2016-10-06T18:51:22+03:00
Комсомольская правда
,

Петербургские учителя: Дети должны понять, что такое вкус победы

Екатерина Лузина, физико-математический лицей № 30Екатерина Лузина, физико-математический лицей № 30Фото: Александр ГЛУЗ

Дети хотят, чтобы на уроке было нескучно и «пятерку». Как сохранить "учительский драйв" - рассказывают преподаватели Северной столицы

Ко Дню Учителя лучшие петербургские представители этой профессии рассказали «Комсомолке» о своей работе, любимых учениках, профессиональных успехах и настоящих подвигах.

ЕКАТЕРИНА ЛУЗИНА: ДЕТИ СОЗДАДУТ ЗАМЕЧТЕЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ

Екатерина Лузина, физико-математический лицей № 30 Фото: Александр ГЛУЗ

Екатерина Лузина, физико-математический лицей № 30Фото: Александр ГЛУЗ

О педагоге: преподаватель физической лаборатории и лаборатории компьютерной физики в физико-математическом лицее № 30, победитель Всероссийского конкурса учителей физики и математики фонда "Династия" в номинации "Молодой учитель"

Кредо: Екатерина работает в лицее, в котором раньше училась сама. В начале своей карьеры она сформулировала для себя несколько заповедей: быть честной, не бояться признавать свои ошибки, любить свой предмет и рассказывать о нем с искренним восторгом, а также не приравнивать человека к его отметкам. И вот уже девять лет она безоговорочно им следует.

- Тридцать лет назад учительница Шарон Криста Маколифф выразила со всей лаконичностью, на которую способен английский язык, главное: "I touch the future. I teach." И это, наверное, самое неповторимое и чудесное ощущение - прикосновение к будущему, робкая надежда, что ты влияешь на него через свою работу. У меня прекрасные ученики. Есть у некоторых такая «любимая песня» про «раньше дети были лучше». Хочу сказать, это не так: дети сейчас умные и заинтересованные, им важно развиваться. Они ходят на кружки, дополнительные чтения по истории физики, делают дома электродвигатели, дистилляторы, левитирующие рамки. Я надеюсь, что вдохновение их не покинет, и будущее они создадут замечательное.

Я, безусловно, горжусь многими важными достижениями нашей школы, к которым имею отношение: созданием и развитием Робототехнического инженерного центра ГФМЛ № 30, и его многочисленными победами на международных и всероссийских соревнованиях, отличными результатами учеников на ЕГЭ и олимпиадах по физике, собственными победами в педагогических конкурсах. Но в глубине души я понимаю, что самыми значимыми для меня являются незаметные окружающим маленькие подвиги: подтолкнуть к развитию самоуверенного лентяя или заинтересовать равнодушного ученика.

ЕКАТЕРИНА ТЕНЮТИНА: У МЕНЯ НА УРОКЕ БЫВАЕТ СКУЧНО ТОЛЬКО НЕ ПРОЧИТАВШЕМУ КНИГУ

Екатерина Тенютина, Академическая гимназия №56 Фото: Александр ГЛУЗ

Екатерина Тенютина, Академическая гимназия №56Фото: Александр ГЛУЗ

О педагоге: учитель русского языка и литературы в Академической гимназии № 56, заслуженный учитель РФ, почетный работник общего образования РФ, победитель конкурса лучших учителей Приоритетного национального проекта «Образование», кандидат педагогических наук

Кредо: самым ценным в своей работе Екатерина считает воспитание вдумчивого, пытливого, неравнодушного, и, как она говорит, даже «запойного» читателя. Она преподает так, как это делали в середине-конце ХХ века – по классической отечественной методике преподавания литературы. По ее словам, эта методика помогает детям начать любить литературу: и классическую, и новейшую, и русскую, и зарубежную.

- Мне нравится делиться опытом с молодыми учителями, среди которых есть очень много талантливых. Но, к сожалению, отсутствие серьезной практики в вузе часто ставит их в «профессиональный тупик». Вывести из этого тупика, сохранив их желание работать в школе – задача важная и интересная.

