Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Авто3 ноября 2015 22:00

Берегись автодебила

Гаишники предлагают отбирать права у лихачей
- Кажется, мы как-то неудачно свернули с шоссе...

- Кажется, мы как-то неудачно свернули с шоссе...

Фото: RUSSIAN LOOK

Похоже, уже совсем скоро в ГИБДД определятся, какое вождение считать опасным. И введут новое наказание для тех, кто не просто раз за разом нарушает правила, но делает это злонамеренно и с большой угрозой для других участников движения.

Манера езды хама так нам знакома: сам никого не пускает, но норовит залезть везде и делает это нагло и на грани фола. Проблема такая существует, нормальным водителям все это не нравится, и наказывать за подобное надо сурово. Да только как сформулировать юридически, что водитель «автодебил», не вполне понятно. Поэтому предложение гаишников проходит сейчас общественные слушания.

Само получилось?

Геннадий Громаковский, автор и разработчик экзаменационных билетов и тематических задач по Правилам дорожного движения, предлагает к агрессии на дороге отнести еще и движение с большой скоростью по обочине на скоростных трассах и автомагистралях, потому что это угрожает водителям, съезжающим с трассы или выезжающим на нее с примыкания. (Какое вождение предлагают считать опасным - см. «Справка «КП»).

А еще водителей предлагают делить на склонных нарушать правила осознанно или неосознанно. Целую классификацию предлагает Султан Жанказиев, завкафедрой «Организация и безопасность движения» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета. Для неосознанных нарушений есть три причины:

1. Слабая подготовка.

2. Ограничения по психотипу, типу мышления.

3. Утомленность, разного рода усталость.

А вот у осознанных нарушений причины всего две:

1. Нигилизм. 80 человек из 1000 принципиально нарушают даже без особой причины.

2. Умение вести себя опасно, формально не нарушая правил дорожного движения. Например, сокращая дистанцию до минимума или вынуждая другого водителя к каким-то действиям.

А ты докажи!

Как вы понимаете, определить все эти особенности поведения на дороге камера не сможет, тут нужно решение инспектора. Координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов предупреждает, что людей нужно будет защитить от произвола недобросовестных гаишников. Если доказывание будет происходить на основании протоколов инспекторов, то может быть много злоупотреблений.

Автообозреватель Игорь Моржаретто считает, что нужно добавить в формулировку о нарушениях «два или более раз», «три или более раз», то есть конкретизировать количество нарушений. При определении виновности обязать судей опираться на фотовидеофиксацию нарушений. А еще надо вовлечь других водителей в дело выявления нарушителей, нужен телефон экстренного реагирования, по которому смогут позвонить очевидцы случаев опасного вождения, а полиция в обязательном порядке мгновенно отреагирует.

Идей много. Но пока все инициативы, повторюсь, - на стадии обсуждения формулировки «опасного вождения».

СПРАВКА «КП»

«Опасное вождение» - создание водителем опасности для движения путем неоднократного совершения одного или нескольких действий, связанных с нарушением Правил, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдении бокового интервала; необоснованном резком торможении; препятствовании обгону». Такую формулировку, предложенную для пункта 1.2 Правил дорожного движения, приводит Наталья Агре, президент экспертного центра «Движение без опасности». Упор в ней делается именно на неоднократность этих нарушений, хотя для каждого из них по отдельности уже существует наказание, правда, незначительное.

А КАК У НИХ?

Прижался, подрезал - в тюрьму

Международный опыт в определении и наказании за опасное вождение имеется, во многих странах лихачам светит нешуточное наказание. В Великобритании, например, еще в 80-е годы прошлого века к категории опасных водителей стали относить тех, чья манера вождения резко отличается в худшую сторону от манеры вождения остальных участников движения. В США опасным вождением считают действия, связанные с непременно умышленным нанесением вреда другим. Даже правило «трех Д» у них есть. Но расшифровывается по-другому. У нас - «Дай дорогу дураку», за границей - Dangerous, Drink, Drug, то есть «Опасный, пьяный, под наркотиками».

Султан Жанказиев, завкафедрой «Организация и безопасность движения» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, говорит, что за границей опасное вождение принято расценивать как антиобщественное. Они понимают, что разрушающее воздействие поведения этих лидеров-провокаторов громадно.

- В ряде стран есть разделение на неосторожное и опасное вождение. Если неосторожное вождение - это простое нарушение правил и наказание в виде штрафа или лишения права управления, то за опасное вождение предусмотрена уголовная ответственность, - рассказывает Екатерина Решетова, старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ Высшей школы экономики.

В Германии за агрессивное вождение накажут штрафом в 250 евро (примерно 18 тыс. рублей) и лишат прав на три месяца. В 11 штатах США агрессивное вождение карается штрафами от 500 до 2500 долларов (30 - 150 тыс. рублей), лишением прав или даже тюремным заключением. В Японии штраф дополнят исправительными работами сроком на полгода. В Великобритании суд может ограничиться штрафом, а может и посадить на пару лет. В Австралии штраф окажется просто заоблачным - на уровне наших 300 тысяч рублей, права отберут на три года, а за повторные такие выкрутасы права отберут на 5 лет или вовсе арестуют.

ПРОЕКТ

Год без колес - за систематические нарушения

Пока лихачей на дорогах российская автообщественность лишь только обсуждает, уже появился проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях, которые позволят лишать прав на год за систематические (три и более раза в течение года) нарушения правил. Потому что у нас в стране каждый четвертый нарушитель делает это неоднократно. Так что наказание за кратность нарушений, скорее всего, появится в законодательстве быстрее санкций за опасное вождение.