Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество20 января 2017 20:05

Завтра полицейские заберут и наших детей?

Приемная мама двенадцати детей Наталья Городиская рассказала «Комсомолке», какие выводы стоит сделать всем нам из трагедии, случившейся в Зеленограде
Изъятие детей в Зеленограде действительно больше походило на триллер и спланированную спецоперацию

Изъятие детей в Зеленограде действительно больше походило на триллер и спланированную спецоперацию

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

Семейная драма жительницы Зеленограда Светланы Дель, у которой полиция совместно с органами опеки изъяла 10 приемных детей, у многих выбила почву из-под ног. На форумы приемных родителей страшно заходить: народ проклинает не только бессердечных чиновников (с этих что взять?!), но и группу независимых психологов, которые, побеседовав с изъятыми детьми, дали заключение: ребята в семью Дель возвращаться не хотят, их нужно вернуть в детдом, а потом подыскивать им новые приемные семьи. Все, как один, приемные родители испугались: завтра полицейские и органы опеки придут к ним и также, как у Светланы Дель, без суда и следствия, безжалостно отнимут детей. Изъятие детей в Зеленограде действительно больше походило на триллер и спланированную спецоперацию, чем на меру по спасению бывших детдомовцев, с которыми плохо обращаются в приемной семье. Детей забрали из детсадов, школы и даже с новогодней елки, при это не сделав звонка родителям.

Как такое стало возможным? Кому верить в этой истории: чиновникам и независимым психологам или Светлане Дель и ее друзьям, которые по-прежнему утверждают, что все приемные дети жили в комфортных условиях и их никто не обижал? Об этом в эфире радио «Комсомольская правда» мы поговорили с Натальей Городиской, президентом Союза приемных родителей, усыновителей, опекунов и попечителей, а самое главное - мамой 12 приемных детей!

«Катком прошлись по всем приемным семьям»

- Наталья, скажите нам как приемная мама со стажем: неужели сотрудников органов опеки можно так ловко обманывать? Семья Светланы Дель многие годы была на хорошем счету у чиновников, к приемным родителям не было никаких претензий, а теперь, оказывается, над детьми издевались. Как такое в принципе возможно?

- Каждая семья — это закрытая история, и мы иногда можем не знать, что происходит у наших соседей, годами живя рядом с ними. Ситуация с семьей Светланы очень неоднозначна. Я со Светой знакома лично, мы с ней были на связи с самого начала этой истории. И я советовала ей сразу же обратиться и к общественности, и написать жалобу на сайт департамента соцзащиты города Москвы (ничего к сожалению, не было написано, а история получила огласку лишь спустя двое суток). Я с первых дней была на связи и с уполномоченной при президенте по правам ребенка Анной Кузнецовой и я могу абсолютно точно сказать, что изначально она была на стороне семьи и детей и делала все, чтобы вернуть детей Светлане. И только после решения независимой комиссии психологов было принято решение детей из семьи изъять. Эта ситуация по всем нам, приемным родителям, прошлась катком. Начали говорить о том, что все приемные семьи с большим количеством детей - недобросовестные. А это не так. Я 7 лет в этой теме.

Мы реально душой и сердцем принимаем решения, когда берем детей из детдомов. И это очень сложно - воспитывать приемных детей. И поэтому до последнего не хочется верить, что в чьей-то семье есть такие трудности. Но, если решение принято по результатам работы, проведенной независимой комиссией психологов, значит, трудности действительно были.

«Изъятие было не просто жестоким, а противозаконным»

- Но дети могут быть элементарно напуганы, находиться в шоке после того, каким образом их изъяли.

- Что касается самой ситуации с изъятием, то она не просто очень жестока, но и незаконна. Ведь детей изымали как беспризорников, составляли акт о беспризорности. Это говорит о том, что все мы не можем отвести ребенка в детский сад и не бояться того, что его изымут как беспризорника. Это говорит об огромных дырах в законодательстве. Процедура изъятия абсолютно не описана, изымают и кровных детей (в проблемных семьях), изымают и приемных, а грамотной процедуры нет. Ситуация с детьми Светланы Дель это все вскрыла. Больше всего при этом пострадали дети, им хуже всего. И дети действительно были очень напуганы.

- Очевидно, что они и сейчас напуганы: 8 детей помещены в больницу, а двое находятся в приюте, их обступила группа незнакомых людей — психологов, которые пытаются выведать: как их бил папа, часто ли бил, за что бил?

- До выводов комиссии независимых психологов было решение в пользу семьи: омбудсмен, чиновники департамента соцзащиты — все были настроены на то, чтобы детей в семью вернуть.

- Но по щелчку пальцев все изменилось. Опека вдруг сообщила, что в квартире у Светланы Дель бегают тараканы, а дети голодали и были плохо одеты.

