Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество30 октября 2016 22:00

Провел урок? Теперь помой полы!

Исследователи выяснили, какими дополнительными работами нагружают педагогов директора школ
Оказалось, что львиную долю своего времени и сил педагоги тратят вовсе не на уроки.

Оказалось, что львиную долю своего времени и сил педагоги тратят вовсе не на уроки.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Казалось бы, вопрос с учительскими зарплатами должен был быть закрыт раз и навсегда. Еще в 2012 году глава государства издал указ: поднять зарплаты педагогам до уровня средней по экономике региона. С тех пор прошло больше четырех лет. Почти все регионы радостно отчитались - зарплаты выросли, ура!

Вот только учителя по-прежнему жалуются, что еле сводят концы с концами. При этом работы у них - через край! Почему так вышло, рассказал социолог Франц Шереги, директор Центра социального прогнозирования при Минобрнауки.

НЕДОПЛАТИЛИ

По данным Росстата за январь - март этого года, средняя зарплата школьных учителей в стране - почти 32 тысячи рублей в месяц. Меньше всего получают педагоги в Алтайском крае (17 тысяч рублей), а больше всего - на Чукотке (76 тысяч). Средняя зарплата московских педагогов - 66,3 тысячи рублей в месяц. Разве это мало?

- Росстат несколько лукавит, - объясняет Франц Эдмундович. - Это зарплата не за одну ставку. По нашим данным, средняя нагрузка учителей по стране составляет 1,3 ставки. Но если разобраться, то выходит, что учителям просто не оплачивают очень многие работы.

Исследователи попросили 5 тысяч учителей по всей стране вести дневники и записывать по минутам, что они делают по работе. И оказалось, что львиную долю своего времени и сил педагоги тратят вовсе не на уроки!

- У нас в школах царит феодализм - директора считают, что учитель обязан делать все, что они хотят. Например, заниматься уборкой класса. Моют полы и протирают парту после уроков 65 процентов учителей! Их то и дело просят подготовить документацию, помочь с организацией и участием в выборах, - перечисляет социолог. - Их постоянно вызывают досрочно из отпуска... И все это - на общественных началах!

По словам педагогов, всю эту «неучебную» работу им оплачивают в лучшем случае на треть. Более того, деньги не платят даже за то, что прописано в контракте:

- Классное руководство оплачивают на 45 процентов. Работу с детьми из социально-неблагополучных детей - всего на четверть! Работу сверх нормы могут оплатить только на 40 процентов, - продолжает Франц Шереги. - И это обычная ситуация.

То есть рост зарплат есть лишь на бумаге. На деле учителя получают от силы две трети от того, что реально заработали.

Что могут позволить себе преподаватели на зарплату

Что могут позволить себе преподаватели на зарплату

НА ГРАНИ БЕДНОСТИ

Откуда же взялась эта лишняя нагрузка? Смотрим на демографическую кривую: с 2010 года в России растет число учащихся. С каждым годом их становится больше минимум на 100 тысяч человек. Педагогические вузы готовить новых педагогов такими темпами просто не успевают!

- У нас есть норматив - 10 учеников на учителя, - приводит цифры Франц Эдмундович. - К 2015 году число учеников выросло на 556 тысяч, значит, необходимо дополнительно 56 тысяч учителей. На это нужно было бы дополнительно 19 миллиардов рублей в год. Если сопоставить данные, то можно предположить, что рост нагрузки как раз и был вызван нежеланием нанимать дополнительных учителей.

Масла в огонь подлил и финансовый кризис. После падения рубля фактическая зарплата у учителей осталась той же, а нагрузка выросла. Директора бы и рады поднять зарплаты, но их бюджеты тоже законсервированы.

- Учителя и раньше жили не очень богато, от зарплаты до зарплаты, - говорит исследователь. - А сейчас больше половины - 57 процентов - отмечают, что живут бедно. Конечно, нельзя уверять, что материальное положение людей связано с самооценкой. Но как говорить о престиже профессии учителя, если сами педагоги не удовлетворены ни своей работой, ни ее оплатой?

К чему привлекают педагогов помимо обучения детей

К чему привлекают педагогов помимо обучения детей

СЭКОНОМИЛИ

Понятно, что все это сказывается на детях. Педагоги отмечают, что уже к 5 - 6-му уроку все валится из рук. А ведь уроков таких - на треть больше нормы! И это все для того, чтобы заработать хоть какие-то деньги.

- Доля учителей, которые чувствуют физический износ после занятий, растет к 50 годам. Педагогам в возрасте (а их в наших школах большинство. - Авт.) постоянно работать с такой нагрузкой тяжело, - продолжает Франц Шереги. - В первую очередь перегрузка касается тех, кто преподает в нескольких местах - например, музыку, рисование. Они стараются провести в одной школе по максимуму уроков, порой по 6 - 8 в день, и бежать в другое место. В таком ритме вести педагогический процесс невозможно, максимум - просто прочитать урок.

Понятно, что все люди в той или иной степени устают от работы и хотели бы получать больше денег. Но у педагога больше ответственность. И возникает вопрос: почему дети, у которых история по расписанию на шестом уроке, будут хуже знать предмет, чем те, у кого она была первой по расписанию?

- У школ просто нет реальных источников дохода, чтобы поднять зарплаты учителям, - подытоживает Франц Эдмундович. - В крупных городах есть надежда на дополнительные платные занятия. Но далеко не везде родители в состоянии оплачивать образование детей. Конечно, есть и нелегальные способы. Например, другое наше исследование

показывает, что в системе образования не удалось справиться с поборами - начиная с просьб «помочь школе сделать ремонт» до банальных взяток за то, чтобы ребенка взяли в детсад.

Сейчас принято ругать установку, что образование - это услуга. Но услуга по крайней мере должна оплачиваться. Обратите внимание: как только зарплаты учителей начали подниматься, в педвузы потянулись талантливые абитуриенты.

Однако в последнее время все чаще можно услышать мнения, что учитель - это не профессия, а призвание, духовное служение. И стыдно, когда речь идет о служении, говорить про деньги…

Сколько они работают

Сколько они работают

ВЗГЛЯД ИЗ МИНИСТЕРСТВА

Министр образования и науки Ольга Васильева настаивает сейчас на том, чтобы базовая часть зарплаты учителя составляла не меньше 70 процентов, и 30 процентов - стимулирующие выплаты. А к концу этого года министерством вместе с профсоюзом работников народного образования и науки будет разработано новое положение о зарплатах учителей. Обещают, что законодательно запретят нагружать учителей лишней работой.

Еще одну возможность повышать зарплату и профессионально расти Ольга Васильева видит в появлении учительской «табели о рангах».

В 2018 году могут появиться должности «старшего учителя», «ведущего учителя». Профессиональный рост педагога будет сопровождаться и повышением его зарплаты.