Премия Рунета-2020
Калининград
+5°
Boom metrics
Общество6 октября 2016 8:18

Под Калининградом учительница заставила детей стоять полтора часа

«Комсомолка» попыталась разобраться в нашумевшей истории, уже получившей продолжение
С точки зрения закона устраивать классу «простой» ни один педагог в нашей стране права не имеет.

С точки зрения закона устраивать классу «простой» ни один педагог в нашей стране права не имеет.

Фото: Аца КОШТЭ

Резонанс эта история, как водится, получила после того, как попала в соцсети. А произошло следующее. Учитель русского языка и литературы школы Зеленоградска заставила пятиклассников стоять два урока: и «русский», и «литературу». Причиной коллективного наказания стало поведение одного из учеников, который отказался пересесть на другое место. Отдуваться за одноклассника пришлось всем остальным: дети простояли в положении «смирно» полтора часа с перерывом на перемену. Педагог в это время спокойно проверяла тетради. Мальчуган, из-за которого все началось, на другое место так и не пересел.

"Дети были запуганы"

В социальные сети историю в середине сентября выложила мама одной из пятиклассниц по имени Наталья.

- Моя дочь пришла из школы, услышав ее рассказ, я была поражена, - рассказала Наталья. - Считаю, это издевательство над детьми в физическом и психологическом плане. Ведь они только вышли из начальной школы, у них период адаптации, они только знакомятся с учителями и новыми условиями. Не каждый взрослый простоит столько времени на ногах! Дети были так запуганы, что никто из них не посмел перечить, никто не сказал: "Я не раб!" - и не сел.

По словам Натальи, мальчик, которого тщетно пыталась пересадить учительница, а потом наказала весь класс - детдомовский и дисциплину нарушал и раньше.

- У таких детей часто подорвана психика, есть проблемы во взаимоотношениях с людьми. Им требуется особое внимание и подход, - считает Наталья. - И не было никакого смысла искать родителей, он сирота. Не было смысла настаивать на том, чтобы воспитатели детского дома провели с ним беседу о вреде непослушания. Поэтому я позвонила классному руководителю, завучу и директору. Но тем не менее у меня не возникло уверенности в том, что будет проведено серьезное, настоящее расследование, что учитель будет наказан. Было определенное недоверие к школьной администрации. Вот и написала в интернет.

"За" и "против"

Руководство школы предложило сторонам собраться вместе, пригласить родителей пятого класса, учительницу русского языка и литературы. Собрание состоялось. По словам Натальи, присутствовали около десяти представителей школьной администрации, социальные педагоги, психологи, завуч и директор. В 5 «а» классе учится 25 ребятишек, но на обсуждение больной темы пришли лишь 11 родителей - и большинство было настроено на защиту педагога.

- Я не предлагала уволить учителя, не писала никаких заявлений, но хотела, чтобы состоялся разговор о том, что педагог вел себя недопустимо, - объясняет Наталья. - Хотелось услышать, что по этому поводу думают администрация и родители. Выразила свою точку зрения: не хочу, чтобы мой ребенок учился у такого учителя. Это лично моя позиция. Остальные родители меня не поддержали.

На собрании провели голосование. За преподавателя выступили восемь человек, один родитель воздержался, двое были против. Были приняты извинения учителя, но как-то на нет сошел вопрос о том, чтобы педагог принес извинения классу. Сама учительница объяснила, что в тот день была больна, совершила ошибку, поставив детей на два урока и в завершении произнесла.

- Я все-таки надеялась, что дети будут воздействовать на своего одноклассника, что так делать нельзя, - сказала педагог.

