2016-11-21T19:52:16+03:00
Комсомольская правда

Наше Серебряное кольцо: Дорога, спасшая город

Мемориал на Дороге жизниМемориал на Дороге жизниФото: Александр ГЛУЗ

В эти дни исполняется 75 лет начала работы ледовой трассы [фото]

ХРОНИКИ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

8 сентября гитлеровцы замкнули кольцо блокады Ленинграда. Единственно возможным стало сообщение между осажденным городом и большой землей через Ладожское озеро. Уже 9 сентября 1941 года, в военных рапортах читаем: «Поток грузов, которые направляются осажденному Ленинграду из глубины страны, возрастает. Приняв эти грузы от железнодорожников, водники Ладоги должны перевозить их на западных берег. Но здесь нет портов, сколько-нибудь пригодных для разгрузки судов. Военный совет фронта принял решение о строительстве порта в бухте Осиновец».

Работу вели под обстрелами и бомбардировками врага. Но и Ладога постоянно демонстрировала свой жестокий нрав. 17 сентября разыгравшийся на Ладоге шторм разбил две баржи, направлявшихся из Новой Ладоги в Осиновец. Одна из них везла красноармейцев, другая – боеприпасы… В этот же день из-за десятибалльного шторма на озере терпели бедствие и другие суда. С 14 по 18 сентября 1941 года – только в Осиновце штормом разбило 12 барж.

Штормы все больше мешали навигации, на озере начал появляться лед, 15 ноября судоходство пришлось полностью прервать. Но еще в начале ноября решили строить ледовой дороги по Ладожскому озеру.

Запас продуктов в Ленинграде, и без того скудный, быстро таял. 20 ноября было проведено еще одно, пятое по счету, снижение норм выдачи хлеба. На рабочую карточку выдавали 250, а на все остальные – по 125 граммов хлеба в сутки.

Фото из архива музея милиции Фото: Александр ГЛУЗ

Фото из архива музея милицииФото: Александр ГЛУЗ

На Ладоге ежедневно проходила ледовая разведка и 22 ноября, уже в сумерках, на лед сошло 60 машин с санями на прицепах. Колонна автомобилистов шла в Кобону за хлебом. Но все было не просто. 24 ноября несколько машин затонуло. «Проснулись» и гитлеровцы, которые поначалу считали, что транспортировка грузов по льду невозможна, но теперь они начали яростные атаки на ледовую дорогу.

Несмотря ни на что транспортный конвейер постепенно налаживался. К концу декабря газеты написали: «Давно уже в Ленинграде не было такой всеобщей радости. Повышены хлебные нормы! Рабочим прибавили по 100 граммов, и отныне они будут получать по 350 граммов хлеба в сутки. Служащим, иждивенцам и детям причитается не по 125 граммов, а по 200».

Дорога жизни стала реально работающей трассой, которая продолжала снабжать Ленинград вплоть до прорыва блокады. По ней прошло около 2 млн тонн. Из города было эвакуировано 1,376 миллионов человек.

45 КИЛЛОМЕТРОВ

Протяженность сухопутного участка Дороги жизни составляет 45 километров. Любопытно, что этот тракт известен еще с XVIII века. Некий прапорщик Н. Соколов в 1792 году, описывая мызу и деревянную дачу в деревне Морья баронессы Фридрикс, отмечал: «От оного домика проведена через лес прямая и широкая дорога даже до Охты… Кто желает видеть Ладожское озеро, тот из Петербурга скоро может доехать до деревни Морьи по короткой и ровной дороге».

Вдоль тракта также идет железная дорога. Сначала она была узкоколейная, а к 1925 году ее переоборудовали на широкую колею. Эта дорога возила в выходные ленинградцев на дачи и в зоны отдыха на Ладоге, обслуживала торфоразработки, которые велись здесь с XIX века.

Мало кто знал до войны, что второстепенная дорога станет жизненно важной транспортной артерией, спасающей город на Неве.

МЕМОРИАЛЬНЫЙ ПУТЬ

В 1967 году началось создание монументального ансамбля Дороги жизни. На ней установлены монументы, памятные столбы вдоль шоссе и железной дороги. Все эти сооружения сегодня - часть Зеленого пояса Славы.

Схема Ладожской трассы Фото: Александр ГЛУЗ

Схема Ладожской трассыФото: Александр ГЛУЗ

Среди знаковых монументов – сразу на съезде с КАД на отметке 1-го километра – памятник Регулировщице. У героини монумента есть свой прообраз – это Вера Ивановна Рогова, с сотнями других своих подруг пронесшая вахту на протяжении всех дней блокады. Их называли «богинями», указывающими путь усталым водителям. А девушки, спасаясь от холода и ветров, старались надеть на себя все, что хоть чуточку могло согреть – тулупы, валенки, под ушанками повязывали платки. Это не соответствовало уставу, но начальство такие вольности, разумеется, позволяло. Единственное в чем не было никаких поблажек – это в выполнении боевого задания – стоять на своем посту. Стоять, несмотря ни на что – на бомбежки, обстрелы.

У отметки 3-й километр – мемориальный комплекс «Цветок жизни», посвященный детям осажденного Ленинграда. В 1970-м около него была высажена аллея из 900 берез, каждое дерево символизирует один из дней блокады.

На 6-м километре монумент «Балтийские крылья». Он установлен недалеко от военного аэродрома и посвящен военным летчикам, оберегавшим Дорогу жизни от вражеских налетов.

На 10-м километре трасса проходила по южному склону местной природной достопримечательности – холма Румболовская гора. Участок считался самым опасным, поскольку фашисты могли бить по нему прямой наводкой, хладнокровно расстреливая автомобили. Здесь установлены листья дуба и лавра, символизирующие несгибаемую мощь и славу, а перед ними – желудь, как воплощение новой жизни. Логическим продолжением мемориала стали новые памятники. Один из самых интересных – «Полуторка», выполненная в бронзе точная копия знаменитых грузовиков довоенной поры ГАЗ-АА, которые были главными перевозчиками Дороги жизни.

На 12-м км трассы сохранен участок Дороги жизни в том самом состоянии, в котором она была тогда: полумощенка – полугрунтовка.

У деревни Корнево на 17-м километре высоко взметнулся в небо памятник «Катюша» - зенитчикам, охранявшим небо Ленинграда.

У берега Ладожского озера еще один знаменитый монумент – «Разорванное кольцо». У него горит вечный огонь.

В поселке Осиновец – музей, посвященный Дороги жизни. В преддверии 70-летия Победы он был реконструирован и превращен в великолепный музейный комплекс, посвященный работе Дороги жизни. Здесь множество уникальных экспонатов – самолеты, корабли, полуторки, оружие. Многие из них были подняты со дна Ладожского озера поисковиками.

СПРАВКА

Дорога жизни – одна из самых красивых трасс в Ленинградской области, проходит через колоритные старые деревни, великолепные природные ландшафты. По этой дороге приятно проехать в выходные к Ладожскому озеру, которое в мирное время не кажется суровым. По пути сделать остановки у придорожных киосков, где в обилии проедается рыба. На берегу Ладоги зайти в кафе…

Старая дорога, ставшая символом стойкости нашего города в годы войны, продолжает жить.

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24