Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-2°
Boom metrics
Звезды24 октября 2016 9:40

Эдмунд ШКЛЯРСКИЙ: Мы не выходим на сцену во фланелевых рубашках и домашних тапочках

Лидер группы «Пикник» рассказал «Комсомолке», как из-за кулис слышит дыхание зала и чем удивляет зрителя-новичка.
Фото: Предоставлено организаторами.

Фото: Предоставлено организаторами.

«Как бы ни называлась репетиция - генеральная или генеральская - и сколько бы их ни было, все равно первый концерт новой программы всегда приводит в трепет», - написал лидер группы «Пикник» на своей странице в интернете. Впереди, шутка ли, новое шоу в честь 35-летия группы. Концерт пройдет 3 ноября в БКЗ. Его с трепетом ждут поклонники, но музыканты, похоже, волнуются как в первый раз. Об этом «Комсомолке» рассказал Эдмунд Шклярский.

ПОСЛЕ ПЕРВОЙ ТЫСЯЧИ ПЕРЕСТАЛИ СЧИТАТЬ КОНЦЕРТЫ

- Эдмунд, вы уже столько лет на сцене. Пора бы уже не волноваться!

- Сколько песню ни исполняй, пока нет зрителей, психологически она не считается сыгранной. Только когда хотя бы один раз спел на публике, когда композиция «материализовалась» - это уже некий рубеж. Происходит инициация. Дома можно хоть сто раз играть, это совсем иные эмоции, ощущения. На сцене совершенно другое состояние, и от этого никуда не деться.

- Страшно на сцене?

- Мы слышим дыхание зала еще за кулисами, до того как выйдем на сцену. У нас есть вступительная музыкальная часть - примерно на полторы минуты, - и в эти минуты мы ощущаем зал. Не в переносном смысле. Буквально ощущаем эмоции. И сразу понимаем, какой это зал по настроению. И что бы ты ни делал, уже находишься внутри этого настроения. Конечно, это далеко не первый концерт, и мы уже представляем по ощущениям, как будут вытраиваться отношения со слушателями.

- Не считали, сколько всего концертов дали за 35 лет?

- Сначала мы вели эти подсчеты, а когда за тысячу перевалило, перестали. Но это уже давно было, в самом начале, когда устраивали по восемь-девять выступлений в месяц.

- То есть у вас концертов сейчас за плечами - тысячи и тысячи. И все равно каждый раз с трепетом?

- Когда новая программа, то да. А выступать в родном городе тем более волнительно.

- У нас зрители добрые, вас любят. Чего волноваться?

У лидера группы теперь новая гитара. Фото: предоставлено организаторами.

У лидера группы теперь новая гитара. Фото: предоставлено организаторами.

- Если бы все можно было объяснить… Это не поддающиеся словам ощущения.

«ХОТИМ ЗАВОЕВАТЬ ЗРИТЕЛЯ ВСЕМИ СПОСОБАМИ»

- Ну хорошо, а если зал, например, холодный, чем его разогреть?

- Человек или готов поддаться общему веселью, или не готов. Может, уже изнутри себя подогрел…

- Пивом?

- Или чем-то покрепче! Тогда он может жить в этот вечер поперек всей жизни, а концерт для него - приложение к его досугу.

- Как вы к такому относитесь?

- Все равно в программе запланирован перерыв. И если в буфете что-то продается, на второе отделение зритель приходит подогретый. В каких-то количествах это не особо повредит настроению зала.

- А чувствуется, что во втором отделении зал более подогретый?

- Как правило, разница все-таки мало ощущается. Другое дело, что во втором отделении мы поем песни, которые более знакомы зрителям. Особенно если совсем новая программа, то в первом отделении больше свежих композиций, их более внимательно слушают. А во втором отделении все знакомое. Не мы одни так делаем.

- Все же, наверное, большинство зрителей знает ваше творчество.

- Приходят и те, кто мало знаком, или вообще первый раз, или пришли за компанию. И нам надо завоевать их симпатию.

- Значит, вы все-таки хотите понравиться?

- Конечно, мы стараемся заинтересовать! Ведь концерт не только для тех, кто знаком с музыкальной информацией. Нам интересно завоевать зрителя всеми возможными способами. И невозможными.

