Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество20 декабря 2016 21:00

Куда делся прах матери Достоевского и где он срисовал убийство для романа «Идиот»

Продолжаем открывать московские тайны вместе с Радио «Комсомольская правда» [аудио]
Вот тут сбоку - вход в квартиру доктора Достоевского - отца будущего писателя

Вот тут сбоку - вход в квартиру доктора Достоевского - отца будущего писателя

КАК ЕГО ЗАНЕСЛО НА БОЖЕДОМКУ И ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Андреассен:

- Здравствуйте. У микровона Наталия Андреассен. И сегодня мы гуляем по Москве в обществе Александра Мишина, библиофила, гида общества пеших прогулок «МоскваХод». Мы договорились отправиться поизучать Москву Достоевского в этот раз. Тем более в ноябре этого года - 195 лет со дня рождения. Давайте начнем с самого первого места Достоевского, где он появляется на божий свет. Это Божедомка. Сейчас это улица Достоевского. А почему было такое название - Божедомка?

Мишин:

- Не просто Божедомка, а Новая Божедомка. При церквях Москвы в общей сложности за 400 лет было примерно 15 «божьих домов». Это такие братские могилы. Москва-то – город веселый и опасный. И когда в средние века находили с утра на улицах покойников - людей, убитых или умерших при непонятных обстоятельствах, - то для опознания их приносили на так называемые крестцы в Китай-город. Это пересечение улиц с переулками: Никольская – Ильинка – Варварка. Там часовня. Эти покойники там лежали трое суток. И если их никто не опознавал, тела уносили в разные «божьи дома». Тела лежали на льду, заготовленном весной на Москве-реке, и закапывали их два раза в год, отпевая. Туда же приносили казненных. Вот такие были представления о том, что на обычном православном кладбище этим людям не место...

И последняя Божедомка, «божий дом» был как раз неподалеку от Мариинской больницы для бедных, где появился на свет Федор Михайлович Достоевский - 30 октября 1821 года по старому стилю.

В музее-квартире - скульптура Достоевского в исполнении Коненкова

В музее-квартире - скульптура Достоевского в исполнении Коненкова

Андреассен:

- Это район Марьиной рощи на сегодня.

Мишин:

- Метро «Достоевская», рядом с Театром Советской Армии. Сегодня там старейший музей Достоевского в мире. Но не было бы этого музея, если бы не воспоминания брата (семья была большая, 7 человек) Андрея Михайловича Достоевского - кстати, архитектора, который 40 лет делал свою карьеру в разных губерниях Российской империи. У него была фотографическая память. И он, понимая, что надо рассказать о семье и о брате, который прославлен, ушел в отставку, уехал к детям в Петербург и стал писать воспоминания. И нарисовал план квартиры со всеми вещами, которые там были, - через 50 с лишним лет после того, как семья оттуда уехала.

СВОИМ РУКАВОМ ДОСТОЕВСКИЙ ОБЯЗАН... ВЕРТИНСКОМУ

Андреассен:

- Я была в этом музее, это две комнатки. Вы сказали, 7 человек… Как они там помещались?

Мишин:

- Да... Вы заходите, справа - маленькая комната и сундуки. Семья жила предельно бережливо. Отец Достоевского Михаил Андреевич не был крупным чиновником. Он был хороший врач, у него была практика, кстати, через богатых родственников Куманиных. Тетка Достоевского Александра Федоровна Куманина, старшая сестра матери, была замужем за представителем очень богатых купцов из Переславля-Залесского. Эти купцы 4 раза были московскими городскими головами от купечества. И отца Достоевского ввели в круг богатых купцов, которых он и лечил.

Первая комната, в которую мы попадаем, - гостиная. Диван и канделябры - настоящие, Достоевских.

Первая комната, в которую мы попадаем, - гостиная. Диван и канделябры - настоящие, Достоевских.

Я думаю, что его смерть для Федора Михайловича была страшным эпизодом. К тому времени уже потеряли мать. Сестры совсем маленькие. Отца убили, - так донесли до него весть его родственники Куманины. Это станет историей отца Карамазова. И многие считают, что эпилепсия у Достоевского началась на фоне этих переживаний.

Вернемся к зданию больницы на Божедомке: замечательное, выразительное, суровое, петербургское, а посередине двора - шедевр европейского масштаба. Это скульптура, изображающая Достоевского, работы гениального Сергея Меркурова, прямого ученика Родена, который, как и учитель, исповедовал принцип шагающей скульптуры. Вообще будете гулять по Москве, обратите внимание на меркуровские фигуры.

Андреассен:

- Тогда назовите еще парочку.

Мишин:

- Это Тимирязев и Владимир Ильич Ленин, которого никто не знает. СмОтрите на статую Юрия Долгорукого, и вам хвост памятника показывают, куда надо идти. Туда, вниз, за фонтан. И там Ленин сидит с 1930 года. Никто его не видел. Из единого куска громадного гранита сделан, ручной полировки…

Прямо за перегородкой от гостиной - спаленка. И как на такой узкой кровати можно поместиться...

