Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+5°
Boom metrics
Звезды26 мая 2016 17:01

Пояс защищает от нечисти, крючок и петелька – это мужчина и женщина, а пуговица – от слова «пугать»

Уникальная выставка в Этнографическом музее собрала десятки всевозможных застежек
Фото: Российский этнографический музей

Фото: Российский этнографический музей

Они присутствуют в нашей жизни каждый день. Без них мы бы остались голыми в буквальном смысле. И мы так мало о них знаем. Удивительную выставку в Российском этнографическом музее посвятили пуговичкам, крючочкам, завязкам и прочим застежкам.

СТО ОДЕЖЕК, И ВСЕ – С ЗАСТЕЖКАМИ

В маленькой светлом зале, распахнувшем свои двери 26 мая, уместилось две сотни застежек из металла, стекла и керамики, ткани и ниток, кожи и кости, дерева и даже фруктовых косточек. За стеклом – причудливые брошки, крючочки, булавки, запонки. Каждому экспонату – сто, а то и двести лет. Какие-то красуются отдельно, какие-то выступают в составе целых костюмов (их на выставке более двадцати).

В наряде уральской казачки, например, застежек сразу четыре вида: рубаха – на тесемке, сарафан – с пуговицами, пояс – на пряжке, платок – на ленте. Сразу и не приметишь.

– Хранители поработали на славу: нашли, отобрали, осмыслили эти предметы, – рассказывает куратор выставки Наталья Калашникова. – Многие из вещей выставляются впервые.

Рядами расстелились пояса, украшенные заклепками со звездами, с сердечками. Пряжка то ли с солнцами, то ли с цветами. Огромная булавка, сантиметров двадцать в длину. Крючок и петля с изображениями святых. Рядом – большущие пряжки: одна – застежка для женского наплечного покрывала, вторая – для паранджи.

ПУГОВИЦА, КОТОРАЯ ШУМИТ

Но королева экспозиции – пуговица. Она на костюмах, на головных уборах, на рукавицах. Из нее – даже ожерелья и украшения для девичьих кос.

– Термин «пуговица» некоторые филологи связывают со словом «пугать», – объясняет Калашникова. – Ведь, кроме скрепления элементов костюма, у застежек была и другая функция, не менее важная: оберегать. На пуговицы наносили особые орнаменты, иногда даже тексты.

Фото: Российский этнографический музей

Фото: Российский этнографический музей

Отгоняя нечисть, древние придумали особые «шумящие» пуговицы, напоминающие бубенцы и колокольчики. Их пришивали к одежде, украшали лентами, но ничего на них не застегивали.

– «Шумящие» пуговицы крепили на русские свадебные костюмы, сзади на поневу (женская шерстяная юбка. – Прим. ред.), – объясняет старший научный сотрудник отдел этнографии русского народа, хранительница мягких фондов Елена Мадлевская. – И невеста была защищена от нечистых сил.

Сакральное значение придавали и пуговицам «тихим», обыкновенным. Число их должно было быть обязательно нечетным.

– В традиционной культуре четное и нечетное – это противопоставление законченности и незаконченности, – поясняет Мадлевская. – Нечетное количество пуговиц означает движение, жизнь.

Если же к одежде пришили четное число пуговиц, к изнанке обязательно пришивали еще одну, чтобы не навлечь беду. Похожее поверье было и у эстонцев, которые строго следили за количеством пуговок. А буряты даже расстегивали и застегивали их в определенной последовательности.

ПОДПОЯСАТЬСЯ ОТ СГЛАЗА

К слову, у русских пуговицы вошли в обиход далеко не сразу. Долгое время вся одежда держалась на завязках, тесемках и поясах. Кстати, последние считаются самой первой одеждой человека.

Пояса не только придавали силуэту приятный вид, но и, опять же, оберегали: на Древней Руси их воспринимали как защитный замкнутый круг. Как и булавки, которые прикалывали к изнанке «от порчи».

Интересно трактовали тесемки и ленты таджики. Например, свадебные лицевые занавески на широких узорных завязках символизировали чистоту, молодость и плодовитость невесты. А на детских рубашонках нередко можно было заметить черно-белые шнурки, которые не только фиксировали одежду, но и оберег ребенка от сглаза.

– Ранние формы одежды были простыми, из цельных полотнищ, поэтому достаточно было завязок и булавок, – отмечает Калашникова. – Но когда люди научились кроить, понадобились такие застежки, которые не дали бы костюму развалиться.

Фото: Российский этнографический музей

Фото: Российский этнографический музей

Яркий пример эволюции застежек – корсет. Сначала он держался на шнурке, затем стали пришивать крючки, и только потом – пуговицы.

Крючки и петли – тоже товарищи примечательные. Это парная застежка, состоящая из разных частей, которые порознь становятся бесполезными.

– Они символизируют единство мужского и женского, – отмечают в Институте истории материальной культуры РАН.

Для предков застежки были не только оберегом, но и своеобразной визитной карточкой: они сообщали окружающим о достатке, о профессии. Забавно: сегодняшние пуговицы, теснимые липучками и молниями, зачастую безлики и едва ли воспринимаются как оберег, а броши, предмет первой необходимости в античности, перешли в разряд украшений.