Премия Рунета-2020
Калининград
+6°
Boom metrics
Общество22 июня 2015 17:00

Бесследно пропавшая в Калининграде «Кантовская доска» нашлась в Германии

Исторический раритет частный коллекционер купил за пять тысяч евро у «татуированного русского»

Фото: Иван МАРКОВ

В одной из немецких газет появилась информация о том, что в Германии объявилась мемориальная доска в честь философа Иммануила Канта, бесследно исчезнувшая из Калининграда много лет назад.

Философ в собственном саду

Памятник был установлен на западной подпорной стене Королевского замка еще в 1904 году - к вековому юбилею со дня смерти величайшего гуманиста. А пропал уже после окончания Второй Мировой войны - вероятнее всего, при сносе замковых руин в середине 60-х, хотя не исключено, что и еще раньше. В 1993 году, на волне реабилитации досоветского периода истории нашего региона, был изготовлен дубликат канувшей в неизвестность доски. В точности повторяющий оригинал с датами жизни философа и его самым известным изречением о «звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас». Это на том самом торжественном открытии доски один из чиновников назвал Канта «великим калининградцем».

И вот теперь пришло известие, которое вполне можно расценить как сенсацию.

— Началось все с того, что мой коллега - журналист Дитрих Шредер из газеты «Märkische Oderzeitung» сообщил мне, что у них был опубликован материал о приобретении мемориальной доски Канта немецким коллекционером, - рассказывает руководитель Польского культурного центра в Калининграде Томаш Оманьский. - Дитрих интересовался подробностями истории с пропажей памятника.

"Кантовскую доску" (слева) немецкий коллекционер установил в своем саду.

"Кантовскую доску" (слева) немецкий коллекционер установил в своем саду.

Фото: из архива «КП»

Судя по газетной статье, отставной политический консультант Клаус Кокс, имеющий философское образование и преклоняющийся перед гением Канта, наткнулся на объявление о продаже «надгробного камня философа» в Интернете. И приобрел заинтересовавший его лот на виртуальном аукционе за пять тысяч евро. Деньги господин Кокс заплатил наличными какому-то «татуированному русскому», доставившему товар прямо на дом. 63-летний пенсионер убежден, что стал владельцем подлинника - на что якобы указывают возраст и степень выветривания камня. А то, что в Германию раритет попал, скорее всего, нечестным путем, коллекционера мало волнует. Доску он уже установил в собственном саду.

Слово за экспертами

— Можно предположить, что те, кто демонтировал доску после войны, понятия не имели о ее истинной ценности, - продолжает Оманьский. - И вплоть до 90-х доска могла проваляться на каком-нибудь складе или в чьем-нибудь огороде просто как предмет непонятного для новых владельцев назначения. А какое-то время назад попалась на глаза охотникам за культурными ценностями и была тайно вывезена за границу России. За исторической консультацией я решил обратиться к Марине Юрьевне…

Марина Серебрякова заведует музеем Канта в Кафедральном соборе. Конечно же, эпопея с кантовской доской ей была отлично известна. Хотя о самом раритете, как ни странно, сведения довольно скудны.

Марина Серебрякова и Томаш Оманьский занялись историей с исчезновением ценного раритета.

Марина Серебрякова и Томаш Оманьский занялись историей с исчезновением ценного раритета.

Фото: Игорь ОРЕХОВ

— Мы даже не знаем доподлинно, из какого именно материала была изготовлена доска, - говорит Серебрякова. - Точно известно, что накладки были металлическими. Кроме того, можно предположить, что оригинал доски не был цельнолитым, как современная копия, а состоял, минимум, из двух частей. И судя по газетной фотографии, верхний фрагмент немецкому коллекционеру не достался. Приобрел ли господин Кокс оригинал или, все же, подделку, хотя и весьма искусную? Чтобы определить это наверняка, необходимо провести специальное исследование с участием профессиональных экспертов.

Что ж, по идее, нынешний обладатель мемориальной доски также должен быть заинтересован в экспертизе. Хотя бы для того, чтобы убедиться, что пять тысяч евро выложил не зря. И если подлинность этого произведения искусства в итоге подтвердится, российские власти вправе потребовать его возвращения в бывший Кенигсберг. Впрочем, может, господин Кокс, следуя гуманистическим идеалам своего кумира, и сам изъявит желание восстановить историческую справедливость?