Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Дом. Семья10 октября 2015 9:38

Лев с яблоком в зубах - символ кремлевского молчания

Об этом и многом другом - в книге «Серебряное кольцо. XVII век. Сто верст от Кремля», которая выходит в издательстве «Памятники исторической мысли» [аудио]
Автор книги, советник директора Федеральной службы охраны России, доктор исторических наук, профессор Сергей Девятов

Автор книги, советник директора Федеральной службы охраны России, доктор исторических наук, профессор Сергей Девятов

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

«Комсомольская правда» первой получила доступ к сигнальному экземпляру этого интереснейшего исследования – читатели тоже могут познакомиться с ним на нашем сайте.

А первые впечатления нашего обозревателя в эфире Радио «КП» прокомментировал автор книги, советник директора Федеральной службы охраны России, доктор исторических наук, профессор Сергей Девятов.

- Сергей Викторович, вы решили пройти от Кремля до самых до окраин?

- Ну, до самых окраин, наверное, нет. Но Кремль, действительно, стал отправным пунктом при исследовании архитектуры ближних окрестностей столицы. Такой книги, в которой прослеживается единство архитектуры Москвы и Подмосковья XVII века – просто никогда не было. Впервые это все собрано под единым переплетом.

- Кажется, Кремль всем знаком до сантиметра. Неужели остались еще малоизвестные широким массам места?

- Московский Кремль – явление совершенно уникальное, совершенно замечательное. И с точки зрения истории этого прекрасного объекта, и его культурной ценности.

Палата построена немного раньше, в царствование еще великого князя Ивана III

Палата построена немного раньше, в царствование еще великого князя Ивана III

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

И, конечно же, Московский Кремль – это еще и символ русской традиционной архитектурной школы, уникальное произведение русского зодчества. Фактически расцвет этого зодчества пришелся на XVII век. Почему именно XVII век избран исходной точкой для исследования.

Вообще эта книга, по сути, является продолжением серии трудов, посвященных Московскому Кремлю. То же самое издательство – «Памятники исторической мысли». Но в этом варианте стояла немного иная задача, а именно - показать Кремль как сосредоточение неких уникальных традиционных московских памятников.

И, прежде всего, это гражданское строительство, которое достигло расцвета именно в XVII веке. Начинается его отсчет, наверное, с самой известной в Кремле палаты – Грановитой. Она построена немного раньше, в царствование еще великого князя Ивана III. Но именно этот шедевр задал направление архитектурному движению. Замечательным достижением которого стал хорошо сохранившийся и Теремной дворец, построенный во времена Алексея Михайловича Тишайшего, отца Петра I. Сохранен замечательный Патриарший дворец, который совмещен с Церковью Двенадцати Апостолов. Это произведение относится к тому же времени. Более того, дворец сохранился практически в неизменном виде до сегодняшнего дня. И это совершенно уникальный объект.

- И это все есть в книге?

- Конечно. А главное, в ней можно увидеть какие-то вещи, которые недоступны обычному посетителю Кремля. Дело в том, что более поздние застройки расположились вокруг Теремного дворца, полностью окружив его, - так, что сегодня с улиц Москвы или из Кремля можно увидеть только его крышу. Несмотря на то, что это огромное пятиэтажное строение.

«Комсомольская правда» первой получила доступ к сигнальному экземпляру этого интереснейшего исследования

«Комсомольская правда» первой получила доступ к сигнальному экземпляру этого интереснейшего исследования

- Получается, дворец во дворце.

- Практически да. В XIX веке, когда Константин Андреевич Тон, замечательный архитектор, строил Большой Кремлевский дворец, Теремной дворец был сохранен, но оказался во внутреннем дворе нового здания, за стенами которого скрылись замечательные резные белокаменные орнаменты, частью расцвеченные.

- Да уж, так просто их не увидишь.

- Мы же не можем выпустить обычного человека на крышу дворца. По технике безопасности не положено…

- А как же это все снималось? С вертолета, что ли? С воздушного шара?

- Слава богу, техника позволяет.

Грановитая палата

Грановитая палата

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

- Не удержусь, похвастаю: мы были в Теремном дворце.

- Вы – да. Но вы - "Комсомольская правда". От вас никуда не денешься.

- Вот меня удивило изображение льва на крыльце Теремного дворца: почему-то с яблоком в зубах.

- Это символ кремлевского молчания. Идешь во дворец – молчишь. Что бы ни увидел, а вышел из дворца - и опять молчишь.

Это символ кремлевского молчания. Идешь во дворец – молчишь. Что бы ни увидел, а вышел из дворца - и опять молчишь

Это символ кремлевского молчания. Идешь во дворец – молчишь. Что бы ни увидел, а вышел из дворца - и опять молчишь

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

- Но это к нам с вами не относится.

- Совершенно верно! Здесь же, в Думной палате, можно увидеть замечательное окно, из которого спускался специальный ящик в древние времена. И туда любой гражданин мог положить свою записку в адрес царя. Челобитную с жалобой или с просьбой. Но решения по ним принимались медленно, поэтому и появилась поговорка «положить в долгий ящик».

- А сегодня ящика нет.

- Ну, нынче есть целое Управление по работе с обращениями граждан. И сейчас, конечно, все решается на совершенно иных принципах.

