Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество25 октября 2016 22:00

Записки водоплавающего: Водяная тревога с шампанским. Часть 2

В первой части записок я подсказал вам, как выбирать теплоход (открылась продажа билетов на речные круизы на будущий год) и что брать в дорогу. И обещал доказать, что скучать на борту не придется
Шлюз с каравеллами у Яхромы - самый красивый на канале имени Москвы. И фотографируют его больше всего. Фото: Андрей ДЯТЛОВ

Шлюз с каравеллами у Яхромы - самый красивый на канале имени Москвы. И фотографируют его больше всего. Фото: Андрей ДЯТЛОВ

Продолжение. Начало в номере за 25 октября.

Да уж, это точно: скучать на теплоходе может только тот, у кого уж совсем тоскливый характер.

Первое шоу после традиционного шампанского (традиция: фуршет на верхней палубе предоставляет экипаж!) и речи капитана перед отплытием, конечно, водяная тревога.

О ней предупреждают, чтобы кто-то не подумал, что тонем прямо в канале имени Москвы, а потом объявляют. Это дело серьезное, все-таки безопасность на борту. Но всем становится весело: звенит звонок, топают ноги по палубам, все высыпают в коридор, напялив оранжевые спасательные жилеты, фоткаются в них на память! Веселуха!

Впрочем, это я опрометчиво сказал, что все выбегают в жилетах.

Как-то, помню, звонок надрывается.

А в баре сидят несколько человек. Кто чай пьет, кто пиво. Осторожный голос:

- А можно, я на тревогу не пойду? Можно, я утону?

Барменша с восторгом:

- Можно!..

Лошадь Майка - начальник шлюза

Главное развлечение, пока идем от Москвы к Волге, - это, конечно, шлюзы.

Вообще их на канале имени Москвы одиннадцать штук, но к Волге ведут только шесть из них. На канале построено 11 шлюзов: один на Волге, пять на северном склоне канала, ведущем от нее к Москве, два - на противоположном склоне, к югу, и три, собственно, в черте Москвы.

Без шлюзов не было бы у города воды, а у нас - путешествия: все-таки к Волге надо как-то спуститься на теплоходе на 38 метров.

Конечно, шикарно, если рейс отправляется не вечером, тогда он целый день идет от одной ступеньки канала к другой, от шлюза к шлюзу. Народ с палубы не сгонишь. Даже если дождик, посмотреть на то, как идет шлюзование, выходят все.

Это действительно зрелище: громадина теплохода вползает в этакую бетонную ванну шириной всего 29 метров, останавливается, чуть не дойдя до ворот шлюза, за которыми - обрыв: дальше вода канала метров на 7 -8 ниже. Потом вода из шлюза начинает уходить, и судно, как гигантский лифт, опускается ниже, ниже, бетонные стены справа и слева точно выдвигаются из воды. А когда уровни сровняются, перед теплоходом бесшумно распахиваются огромные ворота - и вперед, до следующего шлюза.

Раньше, говорят, фотографировать шлюзы было запрещено, стратегические объекты. Сейчас - хоть кино снимай, хоть маслом рисуй. И фотографируют все, никто из новичков еще не миновал этого красивого туристического обычая! А пофоткать на шлюзах есть что.

У Сталина была явно мания величия. Поэтому все постройки на шлюзах сделаны в каком-то просто римском духе: башни, колонны, скульптуры. Только не богов, а рабочих-крестьян и красноармейцев. Шлюз номер 3, что в подмосковной Яхроме, венчают две роскошные каравеллы, идущие на всех парусах. А в Угличе шлюз увенчан огромной, практически триумфальной аркой, под которой и проходят теплоходы. Высота ее так, на глазок, метров двадцать, не меньше.

Но тут, оказывается, кроме арки, была еще достопримечательность. Лошадь Майка. Она жила при Угличском шлюзе и встречала все теплоходы. Майка уже все точно знала и подходила к краю шлюзовой камеры как раз напротив ресторана на корме. Все знали, что Майка обожает яблоки. И протягивали ей их прямо с палубы, а лошадь вытягивала шею и хрумкала эти подарки. Про нее, кстати, писал в «Комсомолке» Василий Михайлович Песков. Еще несколько лет назад она была жива, и я мог бы Майку сфотографировать. Но вот не судьба!

