Работники предприятия помогали нашим летчикам бить врага
Во время Великой Отечественной войны предприятие «Красный Октябрь, как и сейчас, находилось вблизи нынешней площади Мужества. Совсем недалеко от знаменитого Пискаревского кладбища. Страшной зимой 1941/1942 годов каждый день, направляясь на завод, его работники видели измученных голодом людей, которые везли на санках трупы, чтобы закопать их в промерзшей земле.
Эвакуировали меньше, чем за месяц
Еще до начала страшной войны главным направлением этого основанного в 1891 году предприятия стала оборонная продукция. Здесь делали узлы и агрегаты для первых отечественных танков, производили бронебойные противотанковые снаряды.
Руководители страны понимали, что война не за горами. В сентябре 1939 года Совет народных комиссаров принял программу перевооружения Военно-Воздушных сил, и вскоре завод перевели в только что созданный Наркомат авиационной промышленности. Частично поменялась и специализация.
К началу войны Ленинградский моторостроительный завод «Красный Октябрь» освоил производство нового авиационного мотора М-105, разработанного под руководством знаменитого конструктора Владимира Климова.
«Красный Октябрь» имел большое военное значение, поэтому летом 1941 года предприятие меньше, чем за месяц эвакуировали на восток страны. Последний эшелон ушел в Уфу 8 августа. К тому времени Октябрьская дорога уже обстреливалась врагом, состав шел через Мгу, Волхов, Тихвин и Киров.
- Оборудование разгружали, устанавливали, иногда прямо на открытом воздухе, и начинали работать. По двенадцать, четырнадцать и даже восемнадцать часов в сутки. Без выходных и отпусков, - говорит заведующая Центром информационного обеспечения Людмила Опилат. – Люди жили в бараках, землянках, одному из эвакуированных «повезло»: его поселили в местном театре. Но уже к концу 1941 года было сооружено более ста домов.
В Уфу эвакуировали и другие моторостроительные заводы, включая знаменитый Рыбинский. В 1941 году их объединили в крупное предприятие, которое возглавил заместитель наркома авиационной промышленности Василий Баландин. Всю войну этот завод-гигант, где трудились сорок тысяч человек, обеспечивал Красную Армию авиационными моторами М-105, а также различными его модификациями.
Тылу нужны квалифицированные кадры
Работники «Красного Октября», как и других оборонных предприятий, имели бронь от призыва в армию. Но уже в первые дни войны пошел поток заявлений с просьбой направить на фронт. Специальная комиссия, состоящая из представителей районного военкомата, дирекции и парткома завода, рассматривала каждую кандидатуру. В большинстве случае принимались отрицательные решения: тылу были нужны квалифицированные кадры. Тем не менее 250 добровольцев на фронт отпустили.
А в июне 1941 года «Красный Октябрь» направил рабочих и служащих на строительство оборонных сооружений вокруг Ленинграда. В этой группе был и ныне покойный ветеран предприятия Александр Давидович Цыбулев.
- Не доезжая до станции Толмачево, поезд остановился, - вспоминал ветеран. – Поступила команда: все – в лес. Высоко в небе кружились два самолета, шел воздушный бой. Наш летчик гнал фашистский самолет, который успел сбросить бомбу. Была сорвана крыша со здания вокзала, повреждены железнодорожные пути. Ночевали мы в лесу. Утром нас погрузили на баржу и повезли по реке Луге к месту строительство линии обороны.
Производственные мощности «Красного Октября» находились не только вблизи современной площади Мужества. Площадки были разбросаны по всему городу. Одна из них - в Лигово. В сентябре 1941 года при обороне этого цеха погибли почти все его работники.
Ремонтировали под обстрелами
А на территории современного «Красного Октября» открыли ремонтную базу, где работали примерно шестьсот человек.
- На базу привозили поврежденные двигатели. Каждый месяц здесь ремонтировали примерно 150 авиамоторов, более 160 металлических винтов разных конструкций – сравнительно недалеко от завода находились три аэродрома, куда тоже выезжали специалисты базы, изготавливали пятнадцать тысяч головок к реактивным снарядам типа «Катюша», - рассказывает методист Центра информационного обеспечения Евгения Сопко. – Все это делали изможденные, измученные голодом люди.
На рембазе работало много женщин и детей. Вере Николаевне Гановой в 1942 году было пятнадцать лет.
- Занятия в школе, а я училась тогда в восьмом классе, все время прерывались, - вспоминала Вера Николаевна. – Что делать? Конечно, работать. Решили с подружкой пойти на хлебозавод. Ее взяли, а меня – нет. Расплакалась, обидно. Иду обратно, как раз мимо территории «Красного Октября». Думаю, дай зайду, на удачу. И на мое удивление работа нашлась. Числилась я подсобницей, но делала все, что поручали.
На рембазе обстановка была суровая, - продолжает Ганова. - Территория попадала под обстрелы, но мы как-то к этому относились спокойно, иногда даже с юмором.
Да, только мужественные люди могли с юмором относиться к бомбежкам. А ведь в результате обстрелов ремонтной базе был нанесен большой ущерб.
После войны Вера Ганова закончила находящийся неподалеку от «Красного Октября» Политехнический институт. А потом вновь пришла на этот завод, где проработала более сорока лет.
За образцовое выполнение правительственных заданий в годы Великой отечественной войны завод был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
Факты:
Авиадвигатели семейства М-105/ВК-108 в годы войны устанавливали на самые массовые истребители и бомбардировщики. Конструкция М-105 позволяла устанавливать на «Яки» пушки калибром 45 и 57 миллиметров, что на порядок увеличивало их огневую мощь.