Вид на Теремной дворец

Вид на Теремной дворец

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

А вот Патриарший дворец, построенный не кем-нибудь, а Патриархом Никоном, автором одной из самых драматичных реформ русской православной церкви. Результатом ее стал серьезный раскол российского общества – вспомним трагическую судьбу протопопа Аввакума и боярыни Морозовой, не пожелавших подчиниться реформе. Но не будем о печальном: полюбуемся красотой творения зодчих и строителей. Собственно говоря, именно XVII век стал высшей точкой развития традиционного русского архитектурного творчества. Следующий век – век уже петровский. Там появляется мощнейшее западное влияние. Там совершенно иные принципы организации. Именно потому так и отличаются Москва и Санкт-Петербург. На берегах Невы – запад, на Москве-реке – истинная Россия.

- Вот я вижу снимки Седьмого корпуса Кремля. Он тоже построен в XVII веке?

- Изначально это были хоромы в три этажа для боярина Милославского, тестя царя Алексея Михайловича Тишайшего. Дело в том, что у царя были очень хорошие отношения с тестем. И потому отцу жены был выделен участок неподалеку от Троицкой башни. Не очень удобный, правда, участок, зато – рядом. Тогда он был соединен с дворцом великокняжеским, царским, двумя переходами – холодным летним и зимним. То есть можно было спокойно встретиться на этих мостах на уровне второго этажа, попить чай либо что-то еще. Ну, и посмотреть на кремлевскую жизнь.

Сергей Девятов рассказывает Александру Гамову тайны Кремля

Сергей Девятов рассказывает Александру Гамову тайны Кремля

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Впрочем, большинство знает этот дворец как Потешный. Потому что после кончины боярина хоромы отошли государю и там стали устраивать первые театрализованные развлечения. К сожалению, позже здание не раз перестраивали, приспосабливали то под Разбойный приказ (при Петре Первом), то под жилье московского коменданта. Но все же многое удалось сохранить, реставрировать или восстановить. Кстати, в свое время именно здесь, в этом Потешном дворце, был и кабинет, и квартира Сталина.

- Одна из квартир, как я понимаю, ведь Сталин жил и в Первом корпусе?

- Совершенно верно, это была последняя квартира, в которой он жил до переезда в Первый корпус, то есть Сенатское здание. У Ленина был кабинет и квартира на третьем этаже, а у Сталина - на первом.

- Просто так выделили?

- Да. Большевики многое делали запросто.

- Удивительные парадоксы истории: в Потешном дворце жили личности, в чьей деятельности было намного больше трагичного и страшного, нежели смешного и веселого… Но давайте все же отойдем, как и предлагается в книге, от кремлевских стен на сто верст. Что мы увидим?

- Например, Троицкую церковь в Больших Вяземах. Это за городом Одинцово, в районе Голицыно. Замечательная церквушка на высоком подклете, абсолютно гармоничная, такой классический вариант XVII века.

Здесь же совершенно потрясающий Саввино-Сторожевский монастырь. Знаменит он тем, что в нем размещалась загородная резиденция русского царя. Алексей Михайлович был весьма набожным человеком. Часто там бывал и патриарх Никон. Очень любопытно, что на парадном въезде в монастырь (он сейчас закрыт) над воротами была поставлена церковь. И царь-батюшка вынужден был «ломать шапку», то есть, снимать ее с головы, потому что проходил под церковью, когда приезжал к себе на дачу. Получалось, церковь ставила себя выше царя. Видимо, это стало одним из раздражающих факторов, которые впоследствии привели к разрыву отношений между монархом и патриархом.

- Вот мы пролистали книгу до Сергиева Посада.

- Уникальное место! Мы с вами здесь еще встречаемся в день поминовения самого известного православного святого – Сергия Радонежского. Собственно говоря, он и основал этот монастырь. Вообще Сергиев Посад совершенно уникальное явление. Как любая лавра, это то, что выходит за рамки человеческого восприятия. Это классическое торжество духа. Но знаменит Посад и лавра не только церквами, но и огромным количеством гражданских построек того же самого XVII века. Вот потрясающая трапезная. Настоящая история, воплощенная в камне.

- Здорово. Куда путешествуем дальше?

- Надо сказать, что это, конечно, не путеводитель. Наша задача была сделать из этой книги некий художественный объект, который людям позволит заинтересоваться собственными ближайшими окрестностями. Хотя совсем не возражаю, если кто-то воспользуется им в качестве путеводителя. Потому что мы, наверное, не очень хорошо знаем собственное относительно недалекое прошлое и не очень представляем себе, что есть в самом ближнем и дальнем Подмосковье.

Вообще Сергиев Посад совершенно уникальное явление. Как любая лавра, это то, что выходит за рамки человеческого восприятия

Вообще Сергиев Посад совершенно уникальное явление. Как любая лавра, это то, что выходит за рамки человеческого восприятия

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Кроме Сергиева Посада может быть, еще Серпухов или Истра с их церковно -монастырскими комплексами более-менее на слуху. Замечательная церковь в Николо-Урюпино, это в районе Новой Риги, буквально в 10 километрах от Москвы. Ну, а дальше идут такие жемчужины Подмосковья, как Коломна, Можайск, Остров, Никулино Городище, Медведева Пустынь...

Что говорить? Одна Коломна стоит того, чтобы туда съездить. Во-первых, совершенно потрясающий архитектурный ансамбль. Мы в книге показываем не только блестяще отреставрированные объекты, но и те, которые еще ждут своей очереди на реставрацию. Но что ни церковь, что ни палаты, то шедевр искусства. Просто душа радуется, когда на все это смотришь.