Я горжусь всеми своими учениками, кто честен, порядочен и справедлив, не зависимо от того, какую профессиональную дорогу он выбрал. Кто не перестал быть читателем, ссылаясь на занятость. Я горжусь своими «детьми», которые стали ответственными родителями, читающими детям книги, а не сующими им гаджеты, чтобы освободиться от детских «почему?». Конечно, у меня есть любимчики. Например, Андрей Миненко – человек, открывающий для меня многое в современной литературе, мой обожаемый собеседник, умница, книгочей, автор очень тонких стихотворений и очень пронзительной прозы; Маша Луговая, ставшая уже популярной актрисой театра и кино, которая любит свое дело и отдается ему неистово.

ТАТЬЯНА МАРТЕМЬЯНОВА: В ДЕТЯХ НУЖНО ВОСПИТЫВАТЬ ИСКРЕННОСТЬ

Татьяна Мартемьянова, физико-математический лицей №239 Фото: Александр ГЛУЗ

Татьяна Мартемьянова, физико-математический лицей №239Фото: Александр ГЛУЗ

О педагоге: учитель физики и астрономии в физико-математическом лицее №239, председатель методического объединения учителей физики, кандидат педагогических наук, учитель высшей квалификационной категории.

Кредо: всю свою жизнь Татьяна посвятила школе – она преподает уже 23 года. За почти четверть века за учительским столом она сформулировала формулу професионального успеха – постоянно развиваться, находить новые эффективные педагогические приемы преподавания, интересоваться достижениями современной науки и заинтересовывать этим своих учеников. А главной сложностью своей работы учительница физики называет катастрофическую нехватку времени на реализацию всех задуманных проектов.

- Своим главным профессиональным достижением считаю то, что мне удается воспитывать в детях нравственность. Я уверена, что они сохранят и разовьют потенциал отечественной науки и инженерной практики, - говорит Татьяна Мартемьянова, - Всегда стараюсь подавать им правильный пример. Но мои ученики тоже меня мотивируют, не позволяют останавливаться на достигнутом. Благодаря этому защитила диссертацию по педагогике, посвященную конструированию современного школьного учебника. Разработала курс «Введение в физику» с занимательными опытами для учащихся 5-6 классов, который успешно реализуется в нашем лицее и в школах города. На днях, кстати, вышло в свет второе издание учебного пособия к этому курсу для учителей, родителей и детей, которое называется «PRO-физика».

СЕРГЕЙ БУКИНИЧ: СБОРНИКИ ЕГЭ - СКУЧНЫЕ ДО ЗУБНОЙ БОЛИ

Сергей Букинич, гимназия №116 Фото: Александр ГЛУЗ

Сергей Букинич, гимназия №116Фото: Александр ГЛУЗ

О педагоге: учитель истории и обществознания гимназии № 116, почетный работник общего образования РФ, заслуженный учитель России

Кредо: как рассказал «КП» Сергей, он пошел работать в школу, чтобы «продлить детство». Заслуженный учитель России никогда не воспринимал учёбу как череду бесконечных домашних заданий. И вот уже как 27 лет Сергей старается сделать обучение интересным уже для своих учеников. И за все время ему ни разу не приходила мысль сменить профессию.

- Я чувствую, что я на своем месте, осознаю свою необходимость. И хочу, чтобы общество воспринимало учительство не как «обслуживающий персонал» или карикатурный образ из некоторых сериалов.

На своих уроках я стараюсь задавать детям вопросы так, чтобы мы вместе находили на них ответы, и оставалось приятное послевкусие от дискуссий. Поэтому у меня нет ощущения, что я «гоню одно и то же» из года в год. Я стараюсь визуализировать историю через картины, карикатуры, видео, тем самым проникаясь духом прошлого. Сборники ЕГЭ ведь скучные до зубной боли. А хочется пробудить интерес в детях, чтобы они не «зубрили», а размышляли. Чем раньше они будут задавать смысловые вопросы, а не будут идти по стереотипам – тем лучше.

Мне важно, чтобы мои ученики сложились как личности. Особенно дороги такие случаи, когда твои ученики потом приводят к тебе своих детей. Значит, доверяют. И такие примеры для меня гораздо важнее, чем всяческие награды и регалии. Однажды мой ученик сказал мне, что хотел бы быть на меня похожим, я тогда подумал: «И зачем вам это?». Однако есть ребята, которые пошли по моим стопам, причем от некоторых я даже не ожидал, что они выберут профессию учителя. Это мое продолжение, и оно, надеюсь, будет лучше, чем оригинал.

