Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+6°
Boom metrics
Общество9 октября 2016 11:03

30 лет назад советские подводники предотвратили ядерную катастрофу у берегов США

Один из моряков вручную заглушил реактор [видео, фото]
Источник:kp.ru
Субмарина потерпела крушение 30 лет назад. ФОТО: архив

Субмарина потерпела крушение 30 лет назад. ФОТО: архив

В Петербурге вспомнили подводников, погибших на борту «К-219». Никольский морской собор. Памятная доска, серый мрамор. Золотыми буквами высечено: Александр Петрачков, Сергей Преминин, Николай Смаглюк, Игорь Харченко. Батюшка молвил:

– Каждый из них понимал, что рано или поздно может наступить момент, когда ему придется пожертвовать своей жизнью. Так и произошло. Помолимся, чтобы Господь упокоил души приснопамятных рабов божьих. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»...

Имена погибших высечены на мраморной доске

Имена погибших высечены на мраморной доске

Фото: Александр ГЛУЗ

ЕСЛИ БЫ НЕ ОН

Советская атомная подводная лодка стратегического назначения «К-219» вышла в море на боевую службу 4 сентября 1986 года. 3 октября недалеко от Бермудских островов крейсер потерпел крушение. В ракетной шахте субмарины произошел взрыв ракеты. Вспыхнул пожар (см. «Официально»).

Командование решило заглушить реактор. Его попытались остановить с пульта управления. Не получилось: техника была повреждена. Компенсирующие решетки можно было опустить только вручную.

В реакторный отсек отправились старший лейтенант Николай Беликов и матрос Сергей Преминин. Условия – нечеловеческие. Воздух раскалился до 70 градусов. Атмосфера насквозь пропиталась радиацией.

На борту подводной лодки вспыхнул пожар. ФОТО: архив

На борту подводной лодки вспыхнул пожар. ФОТО: архив

Опустив третью решетку из четырех, Беликов упал в обморок. Экипаж вынес его из опасной зоны. Преминин остался один. Счет шел на секунды. Четвертая, последняя задвижка не поддавалась. Но моряк не отчаивался. Попытка следовала за попыткой. Наконец злосчастная решетка опустилась. Реактор скрылся за «железным занавесом» и остановился.

Увы, выбраться из отсека Сергей так и не смог. Давление возросло и поджало переборку. Люк заклинило. Моряки старались открыть дверь и спасти товарища. Тщетно. Сергей Преминин погиб, предотвратив ядерную аварию в Гольфстриме. Ценой своей жизни.

– Сереге было всего двадцать лет… Если бы не его подвиг, то мы бы здесь с вами не стояли, – поделился с «Комсомолкой» командир «К-219» Игорь Британов. – Произошла бы разгерметизация ядерной установки. За ней последовал бы тепловой взрыв. Последствия могли быть ужасными.

Командир "К-219" Игорь Британов

Командир "К-219" Игорь Британов

Фото: Александр ГЛУЗ

Экипаж боролся за живучесть крейсера трое суток. Вечером 4 октября подошли спасательные суда. К часу ночи они эвакуировали личный состав. На борту остались лишь шесть офицеров и командир корабля. Они несли вахту на боевом посту, поскольку субмарину могли захватить американские военные, находящиеся неподалеку.

5 октября в 18.15 крейсер начали буксировать. Сохранить жизнь подводной лодке не удалось. На рассвете 6 октября трос лопнул и оборвался. В 11.03 крейсер затонул. Командир спустил флаг и покинул подводную лодку только после того, как ограждение рубки поравнялось с уровнем воды. Последним, как и положено по Корабельному уставу.

Родственники погибших и выжившие члены экипажа встретились в Никольском морском соборе в Петербурге

Родственники погибших и выжившие члены экипажа встретились в Никольском морском соборе в Петербурге

Фото: Александр ГЛУЗ

ЖЕЛЕЗНЫЕ ЛЮДИ

Спустя тридцать лет выжившие члены экипажа и родственники погибших встретились в Северной столице. Панихиду по усопшим провели в Никольском морском соборе. Зажженные свечи, красные гвоздики… Но без слез. Все понимают: подводники погибли героической смертью. Батюшка молвил:

– Моряки сделали то, что и должны были сделать. Исполнили священный долг перед государством. Воин – человек перед Богом особенный...

Капитан 1 ранга Игорь Курдин должен был отправиться в поход вместе с «К-219».

