Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Дом. Семья20 января 2017 12:43

Не нужно давить на малышей!

От «раннего развития» иногда больше вреда, чем пользы, уверена наш колумнист
Единственное, в чем ваш ребенок по-настоящему нуждается, так это в ласковой и терпеливой маме, которая всегда рядом

Единственное, в чем ваш ребенок по-настоящему нуждается, так это в ласковой и терпеливой маме, которая всегда рядом

Фото: Евгения ГУСЕВА

Как и многие молодые и неопытные матери, с первого дня рождения своего ребенка я старалась направить ее на «путь к успеху». Пока не поняла, что «раннее развитие» приносит больше вреда, чем пользы.

...Моя четырех летняя дочь Женя сидела за своим детским столиком и плакала потому что не могла нарисовать своей крохотной ручкой букву «А». Каждый раз вместо наклонной линии получалась вертикальная прямая. После нескольких неудачных попыток, она потеряла всякий интерес к занятиям, и каждый раз когда я возвращалась к рабочей тетрадке, она начинала плакать. Ее неуверенность в себе – целиком и полностью моя вина. Но чтобы понять это, к сожалению, мне потребовалось слишком много времени.

«Раннее развитие»

Все началось с того самого момента, когда перерезали пуповину. Именно тогда я остро почувствовала, как буду жить в вечном страхе, что никогда не смогу сделать достаточно для того чтобы моя дочь выросла успешной. Я решила, что мне придется предъявить ей очень высокие требования, если я хочу чтобы она училась в престижной школе. Я жила в «культуре вечного страха». Мне казалось, дети должны как можно раньше узнавать что такое тесты, экзамены, оценки и конкуренция.

Вдохновленная историями про «раннее развитие», я верила в то что мозг младенца развивается в первый год жизни интенсивнее, чем в любое другое время. Именно поэтому его нужно стимулировать. Мне была очевидна польза классической музыки для внутреутробного развития, (и неважно, что уши у плода формируются только на 3 месяце). Дальше, после рождения, не дожидаясь достаточного развития зрительной системы, я поставила в учебный план карточки Домана. Изучение второго языка у меня обогнало гуление. И конечно же уроки плаванья, задолго до того как Женя научилась ходить.

Моя книжная полка ломилась от всевозможной литературы, в которой давались советы: «Как воспитать гениального ребенка». Ведь дело нешуточное: мне обещали, что любой заинтересованный родитель может вырастить из своего чада настоящего гения! Достаточно только как следует постараться и освоить несколько незамысловатых техник.

Это уже потом мы были вынуждены обратится к неврологу, узнать насколько вредна опережающая нагрузка на кортикальные отделы мозга. А пока нечеловеческий эксперимент над собственным ребенком только набирал силу. Женя смотрела на повторе мультик про «маленьких Энштейнов», и на уроках по методу Монтессори мне говорили: «Ваша дочь рисует, как молодой Моне!» - вот что действительно могло меня воодушевить и обрадовать, как мать, больше чем банальное «Ваша Женечка растет такой спокойной и счастливой девочкой».

Правда же была в том, что за закрытыми дверями наш дом все меньше напоминал «уютное гнездышко» полное веселья. Я даже не могла спокойно испечь кексы с дочкой, чтобы не превратить наше «свободное время вместе» в тест на раскладывание розовеньких шариков от посыпки раздельно с голубенькими.

Диагноз

При этом росло напряжение. Первые тревожные звоночки прозвенели в 2,5 года. Жене поставили диагноз задержка речевого развития 2 степени. Она все время молчала и плакала, потому что боялась ошибиться в произношении. Любое заучивание наизусть, запоминание букв или счет вызывало у дочки состояние тревоги. Даже простая арифметика кодировалась у нее в уме, как опасность. Иными словами отдел мозга, который ей нужен был для ответа становился недоступным. Состояние тревоги сопровождалось какой-то запредельной гиперактивностью. Ей правда, искренне хотелось бы сдерживаться, но из-за постоянных противоречивых желаний, неосознанных влечений, хаоса, тревоги, страха, агрессии, она была подобно щепке, влекомой куда-то бурным потоком страстей. Конечно, любой ребенок может войти в раж и на какое-то время стать неуправляемым, но для нас это были не редкие эпизоды, а привычное состояние.

