Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Звезды29 июня 2015 22:00

Александр Роднянский: Дуэли в России - это вызов судьбе, а не оппоненту

После закрытия 26-го «Кинотавра» и 37-го Московского международного кинофестиваля «КП» обсудила состояние российского кино с известным продюсером
Продюсер Александр Роднянский и кинорежиссер Андрей Звягинцев (справа) были счастливы получить «Золотой глобус» за фильм «Левиафан».

Продюсер Александр Роднянский и кинорежиссер Андрей Звягинцев (справа) были счастливы получить «Золотой глобус» за фильм «Левиафан».

Фото: ТАСС

«У НАС 4 МИЛЛИОНА ПОСТОЯННЫХ ЗРИТЕЛЕЙ»

- Отовсюду слышны стоны о кризисе. Между тем кино снимается, дебюты финансируются, фестивали проводятся. Как, на ваш взгляд, обстоят дела в нашей киноиндустрии?

- Российская киноиндустрия выглядит на сегодняшний день вполне рабочим организмом, который в состоянии производить и фильмы, ориентированные на зрителя, и достойное авторское кино. Я никогда не разделял трагические стоны по поводу качества русского кино и в целом по поводу общего состояния дел в индустрии. Главным ее недостатком является стопроцентная зависимость от государственного финансирования. Здоровая индустрия должна в большей степени опираться на рынок. На привычку и желание зрителей ходить в кино. В России сейчас немного зрителей - в общей сложности 4 миллиона тех, кто регулярно ходит в кино. Но только событийные картины, такие чемпионы российского проката, как «Сталинград» или «Ирония судьбы. Продолжение», переходят этот барьер и собирают 6 - 7 миллионов зрителей. Это, конечно, несравнимо с советскими временами, когда на фильм приходили по 60 миллионов человек. А «Пираты ХХ века» посмотрели 120 миллионов...

- И что же делать?

- Очень важно в нынешних обстоятельствах научиться делать картины, способные пересекать границы и заинтересовать аудиторию за пределами русскоязычного мира. Нам нужно вновь выстроить свои системы продвижения кино, перестать быть изолированной, герметичной, относительно небольшой кинематографией. Тому есть блистательные примеры. Люк Бессон научился делать англоязычное кино с французским акцентом, используя французских актеров, французские истории, снимая в Париже.

«УКРАИНА НЕ СОЗДАЛА НИ ОДНОГО КАССОВОГО ФИЛЬМА»

- Вас многое связывает с Украиной. Какой вам видится сегодняшняя ситуация в украинском кино?

- Участие в российском рынке было для украинцев единственным способом выживания все эти годы. В России было много коммерчески успешных фильмов, на Украине - ни одного. В прошлом году появился очень талантливый украинский фильм «Племя», который впервые за всю историю независимой Украины достойно представил страну на всех кинофестивалях, кроме «Оскара» - потому что сами украинцы не сумели договориться и выдвинуть единственную свою картину с потенциалом. Но на основании появления одного фильма талантливого режиссера говорить о позитивных процессах во всей киноиндустрии Украины, увы, не приходится.

- А что будет происходить в Крыму?

- Пока не знаю. Еще в 1950-е годы существовал гигантский проект строительства там советского Голливуда. Там есть все необходимые для кинематографа ландшафты: и море, и горы, и пустыня, и городские, и сельские пейзажи. И погода постоянно хорошая. Русская Калифорния. Поэтому и пытались продвинуть этот проект, но победила концепция множественности национальных кинематографий. Предпочли иметь «Таджикфильм», «Туркменфильм», студию им. Довженко и «Азербайджанфильм», а не единый центр всей советской киноиндустрии, способный конкурировать в жанровом кино с не до такой степени сильным на тот момент Голливудом. В 1960 - 1970-е годы мы ведь вполне на равных конкурировали.

Конкуренция европейского и, в частности, советского кино с Голливудом шла очень успешно до технологической революции в США - до появления Dolby звука и новых спецэффектов. Поворотным моментом стал фильм «Звездные войны», он обозначил абсолютное лидерство Голливуда. Мы проиграли гонку технологических вооружений. Плюс у нас выпало двадцать лет на политические пертурбации, - в результате мы имеем не гигантскую кинематографию, которая традиционно доминировала как минимум на рынке развивающихся стран и производила множество вполне качественных жанровых картин, а, в общем, одну из многих европейских кинематографий со своими достижениями и проблемами.

- Зачем вам нужен фестиваль «Кинотавр», президентом которого вы являетесь? Вы чувствуете социальную ответственность перед теми, кто достиг меньше вас?

- Я делаю фильмы, это моя профессия, ничего другого я делать не хочу и не могу. Я кровно заинтересован в выживании и развитии, победе нашей индустрии, чтобы она была сильнее, чем она есть, здоровее, чем она есть. Чтобы завоевывала международные рынки. Без такого инструмента, как «Кинотавр» - площадки, где встречаются все участники процесса, где обсуждается состояние дел в русском кино в цельном контексте, где можно посмотреть практически все жанровое и все артовое кино, она, на мой взгляд, жить не может. Значит, этот фестиваль надо делать.

«ДЕЛАЕМ СО ЗВЯГИНЦЕВЫМ НОВУЮ ИСТОРИЮ»

- Что у вас на личном фронте?

- Женат.

- Я имею в виду продюсерские проекты.

- «Дуэлянт» Алексея Мизгирева - продвинутое жанровое кино. Со сложными объемными характерами, необычными мотивациями, нелинейной драматургией. Но при этом увлекательное, способное тронуть и увлечь зрителя. Я вообще люблю костюмное кино. А здесь - 1860 год, начало промышленной революции, появляются разные гаджеты. Мы хотим создать необычный мир, в котором и будет происходить история странного человека, рожденного в дворянской семье, потерявшего в силу интриг имя, достоинство и честь, пытающегося их вернуть, выступая на дуэлях в интересах других людей. Это будет аттракционное кино, с дуэлями, которых никто никогда не видел. Дуэли в России - это же вызов провидению, судьбе, а не оппоненту. Отсюда и взялась русская рулетка...

А еще мы пишем следующую историю с Андреем Звягинцевым (о приглашении режиссера в Американскую киноакадемию - внизу страницы. - Ред.), неожиданную, не похожую на предыдущие фильмы…