Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Экономика18 января 2016 22:00

Как мы открывали собственную кофейню. Часть 5

Сломали кассовый аппарат и попали на деньги [инфографика]
Корреспонденты «КП» продолжают описывать свой первый бизнес-опыт.

Корреспонденты «КП» продолжают описывать свой первый бизнес-опыт.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Корреспонденты «КП» продолжают описывать свой первый бизнес-опыт.

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

В начале весны нам в голову пришла отличная мысль - открыть кофейню. Мы сразу подумали, что это верняк. Вот теперь разгребаем последствия своего энтузиазма. В прошлых частях мы уже рассказали о долгих поисках подходящего помещения, проблемах с кофемашиной, поиске сотрудников и наездах конкурентов. И вот прошло почти два месяца с начала активной деятельности. Можно подвести первые неоднозначные итоги...

ХОРОШО БЫЛО ПРОСТО ПИСАТЬ ЗАМЕТКИ...

У журналистов довольно гибкий график. Можно поработать дома, а в редакцию приехать часов в 11 - 12. С кофейней мы об этом забыли. Чтобы совмещать две работы, теперь приходится приезжать гораздо раньше.

- Давай завтра я рано с утра заеду за молоком, а ты можешь выспаться и приехать позже.

- Хорошо, тогда я в выходные за расходниками съезжу.

Вот такие диалоги теперь у нас происходят постоянно. В специальный оптовый магазин мы ездим один-два раза в неделю. Там делаем основную закупку: молоко, сливки, одноразовая посуда. Но в кофейне постоянно все кончается: сахар, бананы, мед или трубочки для коктейлей. Если не позаботился заранее и что-то кончилось в течение дня, бежишь в ближайший магазин, покупаешь втридорога.

По сути, наша работа удвоилась. Помимо написания заметок, проведения эфиров на радио, интервью и пресс-конференций, у нас появились дополнительные обязанности. И от них никуда не деться. Взять хотя бы поставщиков. Их много. Сиропы для кофе нам привозит одна компания. Воду - другая. Выпечку - третья. Тортики - четвертая. Не уследишь за ассортиментом - прощай, выручка!

- Эклеры закончились?! Жаль... - постоянная клиентка разочарованно уходит, унося свои 100 - 150 рублей, которые могла потратить у нас.

Как же хорошо было просто писать заметки. Эта мысль посещала нас не раз в первые недели после открытия...

КОНКУРЕНТЫ НАНОСЯТ ОТВЕТНЫЙ УДАР

- Ну как, видели, что конкуренты-то ваши сделали? - В этот день с таким вопросом к нам подходил, наверное, каждый второй коллега.

В прошлом выпуске мы писали, что владельцы соседней кафешки обещали нас обанкротить. Пока этого не случилось, но они сделали скидку в 30% для всех сотрудников «КП», которые стали нашими первыми клиентами. И часть из них, естественно, ушла к конкурентам. Делать нечего - надо было срочно разработать антикризисный план.

- Ни в коем случае не играйте в демпинг (резкое понижение цен для завоевания доли рынка. - Ред.). Это путь в никуда, - напутствовал нас владелец франшизы. - Не этим надо брать. Другим.

Цены понижать мы не стали, но расходы решили сократить. В первую очередь посмотрели, на что в основном тратим деньги. Там и следовало искать возможности для оптимизации. Понятное дело, в начале работы экономить на качестве продукта - себе дороже. Провели мозговой штурм.

- Ого, у нас один стаканчик с крышкой почти 10 рублей стоит. - Беляков впервые заглянул в платежку, которую еще в самом начале нам присылали из головного офиса компании. - Почему так дорого?!

Оказалось, что у владельца франшизы странным образом выстроена логистика. Стаканчики они покупают в Подмосковье, большой фурой везут в Великий Новгород. А затем - обратно в Москву, когда мы делаем заказ. Ну неразумно же, особенно когда грузоперевозки дорожают из-за введения «Платона». Следующую партию стаканов мы заказали напрямую в Москве. Вышло дешевле на пару рублей. При наших объемах - это примерно две тысячи экономии в месяц.

- Сахар в одноразовых упаковках всегда в несколько раз дороже рассыпного. Давайте обычную сахарницу купим, - выступил с рацпредложением наш бариста Вова.

Сказано - сделано! Еще примерно 600 - 800 рублей экономии.

Всего мы приняли с десяток подобных решений. В итоге общие расходы снизились на 5 - 7%. Неплохо! Так что можем даже сказать спасибо конкурентам, что так рано нас встряхнули и заставили оптимизировать все процессы. В вольготной обстановке мы могли этого и не сделать.