Отсюда - визуальные образы. Если бы нам было все равно, мы играли бы одни и те же песни во фланелевых рубашках и домашних тапочках. Не было бы у нас никаких хитростей: ни видеоряда, ни экранов, ни ходулей, ни «живой виолончели».

«НА НАШЕЙ ГИТАРНОЙ ПЕДАЛИ, НАВЕРНОЕ, ЖАРЯТ ЯИЧНИЦУ»

- Эдмунд, а вы как себя настраиваете перед концертом? Медитация? Пятьдесят граммов - снять напряжение?

- Если ограничиться пятьюдесятью граммами, наверное, у кого-то и может потом что-то получиться (смеется). Но я с этой позицией не согласен. Человеку кажется, что все здорово, но только в воображении этого человека.

- Предпочитаете себя контролировать?

- Контроль и учет!

- Слышала, у вас новая гитара…

- Да, в виде нашего знака. Уже несколько лет было такое желание, но все суета не позволяла. И вот наконец инструмент у меня в руках. Я буду на новой гитаре изображать.

- Кто делал, сколько стоит?

- Она бесценна! Это эксклюзивный вариант, фирменная начинка. А сделал ее наш питерский мастер Александр Даев месяца за два. Он и раньше изготавливал для нас инструменты. Мы попросили сделать новую версию «живой виолончели», более профессиональную. Как и световую «куклу с человеческим лицом» - у нее тоже новая гитара. Нам помогают умельцы, которые воплощают в жизнь наши начинания. Или, бывает, заново делают, если что-то пропадает…

- Крадут?!

- Как-то катались по Сибири, и пришлось срочно заказывать новоегипетский инструмент. То ли его кто-то умыкнул, то ли в снегах затерялся…

- Кому он нужен?!

- Вот тоже над этим думаем. Пропали и еще более не нужные для дома вещи. Пришлось заказывать.

- Вы могли провалить концерт!

- Нам быстро все реконструировали и привезли - за два дня, пока у нас был переезд. Надо везде быть осторожным.

- Хотите сказать, что такое уже бывало?

- Бывало, поэтому мы не очень удивились. Несколько лет назад у нашего звукорежиссера пропала гитарная педаль. Есть после концерта несколько минут, когда на сцене пусто. Наш звуковик не успел убрать, и кто-то его опередил. Кто успел, тот и съел.

- Зачем кому-то гитарная педаль?

- На всякий случай. Может, кофе на ней варит.

- Это возможно?

- Технически все возможно. Если уж телефон фотографирует, почему электрическая педаль не может варить кофе? Я думаю, если попала в умелые руки, будет и звонить, и кофе варить, и яичницу жарить.

ОТКРОВЕННО

«СЫНА ОТ СЦЕНЫ НЕ ОТГОВАРИВАЛ»

- Эдмунд, в сентябре у вас был день рождения. Это для вас праздник?

- Во-первых, мой день рождения всегда выпадает на горячую пору. В преддверии концертов, честно говоря, не до празднования. В этот раз мы были далеко от дома, так что все прошло тихо-мирно. Без мордобоя (смеется). Вот Новый год для меня гораздо интереснее. Я не перестаю впадать в эйфорию от новогоднего ощущения, которое витает в воздухе. Мне нравится, что в Новый год темно, это необходимо для праздника. А когда светло - это как концерт при свете. Должен быть потушен свет.

- Романтика?

- Да, романтика должна быть. Огоньки, полутона и все прочее. У меня с детства такие ощущения. В Новый год у нас дома всегда было много народу, шум, гам. Дети могли куролесить всю ночь и даже пробовать запрещенные напитки.

- Видела афишу о выступлении вашего сына Стаса с группой. Вы на его концерт ходили?

- Ходил.

- И как?

- Вполне убедительно. Он играет с нами на клавишах и параллельно занимается своим творчеством.

- Вы его не отговаривали от музыкальной карьеры?

- А зачем? Это не самое плохое занятие. Не грабеж среди бела дня!

- Некоторые родители говорят: мол, ненадежно, нестабильно…

- В этом есть определенная логика. Мы не первые, кого отговаривали. И меня отговаривали. И Чайковского отговаривали, простите за такие параллели!