Жалею страшно...

Пиратский праздник - не единственное развлечение на теплоходе. Так что готовьтесь. Фото: Андрей ДЯТЛОВ

Пиратский праздник - не единственное развлечение на теплоходе. Так что готовьтесь. Фото: Андрей ДЯТЛОВ

«Ерундопель» против Бетховена

О том, что на борту в свободное от любования природой время заняться нечем, - мифы и легенды отсталых народов. Каждый божий вечер в каюту кладут расписание на завтрашний день. Там, начиная с утренней зарядки на палубе (для романтиков) и заканчивая дискотекой, просто продыху нет тем, кто не собирается сам организовывать свой досуг. На одном из маршрутов была даже школа танца живота. Мужики, кстати, тоже ходили.

На переходе бывает кино, музыкальный салон. Но с музыкой, честно скажу, как повезет. Обычно, как я выяснил, на теплоходы нанимаются выпускники консерваторий, которым надо нарабатывать программу. Или музыканты, у которых почему-то не сложилась гастрольная судьба. Но, справедливости ради, надо сказать, что на одном теплоходе встретился нам изумительный аккордеонист. И пароход наш просто вымирал, когда он каждый вечер давал часовой концерт.

А на другом была чудесная вокально-танцевальная группа «Новый век». Они ходят в навигацию уже много лет, мы попадали на их борт дважды, и не надоедало. Девчонки просто заводные и с отличными голосами.

Кроме музыки, есть и тихие игры. Например, классическое лото с бочонками и карточками. Сверхпопулярное дело. Бывало, чуть опоздаешь, а карточки уже все расхватали.

Игрывали мы и в бортовое «Что? Где? Когда?» (получили приз - плюшевую лошадь) и в «Ерундопель». Это не ругательство. Это старинное слово, которым обозначали особый салат. А игра состоит в том, чтобы правильно угадать значение слов, которые из нашего языка откочевали по древности или пришли из очень специфических отраслей науки и техники. Например, охлупень, гонобобель и так далее.

На разных теплоходах призы победителям разные, но на четырехпалубниках, как правило, выдают карточки, по которым в финале круиза разыгрываются сувениры, путеводители и главный приз - бесплатная поездка на следующий год. Дерзайте!

Детки не в клетке

Но, конечно, не все на теплоходе заточено под взрослых. Обычно несколько семей едут с детьми. У нас в последнем рейсе на борту их было штук пятнадцать. Младшему года три, старшему - лет десять. Остальные болтались посредине.

Пугаться не надо. На нормальных теплоходах обязательно есть аниматоры. И всякие учиняемые ими затеи типа конкурса по раскраске матрешек, танцы, складывание салфеток, подготовка к финишному концерту и упомянутого уже мною пиратского дня. В общем, обычно родители своих чад получают только за завтрак, обед и ужин. И на экскурсии, естественно. На «Булгакове» есть даже специальная комната для самых маленьких, практически ползунков. Аниматоры просто гении.

Однажды дети играли с надувными шариками, потом все их полопали. Палуба в ошметках! Аниматор не задумался ни на секунду:

- А теперь последний конкурс: «Ищем-свищем»! Победит тот, кто принесет мне больше кусочков от шариков! Раз! Два! Начали!..

Три минуты - и чистая палуба.

Ну блеск же!

Про то, правда ли, что весь круиз остановок нет и пассажиры ни ногой на берег, - на следующих страницах записок.

Продолжение следует.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Записки водоплавающего: Заправлены в каюты большие чемоданы. Часть 1

Октябрь, как ни странно, это не только финал речной туристической навигации, но еще и начало продаж путевок на теплоходы на будущий год. То есть речных круизов-2017.

До Нового года еще и со скидками. Речники идут на это, потому что за зиму им надо подготовить теплоходы, закупить топливо, оплатить проход шлюзов. Но нам, пассажирам, эта специфика ни к чему. Для нас главное - устроиться на борту получше и заплатить поменьше. К тому же летом с началом навигации купить билеты будет не только дороже, но и труднее. Речные круизы на многих теплоходах уже стали, считай, клубными: соседи, сослуживцы и целые семьи сговариваются, выбирая маршруты, из года в год.

Это вообще один из самых потрясающих видов отдыха (подробности).