Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
В мире22 сентября 2016 9:27

Найден седьмой член знаменитой «Кембриджской пятерки» советских разведчиков

Однако британский суд запретил рассекречивать его имя
Ким Филби − негласный лидер «пятерки». Занимал высокие посты в британской разведке МИ-6, возглавлял отдел по работе против СССР.

Ким Филби − негласный лидер «пятерки». Занимал высокие посты в британской разведке МИ-6, возглавлял отдел по работе против СССР.

Фото: EAST NEWS

Вчера лондонская «Дейли мейл» крупным шрифтом выдала мировую сенсацию о неизвестном ранее шпионе в составе кембриджской сети, созданной еще 80 лет назад и проработавшей на СССР почти четверть века. За комментарием " Комсомолка" обратилась к своему постоянному автору – известному писателю, историку спецслужб Геннадию СОКОЛОВУ.

«ДЕЖА ВЮ»

− Похоже, налицо «дежа вю», Геннадий Евгеньевич? Ведь ровно год назад британская пресса уже отшумела по поводу шестого шпиона в кембриджской сети. Теперь вот седьмого обнаружили… Что за оказия такая?!

− Да уж, действительно оказия! Только у нее есть имя – Эндрю Лоуни. Это известный лондонский литературный агент и издатель, а по совместительству историк-любитель. Автор очередной «сенсации». В сентябре прошлого года он уже декларировал о своей тогдашней архивной находке шестого члена «пятерки» − Уилфрида Манна.

Теперь у этого «ловца шпионов» появилось некое письмо из национального архива в Кью. Письмо, раскрывающее имя «агента номер семь». Просьба не путать с Джеймсом Бондом, у того, как известно, номер 007 и работает он на Её Величество королеву Англии, а не на русских

− Перед тем, как продолжить нашу беседу, думаю, имеет смысл напомнить читателям, о какой такой «кембриджской пятерке» идет речь.

− Так называемая «великолепная пятёрка» − это выпускники Кембриджского университета Великобритании, составлявшие ядро сети советских агентов в этой стране. Они были завербованы в середине 30-х годов советским разведчиком Арнольдом Дейчем. Всего же им было завербовано 17 агентов (!), многие из которых до сих пор не расшифрованы. По мнению специалистов, это была самая успешная и результативная группа в истории мировой разведки.

Сеть была раскрыта в 50-60-е годы, но никто не понёс наказания. Филби, Маклин и Берджесс бежали в СССР, Кернкросс и Блант остались в Англии, но не преследовались в судебном порядке.

За комментарием " Комсомолка" обратилась к своему постоянному автору – известному писателю, историку спецслужб Геннадию СОКОЛОВУ

За комментарием " Комсомолка" обратилась к своему постоянному автору – известному писателю, историку спецслужб Геннадию СОКОЛОВУ

Фото: Иван ВИСЛОВ

СПРАВКА «КП»

Ким Филби − негласный лидер «пятерки». Занимал высокие посты в британской разведке МИ-6, возглавлял отдел по работе против СССР. Это позволило ему информировать Москву о всех наиболее значительных шпионских операциях противника.

Джон Кернкросс работал в годы Второй мировой в британском центре дешифровки (Блечли парк) и информировал Москву о секретной переписке руководства Рейха с командованием вооруженных сил фашистской Германии, а также о проекте создания атомной бомбы в США.

Дональд Маклин и Гай Берджесс большую часть времени проработали в американском отделе Форин офис и информировали Москву о тайных внешнеполитических планах и операциях Великобритании и США против СССР, а также о Манхэттенском проекте.

Энтони Блант – сотрудник британской контрразведки МИ-5 и советник короля Георга VI. Он информировал Москву об операциях по противодействию работе советской разведке в Великобритании.

Кембриджская великолепная пятёрка

Кембриджская великолепная пятёрка

«ШЕСТОЙ»

− Прежде чем взяться за седьмого кембриджца, напомните, кем оказался, по мнению англичан,«шестой»?

− «Шестым» членом «пятерки» год назад Эндрю Лоуни назвал Уилфрида Манна. Этот британский ученый-физик по прозвищу «Атомный человек» работал над созданием ядерного оружия. В московском Центре он был известен под оперативными псевдонимами «Малоун» и «Бэзил».

По данным Лоуни, Манн был завербован советской разведкой в Лондоне еще в 1930 году в возрасте 22 лет. Выпускник Имперского лондонского колледжа получил докторскую степень по физике в 1931 году. Затем молодой ученый был приглашен в британский, а позднее и в американский атомный проект. В годы войны стал сотрудником МИ-6 и был направлен в США в качестве британского офицера связи в рамках Манхэттенского проекта. Друзья в ту пору называли его “AtomicMan” – «Атомный человек».

