какого-то супермаркета

За оригинальным продуктом из главного каннского конкурса надо бежать в параллельные программы. Там показали "Великолепное кладбище" Апичатпонга Верасетакуна и "Совсем новый завет" Жако ван Дормеля. Первый - заставляющая периодически отключаться и впадать в транс медитация о больнице, пребывающие в которой солдаты никогда не излечатся от своих ран, поскольку при помощи их лежащих в отключке тел ведут войну короли давно ушедших эпох, все еще обретающиеся в подземелье и подсознании. Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Верасетакун только ему известными способами разрушает границы между физиологией и мистикой, прошлым и настоящим, реальностью и мифом, кино и современным искусством. Некоторые эпизоды фильма заставляют вспомнить Дэвида Линча, вот только эпизодов снов в картине нет, все действие происходит в «реальности», при том, что склонные к нарколепсии солдаты практически не выходят из состояния транса.

"Великолепное кладбище" - заставляющая периодически отключаться и впадать в транс медитация о больнице

"Великолепное кладбище" - заставляющая периодически отключаться и впадать в транс медитация о больнице

"Совсем новый завет" Жако ван Дормеля — неполиткорректная, отвязная, дико смешная комедия, захлебывающееся собственной талантливостью фэнтези и мощный антиклерикальный памфлет, легко способный оскорбить религиозные чувства дураков. Главная героиня - 10-летняя девочка, утверждающая, что является дочерью Бога, который проживает, согласно Жако ван Дормелю, в самом центре Евросодома, Брюсселе. Бог-отец в исполнении комика Бенуа Пульворда - абсолютный старый козел, находящий удовольствие в бедах, которые он регулярно насылает на людей, и придумывающий законы мелких гадостей типа падающих обязательно джемом вниз бутербродов. Устав от его гадостей, дочка по совету своего брата JC (его, правда, путают с JC Ван Даммом) сбегает из чертогов своего отца и находит себе в большом мире людей шестерых апостолов для написания Самого Нового Завета. В числе апостолов — маленький мальчик, желающий стать девочкой, наемный убийца, секс-маньяк и Катрин Денев, влюбившаяся в огромную гориллу и занявшаяся с ним скотоложством. За дочерью, сломавшей ему компьютер и нарушившей ход вещей, в мир людей следует Бог-отец, но человечество не только не испытывает по отношению к нему никакого пиетета, но мстит ему за все его проделки побоями и в качестве наказания как нелегала высылает в Узбекистан.

Да, Ван Дормель «переписывает» Библию. Согласно его трактовке, первым Господь сотворил не Райский сад, а Брюссель. И апостолов было не 12 (как в хоккейной команде), а 18 (как в команде бейсбольной). Но кем надо быть, чтобы оскорбиться этой талантливой, доброй и совершенно беззлобной сказкой?

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ КОЛОНКИ АВТОРА

Канны-2015. Взгляды и прикосновения

Гас Ван Сент показал кино, снискавшее наименьший рейтинг у критики за последние 10 лет: 0,6 из 4 баллов. Его «Море деревьев» - вампука о лощеном американце (Мэтью Маконэхи), отправившемся в Японию кончать с жизнью, но заблудившемся в таинственном, облюбованном для суицидов лесу, пару раз разбившем там себе голову и в связи с этим почувствовавшем необычайную волю к жизни (подробности)

Канны-2015. Формула любви

Лучший на сегодняшний день фильм конкурсной программы - «Лобстер» Йоргоса Лантимоса

Кино Восточной Европы нечасто бывает представлено в Каннах, схлынула даже и некогда здесь открытая румынская волна. Впрочем, в этом году она снова вернулась сразу двумя фильмами в программе «Особый взгляд». (подробности)

Канны-2015. Развязка сказки

Итальянское и японское кино — пока лучшее из показанного на фестивале

Каннский фестиваль открылся двойным залпом японского кино. В главном конкурсе представили фильм Хирокадзу Корэ-эда "Наша младшая сестра" - неспешное, подробное, традиционное (при том, что в основе комикс) повествование о трех японских сестрах, после смерти отца познакомившихся со своей сводной младшей сестрой и поселивших ее под своей крышей (подробности)