2016-12-01T20:51:11+03:00
Комсомольская правда
19

Портрет Николая II, почти сто лет скрывавшийся за изображением Ленина, показали на выставке

Портрет императора был скрыт за портретом вождя революции 96 летПортрет императора был скрыт за портретом вождя революции 96 летФото: Олег КУЗЕНКОВ

До Нового Года уникальную двустороннюю картину можно будет увидеть в Академии Штиглица

30 ноября в аванзале Академии имени Штиглица публике впервые представили единственную в мире двухстороннюю картину, на которой с разных сторон холста нарисованы портреты руки двух художников. С одной стороны – портрет Николая II 1896 года руки Ильи Галкина, а с другой – посмертный портрет Ленина, созданный советским художником Владиславом Измайловичем.

СПИНОЙ К СПИНЕ

В 1917 году, преподаватель Петроградской трудовой школы № 23 (до революции - Петровское коммерческое училище, а сегодня школа №203) Владислав Измайлович, рискуя, наскоро замазал серой водорастворимой краской портрет Николая II руки другого художника, Ильи Галкина. Портрет императора стоял в огромной царской позолоченной раме в актовом зале училища, и если Измайлович не решился бы спасти картину, ее наверняка бы уничтожили.

Картину можно будет увидеть в Академии до Нового Года

Картину можно будет увидеть в Академии до Нового Года

В таком виде картина простояла в одном из кабинетов школы семь лет, пока в 1924 году Измайловичу, как уже востребованному советскому художнику, не поступил заказ на посмертный портрет Ленина. Живописец решает, что это шанс спрятать произведение Галкина еще надежнее, и на обратной стороне холста рисует Ленина на фоне Петропавловской крепости.

- Илья Галкин тщательно обработал холст и долго писал классический портрет императора с натуры. Измайлович же, очевидно, писал быстро, исполняя заказ – он даже не стал грунтовать холст со своей стороны, а просто проклеил его и небрежно, пастозно, написал Ленина, - рассказывает восстановленную историю картин их реставратор Татьяна Поцелуева.

Портрет вождя революции руки Измайловича занял в школе то же место, что и портрет императора. Его даже поместили в ту же золотую раму, лишь сняв с нее царские символы. И так картина и простояла в актовом зале школе 96 лет.

Тайну картины случайно открыли баловавшиеся школьники – они оторвали ее нижнюю часть, и на оторванной обратной части холста дети увидели мужской сапог. Стало ясно – что за портретом Ленина есть портрет другого мужчины.

"ПОРТРЕТ НИКОЛАЯ СОХРАНИЛСЯ ЛУЧШЕ"

К реставратору Татьяне Поцелуевой двухсторонняя картина попала в 2013 году и она, вместе со своими студентками, три года восстанавливала обе стороны холста, которые за несколько десятков лет в школе без должного ухода успели сильно пострадать.

- Из-за того, что картина так долго стояла «ленинской» стороной, портрет Николая II лучше сохранился. К тому же, Измайлович специально замазал его краской, похожей по составу на гуашь, чтобы не испортить живопись Галкина, - рассказывает реставратор, - Работу нам приходилось вести с двух сторон, чтобы реставрация одной стороны не повредила другую.

"Ленинскую" сторону рамы сделали простой, чтобы еще рез подчеркнуть контраст между портретами Фото: Олег КУЗЕНКОВ

"Ленинскую" сторону рамы сделали простой, чтобы еще рез подчеркнуть контраст между портретамиФото: Олег КУЗЕНКОВ

Уникальная картина потребовала и уникальной рамы – такой, которая позволяла бы видеть сразу две картины обоих мастеров.

- Рама была сконструирована по проекту кафедры интерьера и оборудования нашей Академии, профессором Олегом Веселицким. Задача перед ним стояла непростая – картину в раме должно быть можно осмотреть с двух сторон, и она должна быть устройчива, так как из-за высоты картины, у нее появляется некая парусность и она может опрокинутся, - рассказывает Алексей Абакумов, руководитель департамента внешних связей Академиии Штиглица, - Сторону с портретом императора было решено сделать более изящную – с декоративным багетом, а с "ленинской" стороны мы решили сделать очень простую раму, деревянную, как бы рабочее-крестьянскую, добившись этим дополнительного контарста между портретами.

БИТВА МУЗЕЕВ

Куда отправится картина после выставки, и какой музей его поЛучит – пока неизвестно. Но уже на открытии выставки разгорелись споры. Каждый из приглашенных гостей в своей речи упоминал, в какой именно музей он считает нужным отдать картину.

- История этой картины совсем не об искусстве, а о диалектике человеческой жизни, ее изменчивости, скоротечности, - отметила и.о. директора Музея прикладного искусства Галина Прохоренко, - поэтому, на мой взгляд, ей место в Музее политической истории.

Картину можно будет увидеть в Академии до Нового Года Фото: Олег КУЗЕНКОВ

Картину можно будет увидеть в Академии до Нового ГодаФото: Олег КУЗЕНКОВ

- В ближайшие 20 лет эту картину нужно экспонировать так, чтобы было видно две стороны и каждый мог придти и увидеть свою святыню. Скромно хочу напомнить, что последние 13 лет до своего отъезда в ссылку Николай II жил безвылазно в Царском селе, в Александровском дворце. Нам очень хотелось бы, чтобы этот портрет был у нас, ведь даже тот гусарский мундир, на котором изображен Николай, хранится в фондах нашего музея, а картины Галкина долгое время украшали стены Александровского дворца, - сказала на открытии директор музея-заповедника Царское села Ольга Таратынова.

- Политический аспект здесь сильнее искусствоведческого. Те страны, которые пережили гражданские войны, будь то Испания или Финляндия имеют единые памятники для обеих сторон. В нашей стране такого памятника нет, но нам представился случай посмотреть на эту картину как на памятник тому, какой ужас пережила наша страна, - отметил заведующий кафедры культур Владимир Яковлев, - Посмотрите, ведь Ленин на картине идет во дворец Матильды Кшесинской, поэтому там портрету и место. Этот дворец был небезразличен и Николаю, а также во время революции там помешался штаб большевиков.

- По своих и художественным качествам, и по истории, эта картина действительно заслуживает выставляться в самых лучших музеях, так, чтобы ее смогли увидеть как можно большее количество человек, отметила реставратор Татьяна Поцелуева, оторая провела рядом с картиной последние три года.

Но пока холст официально принадлежит школе №206, в которой простоял так долго. Администрация школы хочет сохранить эту достопримечальность у себя и тоже настроена решительно:

- Я не знаю, как все сложится, - сказала заведующая музеем школы № 206 Светлана Пасынкова, - но мы будем бороться за то, чтобы картина осталась у нас в школе.

Но до Нового Года увидить уникальную двусторонний портрет можно будет в аванзале Академии имени Штиглица, купив билет в Музей истории приладного искусства.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Три года назад реставраторам Русского музея отдали на экспертизу фрагмент портрета Владимира Ильича Ленина. Почти век эта работа украшала актовый зал старейшей петербургской школы № 206. Кусок холста еще в семидесятых оторвали заигравшиеся ученики. Но инцидент решили замять. Дыру задрапировали, а фрагмент картины хранили в школьном музее до 2013 года.

Искусствоведы, которым принесли оторванную часть холста, увидели, что на обратной стороне портрета Ильича сквозь черную краску отчетливо проступает изображение мужского сапога...

(подробности...)

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24