Шестой "Атомный человек" -Уилфрид Манн

Шестой "Атомный человек" -Уилфрид Манн

Офис Манна в годы службы в английском посольстве в Вашингтоне соседствовал с кабинетами Филби, Берджесса и Маклина. И он снабжал последнего оперативной информацией по Манхэттенскому проекту, а также помогал с анализом и интерпретацией всей технической разведывательной информации для московского Центра по американскому атомному проекту.

В итоге Лоуни сделал вывод: Манн был «шестым человеком» в кембриджской группе.

− Сенсация?

− Вряд ли. По данным Лоуни, «Бэзил» был выдан Западу как советский агент в 46-м году израильтянами. Через два года его раскрыли американцы благодаря знаменитой операции «Венона» − программы контрразведки США по расшифровке советских закодированных донесений. Вследствие этого Манн попал в «обработку» американской контрразведки и был вскоре перевербован. В 49-ом он уже начал работать на ЦРУ, поставляя в московский Центр дезинформацию.

Манн получил американское гражданство в 1959 году. В 82-ом написал книгу воспоминаний, в которой рассказал о знакомстве с «кембриджской троицей», но ни словом не обмолвился о своей разведывательной работе на Москву. От любых попыток обвинить его в шпионаже категорически отказывался, как и от многочисленных просьб дать интервью прессе. Умер в 2001-ом

ОБМАНКА

− Выходит, речь шла скорее о еще одном из советских атомных шпионов, чем о шестом члене кембриджской группы?

− Вы правы. Дата вербовки Уилфрида Манна (1930-ый год) и место учебы (Лондон, Имперский колледж) ни по времени, ни по месту не подходят для кембриджской операции советской разведки. Наши резиденты в Англии в середине 30-х годов − Рейф, Дейч и Орлов − формировали эту группу из выпускников Кембриджского университета. Всего в ней было, как я уже упоминал, 17 человек. Поименный и полный список этой группы по-прежнему является государственной тайной.

Но были и другие разведгруппы в ту пору, созданные советской разведкой на «Острове», например, оксфордская. О ней до сих пор вообще практически ничего не известно. Ведь не случайно говорят, что история разведки – это история провалов. Мы знаем лишь то, что стало достоянием гласности вследствие предательства или провала разведчика. Об успешных операциях и агентах, не расшифрованных противником, нам знать не дано.

Теоретически Манн вполне мог быть членом одной из нелегальных атомных резидентур советской разведки. Они активно работали в США, Англии и Канаде в 1940-50-е годы. По некоторым данным число наших агентов в них шло не на десятки, а на сотни человек.

Так что тот факт, что Манн оказался завербован нашей разведкой, был знаком и сотрудничал с Дональдом Маклином, еще не значит, что он входил в состав кембриджской разведгруппы.

«СЕДЬМОЙ»

Что известно о «седьмом» агенте «пятерки»?

− В истории с «седьмым», на мой взгляд, пока что больше вопросов, чем ответов. Ситуация вокруг его имени складывается весьма странная и подозрительная. С одной стороны, Эндрю Лоуни утверждает, что он обнаружил в Британском национальном архиве в Кью (пригород Лондона) некое письмо. из которого следует, что «седьмой» работал в качестве члена кембриджской сети в 1950-е годы. С другой, содержание самого письма не приводится, а имя «агента номер 7» не разглашается.

− Согласитесь, Геннадий Евгеньевич, это очень странное историческое «открытие», если в нем всё закрыто, кроме намека на сенсацию.

− Согласен. И всё же кое-какие любопытные факты из этой тайны, покрытой мраком, в прессу просочились.

Статья в Дейли мейл от 20.09.16

Статья в Дейли мейл от 20.09.16

− Поделитесь.

− Ну, во-первых, известно, что «седьмой», якобы, до сих пор жив. То есть ему должно быть уже далеко за девяносто. Во-вторых, по имеющейся информации, он был вроде бы осужден в Великобритании, но совершил побег из тюрьмы в 1966 году.

И здесь возникает вопрос: уж не на Джорджа ли Блейка, выдающегося советского разведчика и двойного агента, пытаются навести стрелки авторы этой «сенсации»? Он ведь, как известно, до сих пор жив (ему 93 года). Он работал в 1950-е годы на советскую разведку. И в 1965 году бежал из тюрьмы Вормвуд Скрабз сначала в Германию, а затем в СССР.

Но эта, с позволения сказать , версия хромает на обе ноги. Георгий Иванович (как именуют Блейка в нашей стране последние полвека) никогда с кембриджской пятеркой не работал. А с Филби и Маклином познакомился и подружился уже в Москве. Кроме того, имя Джорджа Блейка никак не подходит для категории новейших исторических открытий. Он оказался «засвечен» предателем и стал известен во всем мире еще в 1961 году, получив от британских властей 42-летний срок тюремного заключения.

