2016-06-27T10:42:44+03:00
Комсомольская правда

Как меняется людская психология: от забвения к служению

«Человек машина»«Человек машина»

О том, как важно быть собой, рассуждает Богдан Пономарев, магистрант ВЕИП и любитель психоанализа.

Что стало наиболее значимым открытием Фрейда? Читатель искушенный воскликнет: «Бессознательное?» Промах. Со слов самого основателя психоанализа, неосознаваемые процессы психики были описаны и воспеты философами и поэтами. Столпом аналитической мысли стало то, что человек не принадлежит себе. Философ-рационалист Рене Декарт утверждал: «Мыслю, следовательно, существую». Как мог бы выразиться в этом ключе Фрейд? Определенно, иначе. Мы не только там, где мыслим. Но и там, где не мыслим. Там, где нечто мыслит нас. Нечто бессознательное.

До появления теории Коперника Земля была центром мира, и Вселенная почтенно вращалась вокруг нее. До учения Дарвина человек отделял себя от животного мира, аргументируя к божественному происхождению. Психоанализ показал, что даже собственной душе человек не хозяин.

Академическая наука и массовая культура примирились практически со всем, о чем революционно и скандально в свое время заявлял Фрейд. Современная сексология признает многогранность и противоречивость любовных предпочтений каждого. Под влиянием психоаналитической мысли выросло общественное движение антипсихиатрии, сражавшееся с дискриминацией и нетерпимостью по отношению к душевнобольным. Психологи практически любых направлений ныне признают важность раннего детского опыта, способы психических защит, и так далее. Но что стало с краеугольным камнем фрейдовского психоанализа, с которого мы начали наш разговор?

Он предан забвению. В условиях постиндустриального капитализма, примерно с 70-ых годов прошлого века, идея, что человек сам вершит свою судьбу, оказалась чрезвычайно востребована. В нашу страну эта идеология пришла немного позже, лишь с развалом Советского Союза. Условия рынка, предполагающие соперничество, конкуренцию и культ лидерства выставляют выбор человека рациональным, объективным. Воздействие средств массовой информации, внушающих и формирующих потребности, стараются не замечать. Влияние контекста, общественной формации, мнений других людей – представляется стертым. «Я мыслю, я делаю себя, я покупаю». Человек теперь принадлежит себе.

В рыночных условиях, в рамках широчайшего потребительского запроса, носители знания о душе неизбежно присоединились к крысиным бегам во имя усовершенствования человека как алгоритмической машины принятия решений. То, что зарождалось во имя изменения судьбы, стало служить повышению человеческой производительности, эффективности и потенциала приспособления к нередко абсурдным общественным условиям. Пророками этого нового дивного мира стали гуру, коучи, тренеры личностного роста так далее. Они выглядят уверенно и учат делать осознанный выбор, быть собой, богатеть, привлекать продажи и достигать успеха. Учат всему, что воспето средствами массовой информации и так очевидно необходимо каждому.

Человек соткан из нитей влияний. Влияний близких и дорогих сердцу людей, воздействий маркетологов и рекламщиков. Во времена Фрейда лютовали пуританские нравы - при строгой традиционалистской морали в неврозах обнажалась вытесненная сексуальная подоплека. Это время, во многом, позади. Культура изменилась. Стала раскованнее в отношении к сексу. А что же в нашем бессознательном теперь? Товарно-денежные отношения? Посмертная маска вечного счастья? Диктатура табу и сексуальных запретов сменилась тиранией счастья и культом благ. Но принуждение остается таковым, какими бы соблазнительными формулировками оно ни было окутано. Мы все так же не принадлежим себе. Может быть, «бытие собой», призывы к которому так популярны, начинается в тот момент, когда пропускаешь мимо ушей принуждение к нему?

Пономарев Богдан Александрович. Любитель психоанализа, магистрант ВЕИП bogdan.ponomariov@gmail.com.

«Будь собой!

«Будь собой!

Поделиться:
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24