Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
#Сделано_в_России7 октября 2015 22:00

Фермстеры - новые городские крестьяне

Современные фермеры отчитываются об урожае в Facebook и доказывают, что сельское хозяйство может быть модным
Новые фермеры доказывают, что сельское хозяйство может быть модным.

Новые фермеры доказывают, что сельское хозяйство может быть модным.

Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

Молодой моряк Кирилл Коваленко и его жена Елена, делавшая карьеру в парфюмерном бизнесе, однажды бросили стабильную работу и переехали из Мурманска на Кубань, чтобы стать экофермерами. Теперь они растят южноамериканский батат, ямс, белые китайские огурцы и другие экзотические культуры. Есть истории попроще. Татьяна Пугачева, коммерческий директор радиостанции, 3 года назад открыла небольшое хозяйство. Ее ферма выпускает продукты, вкус которых россияне должны были забыть из-за санкций: рикотту, маскарпоне, пармезан из топленого молока.

- Наша ферма - мы с подругой и наши семьи, - говорит Татьяна. - Народу немного, поэтому каждый отвечает за все. Видишь, что нужно сделать, - делаешь: переложить не на кого. Из животных у нас - три коровы и десяток коз. Все они живут достойно, ведь правильное питание и уход - это основа качества продукции, залог высокого содержания белка и витамина С. Этот витамин - природный консервант, в нашем молоке его так много, что оно практически не киснет.

Горожане с небольшим опытом в бизнесе, молодые и стильные, стали фермерами новой волны. Создают кооперативы, собрания которых больше похожи на светские вечеринки, и умудряются неплохо на этом зарабатывать. У них нет проблем с традиционными трудностями аграриев: рекламой и сбытом. Они раскручивают себя в социальных сетях. Принимают заказы в эсэмэсках и дают скидку за репост.

- На то, чтобы открыть дело, я потратил около 300 тысяч рублей, - рассказывает Дмитрий Левченко, владелец кролиководческой фермы. - На покупку животных ушло 35 тысяч рублей. Еще клетки и хозинвентарь. Расходов на зарплату нет - работаю с отцом. На аренду - тоже, используем дачный участок. Тратим деньги только на корм кроликам - около 10 тысяч в месяц. Чистой прибыли тысяч 40 пока выходит. Но мы только начали.

- Я думаю, что интерес с фермерству будет только расти. И тенденция перейдет из разряда «удивительной» в разряд «модной». А затем вообще станет нормой, - не соглашается Борис Акимов, учредитель фермерского кооператива LavkaLavka. - Если в 90-х и 2000-х годах люди еще помнили советский дефицит и сам факт наличия продуктов на прилавках их радовал, то сейчас наступило пресыщение количеством. И на первый план вышло качество. Людям стало важно, что именно они едят. И они сами захотели контролировать этот процесс и вносить в него улучшения. Плюс сыграла роль естественная тяга жителей мегаполиса к природе. Молодежь увидела много иностранных примеров, как можно уехать в деревню и не стать изгоем общества. Сейчас благодаря интернету можно оставаться на связи. Не терять привычный уровень социализации. Это очень важно.

Смогут ли эти модные фермеры составить продуктовую конкуренцию уже состоявшимся хозяйствам или супермаркетам? А им это и не надо. Экопродукты - нишевый товар. Их доля на рынке составляет 10 - 15%, но у них есть свой заинтересованный покупатель.

- «Фермер-одиночка» производит эксклюзивный продукт, который выходит за рамки обычной еды и становится элементом гастрономической культуры, - говорит Михаил Орлов, президент компании «Амбика-агро».