Александр Луцаенко четверокурсники Красноярского техникума железнодорожного транспорта.
Фото: Андрей МОСКОВ
Но кто эти люди, решившие повторить трудовой подвиг советской молодежи?
В плане практики
На перегоне Таксимо – Лодья кипит работа. Символично, что, как и сорок с лишним лет назад, в ней задействована молодёжь – трудовой отряд из 18 иркутских и красноярских студентов.
.
- Это наша смена, - рассказывает начальник участка Сергей Викторович Любимов, его «юрисдикция» – 300 километров железной дороги в обе стороны от Таксимо. - От того, как пройдёт их практика, будет зависеть отношение ребят к выбору профессии. Поэтому хочется, чтобы у них остались только положительные эмоции и хорошие впечатления, ведь сегодня это студенты, а завтра – путейщики, руководители, министры.
Начальник участка Сергей Викторович Любимов, его «юрисдикция» – 300 километров железной дороги в обе стороны от Таксимо.
Фото: Андрей МОСКОВ
Давлат Худжаёров о министерском портфеле пока не думает – просто учится в Иркутском госуниверситете путей сообщения (ИрГУПС). На БАМе он в первый раз, вообще в стройотряде впервые. Приехал, как он говорит, за новым опытом.
- Второй разряд по специальности «монтёр пути» я ещё в прошлом году получил, - рассказывает Давлат. – А чтобы третий разряд получить нужно тридцать пять часов на путях отработать, за этим и приехал сюда. Заодно и денег заработаю, тысяч тридцать пять - сорок, думаю, выйдет. Да и условия здесь нормальные, не жалуемся, разве, что – мошки много, но и к ней мы уже привыкли. Занимаемся в основном отделочными работами пути. Норма на одного – два звена в день. Поначалу тяжело было, руки в мозолях, но потом втянулись, прошли двадцать километров. Потом, детям своим, буду рассказывать, что второй БАМ строил, - говоря это Давлат смеётся.
Давлат Худжаёров студент Иркутского госуниверситета путей сообщения (ИрГУПС).
Фото: Андрей МОСКОВ
Четверокурсники Красноярского техникума железнодорожного транспорта Александр Луцаенко и Евгений Хряпин тоже приехали сюда пройти практику и подзаработать. Вообще-то практику они могли пройти и на предприятии в своём городке, но поехали на БАМ – это всё-таки возможность попутешествовать по своей родине.
- Конечно, путейцу второго разряда кроме лопаты ничего другого не доверят, - пожимает плечами Александр. - Но в любом случае это по моей специальности - строительство железных дорог, путей и путевого хозяйства. Последний курс остался, закончу - стану мастером на дороге.
Евгений Хряпин четверокурсники Красноярского техникума железнодорожного транспорта.
Фото: Андрей МОСКОВ
Антон Бронников – ещё один студент ИрГУПСе – перешёл на пятый курс, и здесь на перегоне под Таксимо он в третий раз. Лопатой уже не машет - теперь он сигналист. У него в руках сигнальные флажки, рация наперевес, а на боку висит оранжевый «свисток» в виде рупора. Антон следит – не приближается ли поезд, и если тот едет сигналист подаёт сигнал работающим. Будущая специальность Антона Бронникова – управление техническим состоянием железнодорожного пути. Но это в будущем, пока он сигналист.
- Просто, я здесь наиболее подготовленный из всех, - говорит Антон. – Третий год на этом участке. В первый год работал обычными монтёром пути. В прошлом году приезжал уже, как командир отряда. А теперь, вот, на дополнительных курсах в университете получил «корочки» сигналиста пути и вот. Зачем сюда езжу? Романтика. Ну и практика, разумеется. И ещё гордость за то, что второй БАМ делаешь.
Антон Бронников студент Иркутского госуниверситета путей сообщения (ИрГУПС)
Фото: Андрей МОСКОВ
Со всеми удобствами
Многие из нас уже и не помнят, что это такое - очередь на жильё. Кажется, канули в лету времена, когда организации давали квартиры свои сотрудникам. И очень удивляешься, когда выясняется, что не везде от этого отказались. Например, в посёлке Новая Чара на БАМе: железная дорога уже не первый год строит благоустроенные квартиры для своих работников.
В очереди на квартиру стоят движенцы, машинисты, начальники станций, механики, а многие сотрудники железной дороги уже живут в таких «технологических квартирах» третий год.
