Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-2°
Boom metrics
Общество29 июня 2015 13:22

Завод имени Козицкого всегда работал на оборону страны

Наряду с телевизорами, здесь делали миноискатели и радиостанции
За работой комсомольско-молодежная бригада

За работой комсомольско-молодежная бригада

В конце шестидесятых годов, будучи в гостях у состоятельного родственника, я впервые в жизни смотрел «хоккей в цвете»: незадолго до этого дядя за большие по тем временам деньги купил цветной телевизор «Радуга», которые начал выпускать ленинградский Завод имени Козицкого.

Спасли жизни тысяч красноармейцев

Недавно я вновь увидел этот телевизор. В заводском музее, где эта модель представлена наряду с другими образцами продукции предприятия.

- Телевизоры мы стали делать еще до войны, - рассказал корреспонденту «Комсомольской правды» старейший работник завода Александр Непомнящий. – Один из них ТК-1 – телевизор катодный – использовался при обороне Ленинграда. На рубеже 1941-1942 года специалисты одного из Научно-исследовательских институтов создали аппаратуру, позволяющую передавать изображения с экранов мониторов радиолокационных станций орудийной наводки. Картинка же воспроизводилась на телевизорах ТК-1в штабе ПВО. Это облегчало борьбу с вражескими самолетами.

Основанное в 1855 году предприятие всегда, наряду с гражданской, выпускало и военную продукцию. Как известно, 30 ноября 1939 года началась советско-финская, или Зимняя война. Уже в первые дни выяснилось, что Красная Армия недостаточно хорошо готова к боевым действиям. В частности, солдаты и офицеры подрывались на установленных противником минных полях. Нужно было срочно начать изготовление миноискателей. На совещании, которое проводил в Смольном первый секретарь Обкома Андрей Жданов, Завод имени Козицкого назначили головным предприятием в этом проекте. Работа закипела!

Готовые миноискатели, минуя склады, грузили в поджидавшие в заводских дворах машины, которые отправлялись на линию фронта. Таким образом были спасены жизни тысяч красноармейцев. За эту работу завод наградили Орденом Трудового Красного Знамени.

Эвакуация проходила трудно

Обретенный тогда опыт очень пригодился в годы Великой Отечественной войны. С первых дней многие заводчане – те, кого не призвали в армию - записывались в народное ополчение и в истребительный батальон. Фронт приближался к Ленинграду, в начале июля 1941 года было решено эвакуировать наиболее важные с точки зрения обороны предприятия вглубь страны. Заводу имени Козицкого предстояло переехать в Омск. Эвакуация проходила трудно. Как вспоминал потом один из директоров предприятия Иван Ливенцов, многие квалифицированные специалисты категорически отказывались уезжать: говорили, что не могут в час суровых испытаний покинуть родной Ленинград. А городские власти не скоординировали должным образом работу транспорта и железнодорожной дороги. В результате пять из двенадцати сформированных эшелонов не успели выйти в путь: сомкнулось кольцо блокады. Еще один состав остановился на станции Рыбацкое. Тем не менее в Омск прибыли примерно тысяча рабочих, инженеров и служащих. В Ленинграде их заменили дети, подростки, женщины, чьи мужья и отцы ушли на фронт. Некоторые из них оставили воспоминания, которые хранятся в заводском музее.

Люди в цехах напоминали манекенов

… Нормировщица Галина Николаевна Иванова проработала на Заводе имени Козицкого 59 лет. И если к этому приплюсовать заводской стаж ее мамы, папы и брата, то получится 120 лет!

- Я пришла в цех 9 июля 1941 года. Было тогда мне чуть больше пятнадцати, – рассказывала Галина Николаевна. – Работала на револьверном станке. Из-за маленького роста, под ноги приходилось подставлять ящики. Зимой в цехе было очень холодно, люди напоминали манекенов.

При обработке деталей из стали мы пользовались эмульсией, которая от низкой температуры воздуха замерзала. К станку нельзя было притронуться без перчатки: кожа от пальцев оставалась на металле.

Мы с мамой жили на Петроградской стороне. На работу шли через Тучков мост. Бомбежки были страшные, вступая на мост, не знали, дойдем ли до Васильевского острова.