НАТАЛЬЯ СЕЧИНА: ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЧУВСТВОВАТЬ ВКУС ПОБЕДЫ

Наталья Сечина, гимназия №261 Фото: Александр ГЛУЗ

Наталья Сечина, гимназия №261Фото: Александр ГЛУЗ

О педагоге: учитель химии в гимназии № 261, победитель конкурса лучших учителей РФ, победитель районного конкурса «Моя методическая разработка»

Кредо: во время учебы в школе Наталье всегда нравилось получать новые знания и объяснять одноклассникам непонятные темы, она с удовольствием работала вожатой.

- Мне кажется, в профессию учителя не идут те, кто не любит учиться, - рассказывает преподаватель химии гимназии №248, - Мне до сих пор нравится узнавать что-то новое, пробовать себя. За все время работы я ни разу не пожалела о сделанном выборе, хотя профессия учителя – хлеб непростой. Выбор ее должен быть осознанным, и это, однозначно, призвание. Но даже в самые тяжелые годы у меня не было желания уйти из школы.

Учителю, безусловно, нужно научиться отпускать. В этом отношении учителя похожи на родителей – они должны суметь отпустить ребенка в самостоятельную взрослую жизнь. И мы всей школой отпускаем так детей каждый год. Это тяжело, грустно, трогательно, ведь мы не перешагиваем через этот этап, мы его переживаем. Радоваться тому, что твои ученики ушли во взрослую жизнь, я не сразу научилась. Но сейчас со многими из них мы поддерживаем связь. Например, я устраиваю встречи наших выпускников, связавших свою жизнь с химией, со старшеклассниками. Они приходят и рассказывают о своем обучении в том или ином вузе, о нюансах учебы, которые могут быть известны только студентам. Одиннадцатиклассникам такие встречи помогают выбрать вуз и направление учебы. Этот диалог получается очень интересный, и я получаю от него удовольствие.

Особенно ты ценишь успехи тех учеников, про которых знаешь, через какие трудности им пришлось пройти. Конечно, мы в гимназии всегда протягиваем своим ученикам руку помощи, помогаем и словом и делом. В этом отношении предметы в школе – вторичны, а человеческие качества учителей – вот, что важно.

ЕЛЕНА КОРОЛЕВА: ВЗРОСЛЫЕ, ПРИДИТЕ НА ПОМОЩЬ СВОИМ ДЕТЯМ

Наталья Королева, Фото: Александр ГЛУЗ

Наталья Королева,Фото: Александр ГЛУЗ

О педагоге: учитель русского языка и литературы во Второй Санкт-Петербургской гимназии, победитель конкурса лучших учителей РФ, почетный работник общего образования РФ, учитель высшей квалификационной категории

Кредо: Елена пришла работать в гимназию, когда поняла, что постоянная тишина в рабочем кабинете – не для нее. До того, как связать свою жизнь с преподаванием, она работала Пушкинском доме Российской Академии наук. Перед ней встал сложный выбор – вести серьезную научную деятельность или сеять доброе и вечное среди детей. О своем решении она не жалеет. Вот уже 25 лет Елена работает учителем русского и литературы в старейшей гимназии города.

- Мне беспокойно от того, что дети мало читают. Те изменения, которые происходят в нашей жизни, отражаются на том, как они относятся к предмету литературы, к самой книге. Все процессы, что происходят в обществе, не всегда благосклонно на них влияют. В такой ситуации важно, чтобы взрослые пришли на помощь детям и показали этот удивительный книжный мир. Тут большую роль играет не только школа, но и семья.

Часто меня спрашивают, как привить ребенку любовь к чтению? Понимаете, дети всегда очень разные. И к каждому необходимо найти свой подход. В этой войне все средства хороши. Настоящая победа – увести ребенка от краткого содержания. Увлечь так, чтобы он с упоением читал как классику, так и современные произведения. Самое главное в моей работе - поддержать в детях культуру чтения и научить их понимать текст.

Важно всегда подогревать интерес к чтению, находить острые темы для дискуссий, обсуждать театральные постановки и экранизации, предоставлять возможность творить – фантазировать и иллюстрировать прочитанные произведения. К слову, есть ученики, о которых я буду помнить всегда. Не так давно выпустилась очень талантливая девочка-художница – Лиза Вестерхоут. Этот ребенок потрясающе иллюстрировал художественные произведения. А сейчас живет в Голландии.

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24