Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-3°
Boom metrics
Туризм25 июня 2016 22:00

Наше Серебряное кольцо: Ладожские каналы спасали корабли, но погубили не одну карьеру

Достопримечательностями могут быть не только красоты природы и памятники архитектуры. Ладожские каналы - чем не повод для гордости? В свое время эти уникальные инженерные сооружения считались крупнейшими в Европе.
Староладожоский канал в Шлиссельбурге

Староладожоский канал в Шлиссельбурге

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

ОЗЕРО-МОРЕ

Староладожский и Новоладожский каналы тянутся вдоль Ладожского озера почти вплотную с его берегами. Несведущему человеку может показаться странным: зачем было строить узкие проходы для судов и кораблей, когда буквально в нескольких метрах большая вода? Плыви - не хочу!

Но все дело в характере самой Ладоги. Крупнейшее озеро Европы словно настоящее море. Да что там! По строптивости с ним не всякое море сравнится. Частые неожиданные штормы сгубили немало судов и человеческих душ.

Жертвой Ладоги чуть было не стал путешествовавший по России Александр Дюма, отправившийся по озеру на Валаам.

«Туман все сгущался; раскаты гремели все оглушительнее, угасая в плотных сгустках пара, молнии отсвечивали каким-то мертвенным блеском; воды озера вздымались все выше, и не из-за буйства волн, а от какого-то подспудного клокотания. Я видел на своем веку бурь пять-шесть; ни одна не походила на эту…» - признался в своих записках французский классик.

Новоладожский канал. Романтичный вид на крепость Орешек.

Новоладожский канал. Романтичный вид на крепость Орешек.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

Еще больше, чем шторм, Дюма поразило поведение капитана. До этого он казался ему настоящим морским волком. А в момент опасности беспомощно бегал по палубе с криком «Мы погибли!». Тут и француз по-настоящему испугался… К счастью, буря как появилась из ниоткуда, так в никуда и исчезла. Но в обратный путь Дюма отправился по суше, хотя и пришлось ехать в телеге.

ПО УКАЗУ ПЕТРА

Вздорную Ладогу не стал укрощать даже бесстрашный Петр I. Отвоевав исконно русские земли у шведов, он велел проложить в обход озера канал для безопасного прохода судов к своей новой столице. В преамбуле петровского указа так и говорилось: «какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере… одним сим летом с тысячу судов пропало…»

Масштаб задуманного реформатором России был поистине гигантским. Без экскаваторов и бульдозеров следовало вручную, одними лопатами, прокопать 111 километров, да еще «траншея» должна была быть достаточной для прохода судов, то есть глубиной не менее двух метров, шириной не уже двадцати пяти.

Эти шлюзы помнят самого Петра I.

Эти шлюзы помнят самого Петра I.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

Петр гордился своим начинанием. Ведь тогда оно должно было стать самым современным и самым крупным гидросооружением Европы. Копать канал начали в 1719-м. Думали уложиться в два года. В 1723 году заждавшийся император прибыл лично проинспектировать стройку века. Оказалось, прорыли всего несколько верст.

Разгневанный Петр отдал под суд шлюзовых мастеров-немцев, а руководителя работ генерала Скорнякова-Писарева разжаловал в солдаты.

ГЕНЕРАЛ - СОЛДАТ - И СНОВА ГЕНЕРАЛ

Григорий Григорьевич Скорняков-Писарев - личность уникальная. О нем немного известно, но те сведения, что дошли до нас, поражают. Происходил из простого сословия, однако стал одним из приближенных Петра. Занимал множество статусных должностей. Но о его весе и влиянии говорят два факта: он лично арестовывал первую жену Петра Евдокию Лопухину и участвовал в суде над царевичем Алексеем. И надо же, «забрили» в солдаты.

После смерти Петра его вернули в генералы. Но неудачное участие в дворцовых интригах опять подвело. Григория Григорьевича снова лишили чинов, били кнутом и отправили в ссылку в Якутию. Там неглупого господина заметили. По ходатайству Беринга он стал начальником Охотского порта. И так наладил дело, что к глубокой старости его не только вернули в Петербург, но и возвратили все чины, награды и имущество. Правда, взыскали издержки за его переезд из Якутии.

АРМИЯ НАМ ПОМОЖЕТ!

На смену Скорнякова-Писарева назначили генерала Бурхарда Кристофа фон Миниха. Христофор Антонович, как его все называли, был гением не только инженерии, но и блестящим организатором. Он поступил так, как обычно делают в России. На стройку привлек целую армию, прибавив к семи тысячам вольнонаемных работников восемнадцать тысяч солдат. В 1731 году императрица Анна Иоанновна собственноручно золотой лопаткой прорыла последний перешеек, отделявший новую водную трассу от Невы в Шлиссельбурге.

Шлюзы Староладожского канала.

Шлюзы Староладожского канала.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

Миних входил в узкий круг Анны Иоанновны, что стоило ему карьеры. После восшествия на престол Елизаветы Петровны генерала арестовали, лишили чинов и наград. Хотели казнить, но, когда он взошел на эшафот, ему объявили, что его отправляют в ссылку в Пелым, это в Сибири. В глуши блистательный инженер провел двадцать лет.

Но все закончилось хорошо.

Управлять каналом, стратегически важным снабженцем Петербурга, назначили Абрама Ганнибала. Однако «арап Петра Великого» с этой задачей не справился. Канал начал мелеть, заиливаться, в некоторые жаркие лета и вовсе пересыхал. Новая царица, Екатерина II, отправила Ганнибала в отставку. Больше любимчик Петра на госслужбу не вернулся. А на канал поставила Миниха, который, оказалось, выжил в Сибири. Восьмидесятилетний инженер произвел ряд преобразований, и канал ожил и прослужил, правда с горем пополам, еще почти век.

ПО НОВОМУ РУСЛУ

При Александре II Староладожский канал продолжал хандрить - мелеть и чахнуть. В 1861-м начали рыть новый 110-километровый водный путь, который открыли через пять лет.

Сегодня оба канала можно увидеть воочию. Они берут начало от реки Волхов в Новой Ладоге и впадают в Неву в Шлиссельбурге. Сохранились шлюзы еще петровских времен.

Староладожский канал почти полностью обмелел и местами цветет, как альпийский луг весной. Зато по его берегам сохранились изысканные гранитные сооружения - водоспуски и даже фрагменты набережных. Он больше не работает, но теперь он красив сам по себе.

Второе название Староладожского канала - Петровский. Памятник императору установлен в месте соединения канала с рекой.

Второе название Староладожского канала - Петровский. Памятник императору установлен в месте соединения канала с рекой.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

Новоладожский канал все еще действующий. По нему, конечно, не протиснуться современным теплоходам и сухогрузам, но маломерные суда и катера плавают исправно. Зимой он используется как место стоянки барж и прочих плавсредств.

В интернете любопытно почитать заметки капитанов частных шхун о разводке лав - наплавных мостов, которых на канале пять. Правда, говорят, что у лав дежурят «особые люди», которые за небольшую плату готовы «помочь» в любое время. Плавающих путешественников также предупреждают не оставлять без присмотра вещи и суда во время стоянок. Местные жители - народ шустрый и ловкий. Как и века назад, все еще «кормится каналом».