800-летняя крепость Копорье снова открыта для туристов.
Фото: Анатолий АГРАФЕНИН
Когда художник представил в Италии свой первый портрет, работу приняли за творение кисти Рембрандта. Кипренский привел всех в восторг и в одночасье стал одним из самых модных портретистов своего времени.
Он так и остался непревзойденным. Благодаря его таланту мы можем всмотреться в глаза выдающихся людей XIX века. При этом о судьбе живописца известно не так уж и много.
Храм в Копорье стоит неухоженным.
Фото: Анатолий АГРАФЕНИН
ЛЕГЕНДЫ СТАРОЙ КРЕПОСТИ
Год назад губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко пообещал начать восстановление Копорской крепости. Тогда многие восприняли это заявление как политический пиар: уникальный памятник архитектуры XIII века находился в аварийном состоянии, а на воротах висел вульгарный амбарный замок.
Однако нынешним летом крепость преобразилась. Внутри выстелили дощатые дорожки, оградили аварийные участки, начали реставрационные работы… А главное - памятник снова открыли для туристов. Теперь он работает без выходных.
О Копорье сложено немало легенд. Например, о Карле XII, который якобы ужинал в крепости, когда Петр I пошел на штурм. Король, убегая по подземному ходу, потерял свою корону. И хотя на самом деле во время штурма Копорья Карл воевал в Польше, а Петр прорубал окно в Европу - основывал Петербург, поверье настаивает: если ночью увидеть призрак Карла и последовать за ним, сокровище обязательно найдется.
Аллея вязов - поговаривают, что ее посадили в честь рождения Кипренского.
Фото: Анатолий АГРАФЕНИН
Есть и легенды, связанные с Кипренским. До сих пор не разгадана тайна рождения художника.
Считается, что он - внебрачный сын местного помещика Дьякова, который побоялся открыто признать свои отношения с крестьянкой и выдал ее замуж за крепостного Адама Швальбе. А в память о рождении малыша посадил в Копорской крепости аллею вязов. Аллея тянется через двор. Говорят, если обнять одно из старых деревьев, сбудутся самые сокровенные мечты.
МАЛЬЧИК ИЗ КОПОРЬЯ
Талантливого ребенка заметили. В шесть лет его определили в Воспитательное училище при Академии художеств. Поскольку крепостных туда не принимали, Дьяков даровал мальчику вольную и новую фамилию - Кипренский.
Что вдохновило помещика на такой псевдоним? Возможно, одно из имен Афродиты, вышедшей из морской пены у побережья Кипра. Или так переиначили место рождения - Кипренский очень схоже с Копорский, то есть мальчик из Копорья.
Нежинская мыза
Орест окончил академию с золотой медалью. По тогдашним правилам лучшие ученики отправлялись на стажировку в Италию. Но Наполеоновские войны надолго задержали желанную поездку. В Рим приехал уже не просто взрослый человек, а сформировавшийся художник. Кстати, работой, которую приняли за произведение Рембрандта, был портрет отца художника Адама Швальбе - «Мужик в медвежьей шкуре».
ГДЕ НАХОДИТСЯ НЕЖИНСКАЯ МЫЗА
В годы долгой учебы в академии Орест часто приезжал в отчий дом. Известен рисунок «Вид из окна на усадебный двор мызы Нежинской».
В пятнадцати километрах от Копорья расположена старинная деревня Нежново. В ней когда-то была усадьба, которая сгорела в годы войны.
Дорога, наверное, одна из худших в регионе. Грунтовка, как стиральная доска. Много ям и выбоин, есть риск скатиться в кювет, объезжая их. Перевернутый КамАЗ на обочине - тому подтверждение.
Нежново в наши дни - деревня деревней, как на рисунках Кипренского.
Фото: Анатолий АГРАФЕНИН
В магазине у въезда в поселок поинтересовались: остались ли какие-нибудь следы Кипренского?
- А как же! Он тут родился. У нас и памятник есть, - ответила продавщица и даже вышла из-за прилавка, чтобы показать, где. Но тут подъехала компания рыбаков. Женщина махнула рукой: «Ищите там, у библиотеки, среди высоких деревьев».
Нежново мало отличается от пейзажа, нарисованного Кипренским двести лет назад. Такие же одноэтажные домики, сараи, аисты в гнезде. Правда, вместо телег теперь трактора.
Однако у высоких деревьев никакого монумента не видно.
Вдоль дороги прогуливались две мамаши с колясками.
- Как найти памятник Кипренскому?
- Кто это? - изумились юные особы.
- Хотя бы подскажите, где у вас библиотека?
- А разве у нас есть библиотека?
Девушки продолжили гордое шествие.
Сотрудница почты на поселковой площади прямо в окно указала пальцем: «Там!»
Но в зарослях невозможно было ничего рассмотреть.
И тут из кустов вынырнул мальчик с книжками под мышкой.
В зарослях оказалась обычная изба с табличкой «Библиотека» и каменный пьедестал, на котором написано, что в Нежново родился художник Кипренский.
Каменная доска у библиотеки напоминает, что художник родился именно здесь.
Фото: Анатолий АГРАФЕНИН
ИТАЛЬЯНСКИЕ МЕЧТЫ
В Риме живописец взялся рисовать маленькую дочку своей натурщицы. Портрет Мариуччи - так звали девочку - получился великолепным. Но мать смекнула, что может на этом заработать, и начала тянуть из художника деньги. Однажды натурщицу нашли мертвой в его мастерской. Хотя Кипренского признали невиновным, за историей потянулся нехороший шлейф. Друзья отвернулись от мастера. Вмиг иссякли заказы. Орест отдал сироту Мариуччу на воспитание в монастырь и вернулся в Россию.
Его ждал новый взлет. На родине художник создал свои лучшие работы, среди которых портреты Жуковского, Оленина, Давыдова. Увидев свой портрет кисти Кипренского, Пушкин пришел в восторг: «Себя как в зеркале я вижу…». Но живописец мечтал об Италии.
Он снова приехал в Рим, забрал Мариуччу из приюта и влюбился в повзрослевшую красавицу. Разница в возрасте между ними была тридцать лет, однако мастер женился на ней, приняв католичество.
А Италия уже забыла Кипренского. Орест брался за любые халтуры, но денег не хватало. Он начал много пить. Раздраженная Мариучча нередко закрывала двери и не пускала супруга домой. Однажды осенью, заночевав на улице, живописец простудился и умер.
Говорят, он хотел вернуться в Россию, веря, что его дела поправятся…
Земляки, проживавшие в Риме, собрали двести рублей и установили на могиле Кипренского памятную доску. Но где он обрел последний покой? Вроде бы в какой-то из церквей для бедных.
Могила Ореста Кипренского в базилике Сан-Андреа в Риме.
Фото: Анатолий АГРАФЕНИН
В центре Рима - три базилики Сан-Андрея. В одной из них обратились к монаху в сутане из грубой шерсти.
- Не знаете, где похоронен русский художник?
- Кипренский? Он с нами, - ответил монах.
Он отвел в полумрак собора - скромного снаружи, но огромного внутри. У алтаря белеют две статуи ангелов работы Бернини. А справа, почти у входа - капелла с мраморной плитой и надписью на латыни: ORESTIS KIPRENSKOI.
В Риме, оказывается, помнят…