Александр Шолохов, внук писателя
Фото: Ольга ГОПАЛО
24 мая исполняется 110-лет со дня рождения Михаила Шолохова, автора легендарного «Тихого Дона». По этому поводу в станице Вешенской Ростовской области, где жил писатель, готовятся принять десятки тысяч почитателей таланта Нобелевского лауреата. В преддверии праздника «КП» побеседовала с Александром Шолоховым - внуком писателя, директором музея-заповедника имени Михаила Шолохова. Он поделился своим мнением по поводу четвертой экранизации «Тихого Дона», которая выйдет на экраны осенью этого года.
В этом доме жила Аксинья-4
Фото: Ольга ГОПАЛО
- Александр Михайлович, не так давно завершились съемки четвертой экранизации «Тихого Дона», режиссером которой выступил Сергей Урсуляк («Ликвидация», «Исаев», - прим. Авт.). Вы как-то участвовали в них?
- Государственный музей-заповедник имени Шолохова, который расположен в станице Вешенской, помогал съемочной группе во всех вопросах, начиная от консультативных, заканчивая практическими и организационными. Но я не лез в творческую часть. Если у художника возникал вопрос, то он его задавал и получал ответ. А желающих и знающих, как надо делать, на этих съемках было колоссальное количество. Каждый из вешенцев искренне считал, что лучше его никто не знает, как казаки разговаривали, как ездили. Я не хотел доставлять головную боль своими соображениями. Поэтому на съемках был всего несколько раз, понимая что эти визиты вносили нервозность.
Вещи столичных актеров теперь будут показывать на выставках
Фото: Ольга ГОПАЛО
- Но ведь какие-то отрывки вы все-таки видели?
- Как и все, я видел отдельные кадры, но по ним составить впечатление о фильме в целом трудно. Могу высказать впечатление, которое сложилось от всей работы, начиная от подготовки и заканчивая съемками: у Сергея Урсуляка есть профессиональная, серьезная и вдумчивая позиция. Конечно, за короткий срок человек, который не жил на Дону, не начнет гутарить как на хуторе. Но стремление к максимальному приближению вызывает уважение.
Режиссер Сергей Урсуляк (слева) и Сергей Маковецкий на съемочной площадке
- Основной довод интернет-критиков: Герасимов снял, зачем еще?
-Герасимовская постановка является академической, работа на которую все равняются. То, что это гениальная работа, оспаривать глупо и бессмысленно. Но на мой взгляд, каждая новая постановка свидетельствует об интересе к тому или иному автору. И это неплохо. Можно сколько угодно обсуждать достоинства и недостатки постановки «Тихого Дона», снятого Бондарчуками, но невозможно отрицать тот факт, что продажи книги после нее увеличились втрое! И это хороший факт, с которым не поспоришь. Ведь чтение становится просто катастрофически редким явлением. Казалось бы, мы читаем все время, но что и как? Чтение для удовольствия, когда люди берут с полки роман и устраиваются в уютном месте, - забытая многими вещь. Поэтому с этой точки зрения любая экранизация полезна.
Часть вещей со съемок передали в шолоховский музей.
Фото: Ольга ГОПАЛО
- Многие критикуют подбор актеров, мол, молодые. Или, скажем, новый Гришка Мелехов (актер Евгений Ткачук, - прим. Авт.) на двадцать сантиметров ниже своего героя, описанного в романе. И вообще как Мишка Япончик может сыграть казака?
- В свое время Сергей Герасимов набрал студентов, которых не знал никто — ту же Быстрицкую. И многие были также неизвестны публике, как и ребята в нынешней постановке. Поэтому молодость - не порок. Ее, к слову, и Шолохову в укор ставили: мол, такой молодой не мог так написать. Всем нам известно, что возраст - недостаток, который имеет свойство быстро проходить (улыбается). А Женю вряд ли кто-то в новом образе узнает сразу. Он здесь совершенной иной. Да и мы прекрасно понимаем, что кино может сделать человека старше и выше путем простой постановки кадра. Тем более, нынешние технические возможности позволяют легко справляться и с ростом, и с возрастом.
Григорий и Аксинья версия 4.0: Евгений Ткачук и Полина Чернышова
- В герасимовской постановке у актеров была возможность приехать на полгода-год на Дон и погрузиться в среду...
- Да, а сейчас другие и ритм, и подход. Сегодня вся жизнь движется быстрее и актерская тем более. Я сам видел, как эти ребята работали на износ. В пять утра начинали гримироваться, в восемь уже шли съемки, продолжавшиеся до позднего вечера, а ночью они разучивали завтрашнюю сцену. Один-два дня, а потом уезжают, чтобы играть в спектаклях. Просто невероятно, как человек может это выдержать! С одной стороны, вызывают восхищение их человеческие возможности, но, я думаю, абсолютного погружения, как у Герасимова, им было сложно достигнуть. Как бы то ни было, давайте дождемся фильма. Тем более, что сам Урсуляк говорил: «Как я могу судить то, что еще не готово?». И это действительно так.
Киношное кладбище в станице Еланская
Фото: Ольга ГОПАЛО
Фото предоставлены: Музей-заповедник М.А. Шолохова
Фото предоставлены: Музей-заповедник М.А. Шолохова
Фото предоставлены: Музей-заповедник М.А. Шолохова
Фото предоставлены: Музей-заповедник М.А. Шолохова
Фото предоставлены: Музей-заповедник М.А. Шолохова
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ «Тихий Дон-4»: В Вешенской Сергей Урсуляк расспрашивал, как на Дону играли свадьбу, и слушал казачьи песни
Корреспонденты «КП» съездили на родину Михаила Шолохова и выяснили, как живут станичники в ожидании съемок большого кино (Подробнее) В новой экранизации «Тихого Дона» сыграют Сергей Маковецкий и дочь Урсуляка Режиссер держит в тайне актерский состав, но вешенцы уверяют: знаменитостей уже видели в станице. (Подробнее) За обнаженными казачками наблюдали спасатели Съемки продлились меньше двух месяцев, официально стартовав в первый день лета (Подробнее) Жители Вешенской забраковали Григория и Аксинью из нового «Тихого Дона» Очередная экранизация романа Михаила Шолохова будет состоять из 14-серий и выйдет в свет в сентябре (Подробнее)