Прямо за перегородкой от гостиной - спаленка. И как на такой узкой кровати можно поместиться...

Андреассен:

- Обязательно посмотрим. Но вернемся к Достоевскому.

- Работа Меркурова - замечательная. Кстати, есть связь с Вертинским. Меркуров изобразил Достоевского в неком одеянии, то ли это больничное что-то, то ли каторжника, и такой жест руки. Вот он пишет: «Я не мог поймать. И вдруг меня в 13-м году привели на концерт молодого Александра Николаевича Вертинского, о котором никто тогда еще не знал, и он был в костюме Пьеро – лицо-маска и вот эти руки, этот длинный шлейф рукавовов». Он работал над этой статуей у себя на Цветном бульваре, где была его мастерская. И когда Вертинский вернулся в Советский Союз в 43-м году через Владивосток, он пишет: «Мой Достоевский вернулся».

Мишин:

Первая комната, в которую мы попадаем, - гостиная. Диван и канделябры - настоящие, Достоевских.

У часовни - детская площадка.

У часовни - детская площадка.

А НА МЕСТЕ КЛАДБИЩА УСТРОИЛИ ДЕТСКИЙ ПАРК

Андреассен:

- Мы уделили время отцу Достоевского. Давайте и матери уделим время. Откуда она?

Мишин:

- Отец ее - купец третьей гильдии. Жили недалеко от церкви Петра и Павла на Новой Басманной.

Андреассен:

- Церковь Петра и Павла, к слову, сделана по эскизу Петра Первого.

Мишин:

- Ну да. Как и многих других, их разорила война 1812 года, пожар. И брак с Михаилом Андреевичем Достоевским, видимо, посчитали удачным, хотя он тоже не был богачом. Мать – замечательная женщина, любившая литературу, умершая по времени рядом с Пушкиным, в ночь с 26 на 27 февраля 1837 года, на 37-м году жизни. И смерть матери переживалась так же, как смерть Пушкина, как трагедия. И похоронили ее в приходе церкви Сошествия святого духа на ближайшем и старейшем общественном московском Лазаревском кладбище. Оно там с 1750 года.

Андреассен:

- Что такое общественное кладбище?

Рядом с церковью, где было кладбище и где были похоронены родные писателя, теперь - развлекательный парк

Рядом с церковью, где было кладбище и где были похоронены родные писателя, теперь - развлекательный парк

Мишин:

- До петровской эпохи у каждого кладбища был свой погост. И в какой-то момент стало понятно, что если это допускать и дальше, Москва будет одним большим кладбищем. А после 1771 года, когда из 300 тысяч жителей за несколько месяцев умерло 60 тысяч (эпидемия чумы была катастрофическая), эти 60 тысяч человек надо было где-то хоронить. Старых площадей не хватало, там были многоэтажные захоронения. На 10 старейших кладбищах Москвы (Ваганьковское, Семеновское, Пятницкое и т.д.) жертв эпидемии хоронили. И Лазаревское кладбище с того времени и стало заполняться людьми небогатыми – купцами, священниками, ремесленниками.

Когда Достоевский в Москве бывал (есть воспоминания его второй жены Анны Григорьевны), они приезжали на могилу матери. Там были похоронены и другие родственники.

Но в начале 30-х годов советская власть, закрыв церковь, решила уничтожить и кладбище (там сейчас парк «Фестивальный», где ребятишек катают на лошадях, разные аттракционы устроены, горки)... Товарищи, помните, что под вами - могилы.

КУДА ПРОПАЛИ ОСТАНКИ МАТЕРИ ПИСАТЕЛЯ

Мишин:

- Так вот, в начале 30-х годов по инициативе биографа семьи Достоевских Волоцкого прах матери извлекли из могилы и отдали на хранение в музей антропологии Московского университета. С одной стороны, они спасли захоронение. А была еще цель. Тогда очень молодому антропологу, фактически еще сотруднику уголовного розыска Михаилу Герасимову принесли череп и сказали: «Вот это череп матери известного русского писателя. Сделай, пожалуйста, воспроизведение». А он как раз свою методику отрабатывал. Получилось очень похоже.

Андреассен:

- Воспроизведение личности по черепу, чтобы понять: как выглядели исторические личности?

Мишин:

Вот тот самый памятник, на который автора натолкнул Вертинский.

Вот тот самый памятник, на который автора натолкнул Вертинский.

- Да. И получилось очень похоже на ее единственное изображение матери писателя.

До 2012 года все это хранилось в МГУ. Есть фотография, где останки забирает оттуда правнук. Коробку.

Андреассен:

- Но без черепа?

Мишин:

- Не знаю...

Андреассен:

- Я читала, что череп затерялся где-то.

Мишин:

- Возможно. Надо в архивах Герасимова смотреть. И до сих пор, по-моему, не решили, где хоронить. На Лазаревском кладбище, где могила была? Надгробие, кстати, сохраняется в подвалах музея , оно цело. Его сняли, но вывезли в музей, он тогда уже существовал. Вот такая детективная и жутковатая история. Очень хочется, чтобы прах матери Достоевского обрел покой.