Больше всего в работе бизнесменов нам нравится слушать комплименты нашему продукту: как кофе, так и выпечке  Фото: Ольга ГРИНЬКИНА

Больше всего в работе бизнесменов нам нравится слушать комплименты нашему продукту: как кофе, так и выпечке Фото: Ольга ГРИНЬКИНА

ПРОБЛЕМЫ С ВЫРУЧКОЙ

Больше всего в работе бизнесменов нам нравится слушать комплименты нашему продукту: как кофе, так и выпечке. Все-таки приятно выпускать то, что пользуется спросом. А еще приятно снимать выручку. Приходишь каждый вечер, считаешь, сколько накопилось в кассе...

А теперь пара слов о том, что представляет собой кассовый аппарат. Мы купили одну из самых простых моделей. Она похожа на пузатый калькулятор. Внутри так называемая ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная). Это блок памяти, в котором содержится информация обо всех операциях.

В один из дней касса стала выдавать ошибку. Не работает - и все. Мы хотели аннулировать один из чеков, где была неправильно пробита сумма. Вроде действовали по алгоритму, но, видимо, что-то нажали не так...

- Как вы умудрились это сделать?! - Техник, обслуживающий наш кассовый аппарат, хватался за голову. - Это ж надо, закрыть архив ЭКЛЗ. Всякое бывает. Но я уже 20 лет работаю. И это у меня всего пятый случай!

В общем, мы попали на 14 тысяч рублей. Именно столько стоят замена ЭКЛЗ и работа инженера по согласованию всех нюансов с налоговой. И это не считая упущенной прибыли, ведь, пока у нас отсутствовал кассовый аппарат, работать мы не могли. Ну надо же было так влететь на пустом месте?!

О том, как мы привлекали новых клиентов, - в следующем выпуске нашего сериала.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Облегчим жизнь малому бизнесу

«Комсомолка» вместе с Налоговой службой России начинает специальный проект. Если у вас есть пожелания и предложения, как можно упростить систему налогообложения и другую контрольно-надзорную деятельность в России, пишите нам. А мы передадим все ваши письма в ФНС России. И, вполне возможно, все вместе сделаем жизнь предпринимателей чуточку легче.

Ждем ваших писем по адресу:

г. Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, 1/23, стр. 1. Отдел экономики. Электронная почта - ekonom@kp.ru. Или оставляйте комментарии под нашими материалами на сайте kp.ru.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

«Белые» против «черных»

Евгений БЕЛЯКОВ

Поработав несколько недель настоящим предпринимателем, я стал прекрасно понимать тех, кто постоянно ругает власти. Вот смотрите: у начинающего бизнесмена обычно куча проблем. Нужно найти поставщиков, наладить работу, провести рекламу, сделать все, чтобы вывести свою компанию в плюс. И, как правило, ИП все делает один. Потому что обороты бизнеса мизерные. Нанимать людей (бухгалтера, администратора, юриста, грузчика или водителя) физически невозможно. Разоришься на их зарплате. Во все вникаешь сам. Точнее, должен вникать, но времени нет.

Бюрократии вагон. Чеки, кассовая книга, счета-фактуры, уголок потребителя, накладные. И куча прочих документов и нюансов, о которых простые наемные работники даже понятия не имеют. И в одном месте всю эту информацию не найти.

- Все нужно заполнить правильно, иначе штрафы-штрафы-штрафы, - стращал нас наш кассовый инженер.

Прошел всего месяц, а у меня скопился уже целый ящик бумаги. Что с ней делать, не знаю. Но вдруг пригодится?! При этом соблюдение всех этих формальностей выливается в кучу денег. Покупка кассового аппарата и абонентская плата за него, покупка банковского терминала и обслуживание расчетного счета, система 1С и т. д. Знаете, сколько это денег каждый месяц забирает? Много. Очень много. Плюс налоги и различные сборы (торговый и страховые). И вы еще спрашиваете, почему у нас все так дорого? И почему все накручивают 2 - 3 цены? Да потому что по-другому в плюс не выйдешь.

- Вот именно поэтому я и работаю вчерную, - рассказал нам один из читателей, имеющий свой интернет-магазин. - Вот пример. Я честно пришел в налоговую, зарегистрировался. И на этом все. Дальше всю информацию надо самому искать, с друзьями советоваться. Мне бы хоть какую методичку дали с алгоритмом и пошаговой инструкцией, куда, когда, как и что платить. Плюс информацию, что и как правильно оформлять. А еще лучше флешку - с шаблонами всех этих трудовых договоров, счетов-фактур и так далее. Вот это бы значительно упростило дело. А сейчас в ответ только официозное типа «читайте Налоговый кодекс».

Пока простой системы нет, малый бизнес будет уходить от налогов из-за банальных сложностей с соблюдением десятков ненужных формальностей.