Староладожская крепость - наши дни.
Фото: Анатолий АГРАФЕНИН
Ушедшая в небытие Россия начала XX века - в цвете. Такой она предстает на снимках Прокудина-Горского. В сочных красках мы можем видеть старинные храмы, монастыри, заводы, города и разнообразные бытовые сцены. И узнавать в кадрах то, что рядом с нами сохранилось и сегодня.
КТО ТАКОЙ ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ
Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в 1863 году. Учился в Александровском лицее - он и сейчас существует на Петроградской стороне, на углу Каменноостровского проспекта и Большой Монетной улицы. Слушал лекции по естествознанию в Санкт-Петербургском университете, Императорской военно-медицинской академии, занимался в Академии художеств. В конце XIX века увлекся фотографией и стал авторитетным мастером. В 1900 году Русское техническое общество показало его черно-белые работы на Всемирной парижской выставке.
Лодейное поле. Памятник Петру I и собор. Фото: С. М. ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ, из электронных фондов Президентской библиотеки
А в 1902-м, после обучения в фотомеханической школе доктора Адольфа Мите близ Берлина, Прокудин-Горский создал и запатентовал свою модель камеры для цветной съемки и проектор для демонстрации на экране. Так он стал одним из пионеров в области цветной фотографии.
С этого времени и началась одиссея мастера по России, в ходе которой он объездил всю империю, создав более двух тысяч цветных фотоснимков, представляющих не только художественную, но историческую ценность. Например, по фотографиям Сергея Михайловича в наши дни ведутся реставрационные работы, в ходе которых восстанавливают не только внешний облик, но и нередко утраченные цвета раритетов.
Гергиевский собор. Фото: С. М. ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ, из электронных фондов Президентской библиотеки
С ЦАРСКОГО БЛАГОСЛОВЕНИЯ
Опыты и подвижничество Прокудина-Горского не остались не замеченными. В мае 1909 года мастер попал на аудиенцию к Николаю II, который поручил ему заснять всевозможные стороны жизни империи. Фотографу даже выделили специально оборудованный железнодорожный вагон, автомобиль «форд» и пароход с командой. А главное - Сергею Михайловичу царская канцелярия выдала документы, предоставляющие доступ в любые места, а чиновникам предписывалось помогать ему в путешествиях.
Карта странствий Прокудина-Горского впечатляет - это тысячи километров по Российской империи: центральные губернии, Урал, Средняя Азия. Фотомастер сделал цветные портреты Льва Толстого, Шаляпина, царской семьи. А в серии Мариинского водного пути - от Волги до Балтики - немало узнаваемых и сегодня уголков Ленинградской области.
ВОКРУГ ОНЕГИ И ЛАДОГИ
Когда смотришь на некоторые фотографии Прокудина-Горского так и хочется воскликнуть: а ведь мало что изменилось!
Вот кадры Новой Ладоги. Бывший Николо-Медведский монастырь возник на месте, где Волхов впадает в Ладогу, еще в XIV веке. Петр Первый, готовясь к войне со шведами, превратил старинную обитель в крепость. Позже царь упразднил монастырь. Но дошли до наших дней и Никольский собор, и храм Иоанна Богослова с колокольней. На переднем плане прокудинского снимка - церковь Святого Климента. В наши дни она тоже сохранилась, однако находится в полуразрушенном состоянии.
А Старую Ладогу узнать трудно. Но тут другая метаморфоза. Руины древнерусской крепости вокруг Георгиевской церкви, в которой, по преданию, перед битвой со шведами крестил свой меч Александр Невский, сегодня восстановлены. Над Волховом поднялись стены и башни, привлекая тысячи туристов.
Старая Ладога. Фото: С. М. ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ, из электронных фондов Президентской библиотеки
В Лодейном Поле Прокудин-Горский сфотографировал Петропавловский собор и памятник Петру I, основателю Олонецких верфей, располагавшихся здесь, на берегу Свири. В годы Великой Отечественной в этих краях шли кровопролитные бои. Лодейное Поле 1005 дней защищало Дорогу жизни и подступы к Ленинграду. Переправиться на другой берег враг не смог. Но погиб собор. Памятник Петру I удалось восстановить.
Сегодня фотографии Прокудина-Горского - точный документ эпохи. Они не только напоминают о том, какой была Россия век назад, но и вселяют надежду, что многое из утраченного еще не поздно восстановить.
КОЛЛЕКЦИЯ ВОЗВРАЩАЕТСЯ
Прокудин-Горский после революции покинул Россию. Он скончался в Париже. Его потомки в 1948 году продали сохранившиеся стеклянные пластины Библиотеке Конгресса США, где они долго находились в забвении. Новый всплеск интереса к наследию фотомастера возник после начала компьютерной обработки снимков. На оригиналах видны размытые края, это «побочный эффект» наложения цветовых фильтров, в результате которых и оживают краски на старых фото. После компьютерной «чистки» искажения уходят, и столетние кадры выглядят так, будто сделаны только что.
Староладожский канал. Фото: С. М. ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ, из электронных фондов Президентской библиотеки
С недавнего времени наследие Прокудина-Горского не только собственность Америки. Интересную историю поведал заместитель генерального директора Президентской библиотеки Валентин Сидорин:
- В 2009 году наши специалисты, формируя фонды электронной Президентской библиотеки, в архиве Госфильмофонда в Белых Столбах обнаружили уникальные фильмы немого американского кино: киноклассики 1920-х годов. Отправили запрос в США. Американцы пришли в восторг - они считали эти материалы окончательно утерянными! Мы оцифровали американские киношедевры, а оттуда получили в качестве встречного жеста более двух тысяч электронных фотографий из российского архива Прокудина-Горского. Президентская библиотека - единственный легальный обладатель этого достояния в России. В интернете много снимков фотомастера, но договор об их публикациях и массовой демонстрации есть только с нами. В наших планах подготовить новые маршруты внутреннего туризма по местам фотосъемок, работаем с Ленобластью - в Выборге, Шлиссельбурге, Лодейном Поле, Старой Ладоге провели презентацию фотографий мастера.
Староладожская крепость. Руины надвратной башни. Фото: С. М. ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ, из электронных фондов Президентской библиотеки
В эти дни в Фотосалоне имени Карла Буллы на Невском, 54, проходит выставка работ Сергея Михайловича.
- Булла и Прокудин-Горский принадлежат к одному поколению российских мастеров светописи, - говорит знаток творчества Карла Буллы, известный политолог Юрий Светов. - Объединяют их фантастическая работоспособность, неутомимый поиск своего пути в избранной профессии, умение увидеть в ней перспективу. Это и сделало их символами ключевых направлений развития российской фотографии. Карл Карлович стал первым фоторепортером России, Сергей Михайлович - пионером цветной фотографии. Если Булла сосредоточился в основном на городской жизни, то Прокудин-Горский охватил все пространство громадной Российской империи. Благодаря им - немцу и русскому - мы сегодня имеем ясное представлений о визуальном образе нашей страны и населявших ее народов на рубеже XIX - XX веков. И можем гордиться тем, что именно Россия в свое время сделала мощный прорыв в искусстве фотографии.