ПРЕДАТЕЛЬ ПОД ЗАЩИТОЙ

− Значит, речь идет о ком-то еще. Но о ком?

− Пока имя не будет названо, гадать, думаю, бесполезно. Хотя мои английские коллеги уже начали выдвигать свои предположения. В частности, называлось имя бывшего заместителя начальника британской контрразведки МИ-5 Гая Лидделла.

Лидделл был другом и коллегой Берджесса и Бланта (двух из пяти членов «великолепной пятерки») по совместной работе в МИ-5. Бедняга серьезно пострадал из-за этой дружбы, попав под подозрение «ловцов шпионов» еще в 1950-е годы. Впрочем, не он один. И Роджер Холлис, шеф МИ-5, и его зам – Грэм Митчелл – все они оказались «под колпаком» своих коллег по работе уже позднее, в середине 60-х годов. Лишились должностей и были обвинены в измене.

Лидделла с подачи известного писателя и историка разведки Джона Костелло вообще какое-то время считали «пятым человеком» в кембриджской группе. Тогда еще не было раскрыто имя настоящего пятого кембриджца Джона Кернкросса.

Однако, что ни говори, Лиделл скончался почти шесть десятилетий назад, То есть он никак не подходит для предложенных обстоятельств.

− Вы заметили, что Британский национальный архив отказался предать гласности документы о «седьмом» агенте. Это странно. Ведь прошло уже столько лет! К чему скрывать то, что более не составляет государственной тайны?

− Судья Питер Лейн, обосновывая отказ руководства национального архива в Кью (несмотря на положения действующего в Великобритании закона о свободе информации) обнародовать злополучное письмо и имя «седьмого» агента, заявил, что делает это для того, чтобы «не скомпрометировать личные отношения» данного лица. И подчеркнул, что «нет никакой острой необходимости предавать огласке имена предателей времен «холодной войны» (?!) Поразительно, не правда ли?

Это заявление судьи Лейна фактически означает, что власти Великобритании по какой-то непонятной никому причине фактически взяли под государственную защиту как самого предателя, так и близких ему людей. За какие такие заслуги, хотелось бы знать? Ума не приложу.

− Эта история похожа на лихо закрученный и совершенно бестолковый детектив. Не могу отделаться от вопроса: «А не выдумка ли это?» Чтобы, скажем, раскрутить очередной маховик шпиономании на «Острове»? И возбудить новую волну русофобии…

− Не думаю. То, что в британском архиве всплыло какое-то новое имя очередного нашего разведчика, связанного с «кембриджской пятеркой», − это вполне вероятный факт, не вызывающий у меня лично никаких особых возражений. Такое случалось и раньше. Тот же Эндрю Лоуни натолкнулся на имя вышеупомянутого Уилфреда Манна, разбирая архивную переписку.Нашел дневник сэра Патрика Рейли, хранившийся в библиотеке Бодлена в Оксфорде, Сэр Патрик, между прочим, был заметной фигурой в британской разведке и дипломатии. В годы Второй мировой войны – личный секретарь шефа МИ-6 сэра Стюарта Мензиса. Позднее, в конце 40-х, сам − руководитель Объединенного комитета по разведке. А далее в конце 50-х – посол Великобритании в Москве. Эти дневниковые записи должны были стать основой для мемуаров, но их так и не издали. Видимо, воспоминания разведчика показались слишком откровенными для цензоров из спецслужб.

Вот и теперь мистер Лоуни «откопал» нечто похожее и любопытное в архивной переписке. Но, увы, цензура не дала ход его открытию.

− Вы верите в то, что это открытие действительно связано с «великолепной пятеркой»?

− В то, что оно связано с новыми данными о работе нашей кембриджской сети, мне нетрудно поверить. В то же, что нам будет названо новое имя из числа «Апостолов», завербованных нашей разведкой в 1930-ые годы, верится с трудом. По-моему, всё, что было возможно раскрыть, уже сделано. Ведь были как случаи предательства со стороны наших агентов, так и удачные операции британской и американской контрразведок (в рамках проекта «Венона», например). Осталось то, что англосаксам расшифровать так и не удалось. И вряд ли удастся без необходимого желания со стороны наших спецслужб и их архивариусов.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Геннадий Евгеньевич СОКОЛОВ (65 лет) окончил МГИМО МИД СССР. Работал в Великобритании, Дании, Швейцарии. Командировался более чем в 30 стран мира. Автор книг по истории противостояния российских и британских спецслужб, опубликованных в России и за рубежом: «Голый шпион», «Бомба» для премьера. Русский шпион в Лондоне», «Линия смерти. Провал операции «Кларет», «Шах Дому Виндзоров. Охота за королевским порно», «Шпион номер раз». Соавтор российских и зарубежных документальных фильмов по истории разведки.