В какой-то момент я поняла что пора убирать ногу с педали газа. Поняла, что все эти годы мы «развивали голову» совершенно не в том направлении. Слишком много внимания уделяли обучению счету, чтению и письму, вместо того чтобы спокойно развивать привычку осмысливать происходящее, задумываться о причинах, прогнозировать последствия, правильно интерпретировать свои чувства и чувства других детей.

Слишком поздно мы поняли, что детский сад и даже краткосрочное пребывание в студиях, где есть много других детей нам просто противопоказаны.

Если вам знакомы все описанные мною симптомы, если вы видите, что малыш еще не готов к активной деятельности, мой вам совет: держитесь от садика подальше. Иначе есть шанс еще сильнее травмировать ребенка. Идеальный вариант: завести пару друзей, настоящих друзей, ходить друг к дружке в гости и держать игры под контролем, чтобы в случае чего быстро вмешиваться и не давать разгораться конфликтам.

Нужна ласковая мама

Поверьте, единственное в чем ваш ребенок по-настоящему нуждается, так это в ласковой и терпеливой маме, которая всегда рядом. Ну и конечно, в возможности как можно чаще выплескивать свою энергию, не натыкаясь при этом осуждение со стороны.

Не верьте советчикам наперебой рассказывающим о пользе детского сада. Не запихивайте насильно туда детей, если они ясно дают понять, что не хотят. Даже если у вас совершенно противоположный случай – зажатый, и медлительный ребенок. И вам пришло в голову, что детский сад научит его общению – это большая ошибка. Ранний отрыв от семьи против воли ребенка, может нанести психотравму. Вам повезет, если вы отделаетесь энурезом и потерей даже тех небольших навыков общения обретенных до детского сада. Скорее всего вам это аукнется, когда малыш подрастет - типичной проблемой трудного возраста, когда дети не пускают родителей в свой мир. Между вами будет как будто невидимая перегородка. Именно потому что эта связь были утеряна слишком рано, не успев как следует сформироваться.

Поэтому самое первое что я советую молодым мамам, столкнувшимися с такими же проблемами - это набраться терпения, перестать винить себя за диагноз, перестать комплексовать и беспокоится из-за того что вы делаете что-то не так. Позвольте вашему крохе развиваться в своем темпе, двигаться по своему совершенно индивидуальному пути развития. Никак его не корректируйте. Но при этом создавайте широкие и открытые образовательные рамки.

После совершенных ошибок, мне удалось вовремя взять себя в руки. Всего за полгода Женя научилась не только разговаривать, но писать и читать по слогам! Самостоятельно! Секретным ключиком «к успеху» стал Женин восторг от любого малейшего именно самостоятельно-приобретенного знания или навыка. Она заражала своим восторгом всех вокруг. Впервые в своей жизни она обрела стимул и мотивацию к самостоятельному развитию. Она смогла пусть и интуитивно сформулировать зачем ей все это нужно. И мне останется только лишь не мешать.

Для будущего гения очень полезны такие качества, как внутренняя уверенность, независимость, упорство, богатая фантазия, безукоризненный вкус, готовность к риску - и еще многое из того, о чем ни слова не упоминается в традиционных руководствах по "раннему развитию". Человек, обладающий этими качествами, способен учиться самостоятельно в любом возрасте. Ему не нужны особые методики, адаптированные для «детей с ограниченными возможностями». Воспитатели, которые считают что учеба- это главное, просто-напросто не умеют отличить причины от следствия.

КСТАТИ

"После трех уже поздно", - как бы ни так! Рихард Вагнер начал брать свои первые уроки музыки в 15 лет, а Поль Гоген стал учиться живописи, когда ему было уже 26!

Не забудьте про этот контр-аргумент, когда встретите молодую неопытную маму зараженную вирусом «раннего развития»