- Два подъезда, двадцать семь квартир, - рассказывает про новостройки замначальника компании-застройщика Андрей Теплых. – Три «трёшки», три «однокомнатных» и двадцать одна двухкомнатная. Дома модульные, для северного исполнения - очень тёплые, пол из несгораемого материала, всё экологически чистое. В квартире все удобства, вплоть до теплосчётчиков. В Новой Чаре это уже третий такой дом. Ещё два достраиваются в Вихоревке и Таксимо, вот-вот начнётся стройка в Коршунихе-Ангарской, в Северобайкальске площадку готовят и по Усть-Куту решается вопрос.
Михаил Матвеев работает помощником машиниста, он «отстоял» в очереди на квартиру полтора года.
- На каждую службу выделяется определённо количество жилья в новостройке, поэтому пришлось немного подождать, - говорит Михаил. – Но это мелочи в сравнении с тем, что моей семье больше не придётся жить в съёмной квартире.
В посёлке Новая Чара на БАМе: железная дорога уже не первый год строит благоустроенные квартиры для своих работников И логотип к началу ближе.
Фото: Андрей МОСКОВ
ВРЕЗ: ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Главный по профессии
Кому на смену пришла нынешняя молодежь, строящая БАМ-2?
Альберт Чаплыгин приехал на Байкало-Амурскую магистраль в 1974 году. Рассказывает, что получил путёвку лично из рук будущего президента Бориса Ельцина, а тогда секретаря горкома партии в Свердловске.
- Нас тогда из города четверых послали – троих студентов-комсомольцев и меня, уже 30-летнего коммуниста, - рассказывает Альберт Иванович. – Меня, вроде как, за молодыми присматривать, учить. И учили - технике, строительству, порой, ведь, ребята, даже лопату держать не умели – городских приезжало очень много. Но у всех был такой душевный подъём! Все знали - это нужно стране. Наверное, это и есть тот самый патриотизм, о котором сейчас так много говорят. И я говорю. Я ведь вечный патриот, консерватор, коммунист, воспитанный в старом духе, и для меня очень важно передать молодому поколению свой опыт и внутренний настрой.
А опыт для передачи — уникальный. Например, на отсыпку насыпи под пути первого БАМа ушло пятьсот миллионов «кубов» грунта.
Альберт Чаплыгин приехал на Байкало-Амурскую магистраль в 1974 году.
Фото: Андрей МОСКОВ
- Насыпь, ведь, часто под десять метров высотой! – вспоминает экскаваторщик-бульдозерист Альберт Чаплыгин. - А сначала бульдозера были слабые, поэтому взрывали много – взорвём, грунт вытолкнем, опять взорвём, вытолкнем, так и работали. Потом «наверху» сообразили, что это слишком долгая песня и начали покупать нам новую технику – «Комацу». Здоровые, огромные бульдозеры! И рыхлитель сзади! Взрывать уже не нужно было – хватало рыхлителя, и мы быстрыми темпами пошли вперёд, лесорубы порой даже не успевали расчищать для нас просеки. Так бульдозером и корчевали. А на отсыпке под насыпь сначала укладывали валы, сперва метр диаметром, потом поменьше, ещё меньше, ещё затем отсыпали это сооружение гравием, на него клали «подушку» и только потом рельсы. Рельсы – это уже завершающий момент, а основную работу делали бульдозеристы - карьеры, дороги, подъезды, формирование насыпи. По сути, бульдозерист – был самым главным на стройке.
А ещё Альберт Чаплыгин помнит, как в 1976 году здесь в окрестностях будущего Северобайкальска он на своём бульдозере перевалил через горный хребёт, впервые увидел Байкал и влюбился в него.
- С тех пор здесь и живу, - говорит Альберт Иванович.
Виктор Синицкий.
Фото: Андрей МОСКОВ
- Поначалу мне здесь холодно показалось, - рассказывает «бамовский» механизатор широкого профиля Виктор Синицкий. - Морозы тогда сильные были, техника с большим трудом, заводилась. Но потом приспособились, работа закипела, планы были на месяцы, на годы вперёд – строить, строить, строить. И можно сказать, что я в этот город — Северобайкальск - душу вложил, да и дети у меня здесь родились.
Строители БАМа отдавались делу всей душой и были готовы расширять магистраль, ведь отсыпку-то изначально делали на две дороги и мосты ставили под два пути, но настали 90-е годы и стране стало не до второго БАМа.
Константин Наволоцкий.
Фото: Андрей МОСКОВ
- Нам тогда было очень обидно, - вспоминает бывший водитель Константин Наволоцкий. - Оказался ненужным такой труд! И очень хорошо, что на БАМ опять обратили внимание, взялись за него. Приятно осознавать, что уже к 2019 году он станет основной железной дорогой в стране. Эта мысль радует, думаешь: «Всё-таки не напрасно мы его строили!». Чувствуешь гордость.