Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-1°
Boom metrics
Туризм22 августа 2016 8:53

Слава и грех Ореста Кипренского

Продолжаем путешествия по неизвестной Ленобласти - едем на родину великого живописца
800-летняя крепость Копорье снова открыта для туристов.

800-летняя крепость Копорье снова открыта для туристов.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

Когда художник представил в Италии свой первый портрет, работу приняли за творение кисти Рембрандта. Кипренский привел всех в восторг и в одночасье стал одним из самых модных портретистов своего времени.

Он так и остался непревзойденным. Благодаря его таланту мы можем всмотреться в глаза выдающихся людей XIX века. При этом о судьбе живописца известно не так уж и много.

Храм в Копорье стоит неухоженным.

Храм в Копорье стоит неухоженным.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

ЛЕГЕНДЫ СТАРОЙ КРЕПОСТИ

Год назад губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко пообещал начать восстановление Копорской крепости. Тогда многие восприняли это заявление как политический пиар: уникальный памятник архитектуры XIII века находился в аварийном состоянии, а на воротах висел вульгарный амбарный замок.

Однако нынешним летом крепость преобразилась. Внутри выстелили дощатые дорожки, оградили аварийные участки, начали реставрационные работы… А главное - памятник снова открыли для туристов. Теперь он работает без выходных.

О Копорье сложено немало легенд. Например, о Карле XII, который якобы ужинал в крепости, когда Петр I пошел на штурм. Король, убегая по подземному ходу, потерял свою корону. И хотя на самом деле во время штурма Копорья Карл воевал в Польше, а Петр прорубал окно в Европу - основывал Петербург, поверье настаивает: если ночью увидеть призрак Карла и последовать за ним, сокровище обязательно найдется.

Аллея вязов - поговаривают, что ее посадили в честь рождения Кипренского.

Аллея вязов - поговаривают, что ее посадили в честь рождения Кипренского.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

Есть и легенды, связанные с Кипренским. До сих пор не разгадана тайна рождения художника.

Считается, что он - внебрачный сын местного помещика Дьякова, который побоялся открыто признать свои отношения с крестьянкой и выдал ее замуж за крепостного Адама Швальбе. А в память о рождении малыша посадил в Копорской крепости аллею вязов. Аллея тянется через двор. Говорят, если обнять одно из старых деревьев, сбудутся самые сокровенные мечты.

МАЛЬЧИК ИЗ КОПОРЬЯ

Талантливого ребенка заметили. В шесть лет его определили в Воспитательное училище при Академии художеств. Поскольку крепостных туда не принимали, Дьяков даровал мальчику вольную и новую фамилию - Кипренский.

Что вдохновило помещика на такой псевдоним? Возможно, одно из имен Афродиты, вышедшей из морской пены у побережья Кипра. Или так переиначили место рождения - Кипренский очень схоже с Копорский, то есть мальчик из Копорья.

Нежинская мыза

Нежинская мыза

Орест окончил академию с золотой медалью. По тогдашним правилам лучшие ученики отправлялись на стажировку в Италию. Но Наполеоновские войны надолго задержали желанную поездку. В Рим приехал уже не просто взрослый человек, а сформировавшийся художник. Кстати, работой, которую приняли за произведение Рембрандта, был портрет отца художника Адама Швальбе - «Мужик в медвежьей шкуре».

ГДЕ НАХОДИТСЯ НЕЖИНСКАЯ МЫЗА

В годы долгой учебы в академии Орест часто приезжал в отчий дом. Известен рисунок «Вид из окна на усадебный двор мызы Нежинской».

В пятнадцати километрах от Копорья расположена старинная деревня Нежново. В ней когда-то была усадьба, которая сгорела в годы войны.

Дорога, наверное, одна из худших в регионе. Грунтовка, как стиральная доска. Много ям и выбоин, есть риск скатиться в кювет, объезжая их. Перевернутый КамАЗ на обочине - тому подтверждение.

Нежново в наши дни - деревня деревней, как на рисунках Кипренского.

Нежново в наши дни - деревня деревней, как на рисунках Кипренского.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

В магазине у въезда в поселок поинтересовались: остались ли какие-нибудь следы Кипренского?

- А как же! Он тут родился. У нас и памятник есть, - ответила продавщица и даже вышла из-за прилавка, чтобы показать, где. Но тут подъехала компания рыбаков. Женщина махнула рукой: «Ищите там, у библиотеки, среди высоких деревьев».

Нежново мало отличается от пейзажа, нарисованного Кипренским двести лет назад. Такие же одноэтажные домики, сараи, аисты в гнезде. Правда, вместо телег теперь трактора.

Однако у высоких деревьев никакого монумента не видно.

Вдоль дороги прогуливались две мамаши с колясками.

- Как найти памятник Кипренскому?

- Кто это? - изумились юные особы.

- Хотя бы подскажите, где у вас библиотека?

- А разве у нас есть библиотека?

Девушки продолжили гордое шествие.

Сотрудница почты на поселковой площади прямо в окно указала пальцем: «Там!»

Но в зарослях невозможно было ничего рассмотреть.

И тут из кустов вынырнул мальчик с книжками под мышкой.

В зарослях оказалась обычная изба с табличкой «Библиотека» и каменный пьедестал, на котором написано, что в Нежново родился художник Кипренский.

Каменная доска у библиотеки напоминает, что художник родился именно здесь.

Каменная доска у библиотеки напоминает, что художник родился именно здесь.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

ИТАЛЬЯНСКИЕ МЕЧТЫ

В Риме живописец взялся рисовать маленькую дочку своей натурщицы. Портрет Мариуччи - так звали девочку - получился великолепным. Но мать смекнула, что может на этом заработать, и начала тянуть из художника деньги. Однажды натурщицу нашли мертвой в его мастерской. Хотя Кипренского признали невиновным, за историей потянулся нехороший шлейф. Друзья отвернулись от мастера. Вмиг иссякли заказы. Орест отдал сироту Мариуччу на воспитание в монастырь и вернулся в Россию.

Его ждал новый взлет. На родине художник создал свои лучшие работы, среди которых портреты Жуковского, Оленина, Давыдова. Увидев свой портрет кисти Кипренского, Пушкин пришел в восторг: «Себя как в зеркале я вижу…». Но живописец мечтал об Италии.

Он снова приехал в Рим, забрал Мариуччу из приюта и влюбился в повзрослевшую красавицу. Разница в возрасте между ними была тридцать лет, однако мастер женился на ней, приняв католичество.

А Италия уже забыла Кипренского. Орест брался за любые халтуры, но денег не хватало. Он начал много пить. Раздраженная Мариучча нередко закрывала двери и не пускала супруга домой. Однажды осенью, заночевав на улице, живописец простудился и умер.

Говорят, он хотел вернуться в Россию, веря, что его дела поправятся…

Земляки, проживавшие в Риме, собрали двести рублей и установили на могиле Кипренского памятную доску. Но где он обрел последний покой? Вроде бы в какой-то из церквей для бедных.

Могила Ореста Кипренского в базилике Сан-Андреа в Риме.

Могила Ореста Кипренского в базилике Сан-Андреа в Риме.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

В центре Рима - три базилики Сан-Андрея. В одной из них обратились к монаху в сутане из грубой шерсти.

- Не знаете, где похоронен русский художник?

- Кипренский? Он с нами, - ответил монах.

Он отвел в полумрак собора - скромного снаружи, но огромного внутри. У алтаря белеют две статуи ангелов работы Бернини. А справа, почти у входа - капелла с мраморной плитой и надписью на латыни: ORESTIS KIPRENSKOI.

В Риме, оказывается, помнят…