Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-2°
Boom metrics
Происшествия14 августа 2015 10:39

В парке Новознаменка живут мертвые утки

Власти думают, птицы отравились илом. Экологи и орнитологи в этом сильно сомневаются
Фото: Архив "КП"

Фото: Архив "КП"

– У нас в районе беда! – пишут в сети жители Красносельского района Петербурга. – В парке Новознаменка в пруду напротив торгового центра «Жемчужная плаза» плавают мертвые утки.

ПОГИБШАЯ СТАЯ

В минувший четверг во время прогулки по берегу Новознаменского пруда, что у реки Сосновка, горожане насчитали два десятка погибших птиц. В районной администрации затрезвонил телефон.

– После сообщения о массовой гибели уток мы сразу же выехали на пруд, – рассказала «Комсомолке» специалист сектора экологии отдела благоустройства Администрации Красносельского района Анастасия Соловьева. – В воде плавало семь мертвых уток и чайка. А одна утка была еще жива.

Птица задыхалась и открывала клюк, словно ее тошнит. Спасти несчастную не удалось.

– Сначала мы подумали, может, какой-то хулиган птиц пострелял, – добавила Анастасия Соловьева. – Но никаких видимых повреждений на телах уток не нашли. Оперение их было чистым, без следов химикатов.

Погибшую стаю отправили на экспертизу. О «мертвом пруде» сообщили в Росприроднадзор. В ближайшее время на безопасность проверят воду и донные отложения.

– Скорее всего, птицы отравились илом или водорослями, – считают в администрации. – Эта неделя у нас была жаркой, а ил поднимается, когда нагревается водоем. А, может быть, кто-то их чем-то накормил.

ЧЕРНЫЙ ОМУТ

Ладно, беспечные люди. Но утки-то могли бы и облетать Новознаменский пруд стороной. Ведь гибнут они здесь не впервые.

– В прошлом году было то же самое, – вспоминает Анастасия Соловьева. – Тоже в жаркие дни, на том же месте, в том же пруду. Тогда несколько птиц погибло. Но никакие анализы не делали, а в причинах смерти написали «не установлено».

Экологи из администрации считают, что виной тому… деньги. По-хорошему, пруды надо чистить регулярно. Но у нас это делается не по мере необходимости, а по мере выделения средств.

– Комитет по природопользованию ответствен за водные объекты: должны чистить, водоросли косить, – объясняет Соловьева. – И они чистят, но не на всех объектах, а в пределах выделенных средств. А этот пруд не чистился годами.

Не помогает и чистота на берегу, которую блюдет Комитет по благоустройству: мусор попадает воду и отравляет не только окружающую красоту, но и жизнь водоплавающих.

ЖАРЧЕ, ЧЕМ В АФРИКЕ

По мнению экологов, за гибель уток должны ответить… строители. Уже несколько лет неподалеку от парка ведут грандиозную стройку.

– Чтобы построить жилой комплекс, надо вынуть миллионы кубометров грунта, – пояснил «Комсомолке» председатель Межрегиональной экологической общественной организации «Зеленый фронт» Сергей Виноградов. – Но вместо того, чтобы вывозить землю, они ее складируют ночами на берегах реки Красненькая и Дудергофского канала. Где-то берега поднялись уже на три метра. А ведь это все замкнутая экосистема.

Массовая гибель птиц случилась, по уверениям экологов, в двухстах метрах от «насыпей». Защитники природы уже два года борются со стройкой, но после приостановок и наказаний все возвращается на круги своя.

– Грунт наверняка безопасен, – отметил Виноградов. – Но природная среда все равно изменяется. Птицам негде гнездиться, меняется их кормовая база. И только это может стать причиной отравления. Это все одна цепочка событий.

Специалисты по пернатым не так категоричны, но в отравление илом им тоже верится с трудом.

– Причин гибели уток могут быть десятки, – рассказали «Комсомолке» в отделении орнитологии Зоологического института РАН. – Но жара, ил и водоросли – это вряд ли. Эти птицы в Африке зимуют – там еще жарче бывает!

Конечно, жара может «попортить» утиную еду. Например, сине-зеленые водоросли способны птичку и убить. Вот только жары в Петербурге нынешним летом нет, и нельзя винить в смерти водоплавающих несколько душных деньков.