Новая школа в Зеленоградске Калининградской области была заложена в 2009 году. Она рассчитана на 40 классов (1000 человек)

Новая школа в Зеленоградске Калининградской области была заложена в 2009 году. Она рассчитана на 40 классов (1000 человек)

Фото: из архива школы

Большая травля

Директор школы тоже принесла извинения родителям от имени педагогического коллектива и от себя лично попросила прощения. Прозвучали правильные слова о морали и нравственности, о том, что надо уважать детей, но, по словам Натальи, под конец собрания разговор плавно перетек из воспитательной плоскости в образовательную. Завуч предложила не обсуждать ситуацию в СМИ и соцсетях, мол, это внутреннее дело школы, огласка тут ни к чему. Директор же заверила, что учитель понесет наказание.

Как это часто бывает, в интернете вылилось много грязи и на учителя, и на неравнодушную маму. Своего ребенка Наталья перевела в другой класс

- Зеленоградск город маленький. Мы люди приезжие. Если ты здесь попал под прицел, жить будет сложно. И не хотелось бы чтобы эта история отразилась на моих детях, - признается она. - Родители из нашего теперь уже бывшего класса, говорят, что учительница ушла из школы, вроде как на год в академический отпуск. Получилась парадоксальная вещь: родители просили ее не бросать класс, не оставлять детей, но она сделала это.

Прокурор Зеленоградского района уже внес директору школы представление об устранении нарушений законодательства и о привлечении учителя к дисциплинарной ответственности.

- Ситуация непростая. Мера наказания в отношении класса была избрана непедагогично. Все так считают. Конечно, это не те методы, - признает директор школы Людмила Иванцова. - Учитель получила выговор и уволилась, хотя преподаватель был сильный. Уроки русского и литературы в 5 «а» классе заменяют теперь другие учителя.

КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ

«С ребенком всегда можно договориться»

Калининградской психолог Юлия Кузьмина:

- Учителей у нас не хватает, работать некому, но это не оправдание. Педагог Зеленоградской школы продемонстрировала классу: «Дети, посмотрите, какой он негодяй. И вы из-за этого страдаете». На это и был сделан расчет. К сожалению, многие педагоги так работают. Ребенок не повинуется учителю, не хочет. Класс на это смотрит. Происходящее может привести к цепной реакции. Увы, учителя поступают так, как им хочется, не думают, как это отразиться на детях, какой опыт они приобретут и как с этим опытом будут жить дальше. Коллективное наказание неприемлемо. С ребенком всегда можно договориться.

"Учителям тоже нужна помощь"

Профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования Генрих Залевский:

- Возмущение мамы одной из учениц совершенно понятно и оправдано. Не понятны и не оправданы теперь нападки со всех сторон на эту маму, скорее всего за то, что она «вынесла сор из избы». Страшно еще более то, что это может плохо отразится на ее ребенке. Ведь ему учится в этой школе.

Что касается «коллективного наказания», то это ни с какой точки зрения — психолого-педагогической, медицинской, правовой и просто человеческой - не оправдано. Это явно непрофессиональное поведение учителя, скорее принесшее психолого-педагогический вред, с риском для здоровья учащихся. С другой стороны, и учителям, кроме достойной зарплаты, часто нужна профессиональная помощь в решении профессионально-личностных проблем - прежде всего для профилактики синдрома эмоционального выгорания, депрессий, неврозов и профессиональной деформации. Следствием какого-то из этих состояний явилось, на наш взгляд, и проявление явного непрофессионализма учителем зеленоградской школы. Помощь нужна очень многим учителям, администрации школы. Она может быть, например, в форме психолого-педагогической супервизии – подготовки и повышения квалификации, прохождение которой должно стать обязательной. Нечто подобное уже применяется в сфере так называемых помогающих профессий, к которым, несомненно, относится и профессия учителя.

ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает, что за неисполнение или нарушение устава школы к обучающимся могут применяться "меры дисциплинарного взыскания" - это замечание, выговор и отчисление из образовательного учреждения. В областной прокуратуре уточнили, что перечень мер является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, заключает прокуратура, учитель Зеленоградской школы применил к школьникам меру, не предусмотренную законодательством.