– «К-219» – мой экипаж и мой корабль. Но волей судьбы меня с ними не было. Меня отправили на учебу, – признался «КП» он. – Но я горжусь, что ребята до сих пор считают меня своим старпомом и приглашают на встречи.

Капитан 1 ранга Игорь Курдин

Капитан 1 ранга Игорь Курдин

Фото: Александр ГЛУЗ

Личный состав «К-219» эвакуировали в Гавану. Оттуда специальным рейсом доставили в Москву. 31 октября 1986 года Игорь Курдин навестил моряков в доме отдыха в подмосковных Горках.

– Командование советовало мне держаться от экипажа «К-219» подальше: «Вам еще не раз припомнят, что вы служили на затонувшей подводной лодке. Ну и что, что вас в момент крушения на ней не было…». Я все равно поехал, – рассказал подводник. – Советчики не ошиблись. Моя связь с «К-219» действительно мне аукнулась. И не раз. Но ничего. Я со всем справился.

Игорь Курдин напомнил, что советский Военно-морской флот в полной мере нес тяжесть ракетно-ядерного противостояния двух империй – СССР и США. Американское побережье патрулировало более половины состава ВМФ! Одновременно с «К-219» на боевой службе находилось еще пять подводных лодок.

– Советский Союз использовал корабли сверхинтенсивно. Люди-то выдерживали. А вот железо не всегда, – отметил капитан 1 ранга.

По усопшим отслужили панихиду

По усопшим отслужили панихиду

Фото: Александр ГЛУЗ

Численность экипажа «К-219» составляла 120 человек. Четыре из них погибли во время крушения. Еще четверо умерли вследствие аварии (капитан 3 ранга Владимир Марков, капитан-лейтенант Владимир Карпачев, капитан 2 ранга Игорь Красильников и старшина первой статьи Раймундас Садаускас).

На встречу в Петербург приехал сын Владимира Карпачева капитан 3 ранга Евгений Карпачев. Молодой человек пошел по стопам отца и продолжил морскую династию. В Никольский морской собор он прибыл вместе с женой и маленьким сыночком.

– Как и мой папа, я нахожусь на службе своему Отечеству, – сказал нам Евгений. – Бывает трудно, но служить хочется. Кто защитит страну, если не мы?..

Евгений Карпачев пришел на панихиду вместе со своей семьей

Евгений Карпачев пришел на панихиду вместе со своей семьей

Фото: Александр ГЛУЗ

ОФИЦИАЛЬНО

Взрыв на борту «К-219» произошел потому, что шахту затопило водой. Корпус ракеты оказался разрушен. Компоненты топлива вытекли. Образовалась взрывоопасная смесь.

Как вода просочилась в шахту – загадка. Доподлинно это неизвестно. Разгерметизация могла произойти из-за механического повреждения крышки шахты.

Расследование длилось около года. Командира корабля уволили по «служебному несоответствию», а экипаж расформировали. Орденом Красной Звезды наградили лишь матроса Сергея Преминина. В 1997 году ему посмертно присвоили звание Героя России.

На борту "К-219" было около 120 человек. ФОТО: архив

На борту "К-219" было около 120 человек. ФОТО: архив

НА ЗАМЕТКУ

Игорь Курдин в соавторстве с американскими исследователями Аланом Уайтом и Питером Хутхаузеном написал книгу «Враждебные воды». Она посвящена гибели «К-219». В 1997 году в Голливуде сняли одноименный фильм. Командира крейсера Игоря Британова сыграл Рутгер Хауер. Режиссер Дэвид Друри рассмотрел одну из альтернативных и неподтвержденных версий катастрофы – столкновение советской субмарины с американской подлодкой. По задумке автора картины, восточное побережье США оказалось под угрозой полного уничтожения, а Британов-Хауер принял единственно верное решение – затопил свой корабль, чтобы избежать ядерного взрыва. Одним словом, Голливуд!

Рутгер Хауер в роли командира "К-219" Игоря Британова. ФОТО: стопкадр с фильм

Рутгер Хауер в роли командира "К-219" Игоря Британова. ФОТО: стопкадр с фильм

СПРАВКА «КП»

Крушение «К-219» произошло буквально за несколько дней до встречи Михаила Горбачева и Рональда Рейгана в Рейкьявике. СССР впервые официально сообщил об аварии на борту боевого корабля и поделился информацией со своим вероятным противником.