Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+11°
Boom metrics
Общество21 сентября 2015 8:52

Авиамоторы «Красного Октября» вошли в легенду

Они на порядок увеличивали огневую мощь советских самолетов
Работники предприятия помогали нашим летчикам бить врага

Работники предприятия помогали нашим летчикам бить врага

Во время Великой Отечественной войны предприятие «Красный Октябрь, как и сейчас, находилось вблизи нынешней площади Мужества. Совсем недалеко от знаменитого Пискаревского кладбища. Страшной зимой 1941/1942 годов каждый день, направляясь на завод, его работники видели измученных голодом людей, которые везли на санках трупы, чтобы закопать их в промерзшей земле.

Эвакуировали меньше, чем за месяц

Еще до начала страшной войны главным направлением этого основанного в 1891 году предприятия стала оборонная продукция. Здесь делали узлы и агрегаты для первых отечественных танков, производили бронебойные противотанковые снаряды.

Руководители страны понимали, что война не за горами. В сентябре 1939 года Совет народных комиссаров принял программу перевооружения Военно-Воздушных сил, и вскоре завод перевели в только что созданный Наркомат авиационной промышленности. Частично поменялась и специализация.

К началу войны Ленинградский моторостроительный завод «Красный Октябрь» освоил производство нового авиационного мотора М-105, разработанного под руководством знаменитого конструктора Владимира Климова.

«Красный Октябрь» имел большое военное значение, поэтому летом 1941 года предприятие меньше, чем за месяц эвакуировали на восток страны. Последний эшелон ушел в Уфу 8 августа. К тому времени Октябрьская дорога уже обстреливалась врагом, состав шел через Мгу, Волхов, Тихвин и Киров.

- Оборудование разгружали, устанавливали, иногда прямо на открытом воздухе, и начинали работать. По двенадцать, четырнадцать и даже восемнадцать часов в сутки. Без выходных и отпусков, - говорит заведующая Центром информационного обеспечения Людмила Опилат. – Люди жили в бараках, землянках, одному из эвакуированных «повезло»: его поселили в местном театре. Но уже к концу 1941 года было сооружено более ста домов.

В Уфу эвакуировали и другие моторостроительные заводы, включая знаменитый Рыбинский. В 1941 году их объединили в крупное предприятие, которое возглавил заместитель наркома авиационной промышленности Василий Баландин. Всю войну этот завод-гигант, где трудились сорок тысяч человек, обеспечивал Красную Армию авиационными моторами М-105, а также различными его модификациями.

Тылу нужны квалифицированные кадры

Работники «Красного Октября», как и других оборонных предприятий, имели бронь от призыва в армию. Но уже в первые дни войны пошел поток заявлений с просьбой направить на фронт. Специальная комиссия, состоящая из представителей районного военкомата, дирекции и парткома завода, рассматривала каждую кандидатуру. В большинстве случае принимались отрицательные решения: тылу были нужны квалифицированные кадры. Тем не менее 250 добровольцев на фронт отпустили.

А в июне 1941 года «Красный Октябрь» направил рабочих и служащих на строительство оборонных сооружений вокруг Ленинграда. В этой группе был и ныне покойный ветеран предприятия Александр Давидович Цыбулев.

- Не доезжая до станции Толмачево, поезд остановился, - вспоминал ветеран. – Поступила команда: все – в лес. Высоко в небе кружились два самолета, шел воздушный бой. Наш летчик гнал фашистский самолет, который успел сбросить бомбу. Была сорвана крыша со здания вокзала, повреждены железнодорожные пути. Ночевали мы в лесу. Утром нас погрузили на баржу и повезли по реке Луге к месту строительство линии обороны.

Производственные мощности «Красного Октября» находились не только вблизи современной площади Мужества. Площадки были разбросаны по всему городу. Одна из них - в Лигово. В сентябре 1941 года при обороне этого цеха погибли почти все его работники.

Ремонтировали под обстрелами

А на территории современного «Красного Октября» открыли ремонтную базу, где работали примерно шестьсот человек.

- На базу привозили поврежденные двигатели. Каждый месяц здесь ремонтировали примерно 150 авиамоторов, более 160 металлических винтов разных конструкций – сравнительно недалеко от завода находились три аэродрома, куда тоже выезжали специалисты базы, изготавливали пятнадцать тысяч головок к реактивным снарядам типа «Катюша», - рассказывает методист Центра информационного обеспечения Евгения Сопко. – Все это делали изможденные, измученные голодом люди.

На рембазе работало много женщин и детей. Вере Николаевне Гановой в 1942 году было пятнадцать лет.

- Занятия в школе, а я училась тогда в восьмом классе, все время прерывались, - вспоминала Вера Николаевна. – Что делать? Конечно, работать. Решили с подружкой пойти на хлебозавод. Ее взяли, а меня – нет. Расплакалась, обидно. Иду обратно, как раз мимо территории «Красного Октября». Думаю, дай зайду, на удачу. И на мое удивление работа нашлась. Числилась я подсобницей, но делала все, что поручали.

На рембазе обстановка была суровая, - продолжает Ганова. - Территория попадала под обстрелы, но мы как-то к этому относились спокойно, иногда даже с юмором.

Да, только мужественные люди могли с юмором относиться к бомбежкам. А ведь в результате обстрелов ремонтной базе был нанесен большой ущерб.

После войны Вера Ганова закончила находящийся неподалеку от «Красного Октября» Политехнический институт. А потом вновь пришла на этот завод, где проработала более сорока лет.

За образцовое выполнение правительственных заданий в годы Великой отечественной войны завод был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

Факты:

Авиадвигатели семейства М-105/ВК-108 в годы войны устанавливали на самые массовые истребители и бомбардировщики. Конструкция М-105 позволяла устанавливать на «Яки» пушки калибром 45 и 57 миллиметров, что на порядок увеличивало их огневую мощь.