АХМАТОВА У АРДОВЫХ ХОДИЛА ПО СТУПЕНЯМ ФЕДОРА МИХАЙЛОВИЧА

Андреассен:

- Что еще мы можем вспомнить о местах Достоевского в Москве, где еще пройтись, куда еще заглянуть?

Мишин:

- Тетка Достоевского была богата, у нее в Москве было несколько домов. Один из ее главных адресов – это Большая Ордынка, дом 17…

На этих сундуках и спали дети Достоевских.

Андреассен:

- Не тот ли дом, в котором останавливалась Ахматова в квартире Ардовых?

Мишин:

- Да. Но вряд ли Анна Андреевна знала, что тут бывал Достоевский: дом надстроен, изменен, и мы его уже не видим таким, как в эпоху Федора Михайловича. Но в квартире семейства Ардовых, которые принимали Анну Андреевну, остались следы изначального дома тетки Достоевского. И там ступеньки из комнаты в комнату (Достоевский бывал у нее всегда, приезжая в Москву), которые попали в роман «Идиот». Лев Николаевич Мышкин идет по холодному, нетопленному дому Парфена Рогожина, в каком-то из залов, переходя из одного в другой, он спускается по ступенькам. Вот это ступеньки конкретного московского дома.

Обычно в нашем представлении главный город Достоевского - это Петербург, но есть и Москва. Более того, Достоевский внимательно следил за газетами московскими. Одно чудовищное событие, потрясшее Москву, и не только, отразилось в романе «Идиот». Лейтмотивом через весь роман проходит эта история – убийство ювелира Калмыкова в доме, стоявшем на углу Мясницкой и Большого Златоустинского переулка. Дом этот сейчас фактически не существует, он переделан.

ГДЕ И КАК ПРОИЗОШЛО УБИЙСТВО, ОПИСАННОЕ В РОМАНЕ «ИДИОТ»

А история была такая. Василий Федорович Мазурин, богатый мужчина лет 37, вел свободный образ жизни, насколько я понимаю, не очень даже нуждаясь в деньгах. И вот ему нужно было выкупить из заклада драгоценности. Он позвал своего знакомого ювелира Калмыкова, который жил неподалеку, за Бульварным кольцом, на той же Мясницкой, чтобы тот это сделал, а потом они бы разобрались как-то между собой.

А в тот день была свадьба младшей сестры Василия Федоровича Мазурина. Калмыков пришел, поприветствовал брачующихся. Потом они спустились в так называемый магазин на первом этаже. И Калмыков ждал, когда ему покажут эти закладные, видимо. В этот момент никаких закладных Мазурин не стал показывать, а достал бритву, укрепленную в основании, чтобы она не гнулась, и перерезал горло Калмыкову. Пошел в аптеку вечером, купил «ждановскую» жидкость, которая препятствует тлену и отпугивает запах, закатал труп в линолеум, покрыл пальто, и тело нашли только через 8 месяцев.

Из квартиры можно было пройти сразу в палаты к больным

Из квартиры можно было пройти сразу в палаты к больным

Что здесь потрясло публику и Достоевского? То, что никто не смог объяснить, зачем он это сделал. И сам Мазурин тоже не смог. Он был богатый человек, деньги ему были не нужны. Но вот эта тема, степень давления одного человека на другого у Достоевского, она важна. И то же самое сделал Парфен Рогожин в романе с главной героиней Настасьей Филипповной. Она тоже покрыта простыней, рядом стоит «ждановская» жидкость. То есть, писатель воспроизводит историю. Как в бетховенских симфониях, тема вторичная выходит на первый план. То есть судьба стучалась, а потом все случилось. Именно Настасья Филипповна упоминает несколько раз это убийство: «В Москве есть страшный дом, там человека убили». Конечно, Достоевский не только писал об этом, он знал этот дом на той же улице, где жила его тетка.

Сейчас это здание (где был дом тетки) - здание библиотеки исторической. Когда вы идете по центральным старым залам исторической библиотеки, там есть мраморный зал. Это зал тетки. Если зайти во двор, там видна старая кладка кирпича. Его не ломали. Дом не снесен, а перекроен. Окна смотрели в сторону Иоанно-Предтеченского монастыря (того самого, где собержали Салтычиху, где жила настоящаяя княжна Тараканова и пр. - Ред.). То есть вид открывался великолепный у тетки.

Андреассен:

- И мы можем этим видом сами понаслаждаться, сходить и посмотреть, прикоснуться к этим кирпичам, мимо которых шагал Федор Михайлович. Зовете на экскурсию?

Мишин:

- Да, зовем. Ждем всех.

Андреассен:

- Не сидите дома, обязательно выбирайте экскурсию себе по душе на сайте «МоскваХода» и отправляйтесь изучать нашу невероятную Москву.