А вот воспоминания монтажницы Розы Исааковны Фесенко, которая весной 1943 года, предложив новее приспособление, в 5,6 раза перевыполнила норму:

- В 13 часов отправлялись на обед в столовую, которую организовали в заводском клубе. А если идти не могли, нам приносили обед в цех. Обед – это миска супа из хряпы, лебеды, дуранды. Иногда давали котлету из дуранды. Когда ели, стояла гробовая тишина.

Добавим, что в первую блокадную зиму боле пятисот сотрудников предприятия погибли от голода и бомбежек.

Операция «Север»

В годы войны завод, который из-за отсутствия электроэнергии несколько раз был на грани остановки, выпускал, естественно, только необходимую для фронта продукцию. Уже летом 1941 года руководители города поставили перед предприятием задачу – наладить серийный выпуск портативных радиостанций для действовавших на территории Ленинградской области партизанских формирований. Радиостанция получила название «Север».

Вообще-то ее еще до войны изобрел выпускник одного из столичных вузов Борис Михалин. Но называлась она тогда «Омега» и предназначалась для летчиков, геологов, полярников. Было сделано всего несколько экземпляров.

В мирное время путь от опытного образца до серийного производства обычно занимает очень много времени. Но война диктует свои условия, где нет места бесконечным согласованиям и долгой бюрократической переписке. Да и работали люди почти круглые сутки. В «Омегу» внесли конструктивные изменения, она стала называться «Севером». После успешных испытаний на востоке области уже в октябре 1941 года началось массовое производство. К концу месяца на заводе изготовили 806 экземпляров. А всего за годы Великой Отечественной войны предприятие выпустило почти двадцать тысяч комплектов.

Любопытная деталь. С началом войны ленинградцы были обязаны сдать имеющиеся у них радиоприемники. По словам Александра Непомнящего, извлеченные из них детали и узлы при необходимости также устанавливали в «Севере».

Кроме «Севера», на заводе делали также корабельные и авиационные радиостанции.

Директор целовал знамя

Небольшое отступление. В годы блокады в Ленинграде в силу складывающейся обстановки формировался новый тип партийных и хозяйственных руководителей, которые привыкли брать ответственность на себя, действовать без оглядки на вышестоящие организации. Многие стали затем жертвами печально известного «ленинградского дела». Среди них и Герман Нестеров, который в 1942 году был назначен директором Завода имени Козицкого. Под его руководством предприятию удалось значительно увеличить выпуск радиостанций «Север».

За организацию производства «Севера» завод наградили Красным знаменем Государственного Комитета Обороны. Принимая знамя, Герман Нестеров опустился на колено и поцеловал полотнище. И никто из присутствующих на церемонии не посчитал этот жест театральным.

В то суровое время на предприятии был организован отряд Местной противовоздушной обороны, в задачу которой входили защита цехов и других зданий от пожаров и диверсий, помощь жителям близлежащих домов во время налетов вражеской авиации. Люди, в основном женщины, работали у станков, а при обстрелах и бомбежках бежали на боевые посты.

- Я был знаком со многими сотрудниками предприятия, которые трудились здесь в годы войны, - говорит Александр Маркович. – На мой вопрос, что давало им силы работать в тех невероятно тяжелых условиях, выполнять и перевыполнять планы, все отвечали примерно одинаково: вера в наше правое дело и в нашу Победу

Что представлял собой «Север»

«Север» состоял из приемника прямого усиления и двухкаскадного передатчика. Для уменьшения габаритов и на прием, и на передачу использовались одни и те же радиолампы. Приемопередатчик весил всего два килограмма, столько же – запасное и вспомогательное имущество, и шесть килограммов – батарея питания.

Радиолюбительством увлекся будучи студентом

Изобретатель «Севера» инженер-полковник Борис Андреевич Михалин трудовую жизнь начал в тринадцатилетнем возрасте. Затем работал механиком в подмосковном радиоцентре, закончил рабфак и столичный Электротехнический институт связи. Радиолюбительством увлекся уже в студенческие годы.

После завершения войны Борис Михалин продолжил работать в области военной техники связи. Был награжден орденом Красной Звезды. Скончался в 1967 году.