- Не это стало основанием для выводов комиссии. У меня нет оснований не доверять этим людям, они тоже были настроены на возврат детей в семью. Вы поймите, что такое независимая психологическая экспертиза: это не когда психологи сидят и просто спрашивают: «бил ли тебя папа и что у вас происходило?». Там тексты, рисунки, письма, общение с детьми, реакция детей на родителей - очень многое учитывается.

- В Интернете есть видео, на котором запечатлено как одна из дочерей плачет у Светланы Дель на плече и просит ее скорее забрать домой из приюта, куда ее поместили. Есть скриншоты смс, которые прислали дети Светлане, в них написано, что они ее любят и скучают. Есть рисунки «мама, я тебя люблю». То есть видно, что дети домой хотят, а нас на официальном уровне пытаются убедить, что дети домой не хотят. Как это понимать?

- Дети сейчас в любом случае заложники ситуации, им очень страшно. Я думаю, что эти смс и видео эксперты тоже принимали в расчет, но там есть и много другого — факты, которые перевешивают. Казалось бы, если детей избивал отец, то можно было бы с ним расторгнуть договор об опеке, но оставить детей матери. Однако комиссия сделала заключение, что с матерью детей оставлять нельзя, значит, у них были на это основания. Я склонна доверять этой комиссии. Многие сейчас пишут в соцсетях: «это те люди, которые бояться потерять работу». Это как раз наоборот те люди, которые не боятся потерять работу, они не про власть, это независимые эксперты и только на основании полученных ими результатов было принято решение детей изъять. Мне безумно жаль. Я до конца верила, что дети вернутся в семью.

Наталья Городиская - мама 12-и приёмных детей

Наталья Городиская - мама 12-и приёмных детей

Фото: Личный архив

«Наш сын тоже писал жалобы, что мы его избиваем»

- Приемные родители устроили в Фэйсбуке флешмоб в поддержку Светланы с хэштэгами «мы не бьем своих детей», «завтра придут за нами». Вы разделяете эти страхи?

- Мы, приемные родители, всегда примеряем ситуацию на себя. И я думаю, как бы вели себя мои дети в подобной ситуации. И я понимаю панику других приемных родителей: сейчас все они говорят: «к нам тоже придут и заберут». Информации о происходящем очень мало, а та, что есть, не всегда соответствует действительности. Но хочу вас заверить: не придут, и не заберут. Скажу немного о моей ситуации: среди моих детей были очень сложные приемные дети, в том числе пятеро подростков, которые имели опыт употребления наркотиков. До сих пор с одним из них у нас проблемы, но мы находимся в постоянном контакте с опекой, они знают наши проблемы. Например, мальчик писал на нас жалобы, что мы его избиваем. Была проведена проверка, которая доказала, что в семье все хорошо. А если у вас все хорошо, вам нечего скрывать. Поэтому та паника, которая сейчас охватила приемные семьи, она ни к чему. Да, возможно, введут обязательное психологическое тестирование для приемных родителей и всех членов семьи. А почему нет? Простите, если вы заключаете договор о приемной семье, вы берете на себя огромную ответственность, вы сами на это идете. Тестирования, проверки и отчеты — это то, на что вы идете изначально. И поэтому сеять панику и говорить, что из-за синяка к вам придут и заберут ребенка, это неправильно. Не придут, и не заберут.

- Но у Светланы Дель было именно так! Забрали из-за синяка.

- Я думаю, что там было довольно много разных историй еще до этого случая. Наверное, не просто так, не в один день воспитатель (как я уже сейчас, после вывода комиссии, начинаю рассуждать) приняла решение позвонить в полицию. Наверное, были какие-то претензии к семье, о которых просто молчали. Уверяю вас, воспитатели прекрасно знают, как живут наши семьи. Да, я знаю, много случаев, когда воспитатели говорили приемным мамам: «верните назад свое чудовище, потому что он абсолютно не социализирован» и я вмешивалась, и всегда была на стороне мам и объясняла воспитателям, что это их задача социализировать детей, а приемная мама сделала все возможное, чтобы этот ребенок жил в семье и ему было комфортно. Я ни в коем случае не осуждаю семью Светланы, потому что знаю, что в любой семье могут быть проблемы, просто нужно вовремя обращаться за помощью. Но еще важнее - интересы детей. Если психологи сделали выводы, что детям в семью возвращаться нельзя, я склонна этому доверять.

- А ведь эти дети уже второй раз остались без семьи!

- Для них эта ситуация просто ужасна. Наказали не взрослых, наказали детей.

«Приемные родители - не роботы, они выгорают»

- Кто же ответит за нанесенную детям травму?

- Я считаю, что если есть недоработки опеки, то за это нужно реально отвечать. Правильно, что на опеку завели уголовное дело. Не менее страшно и то, что на всю страну разгласили диагнозы детей. И тайну усыновления. Теперь этих детей будет несложно отследить. И за это кто-то должен нести ответственность. В этой истории целый клубок нарушений, который показывает изъяны в законодательстве. Даже в сложившейся в семье Светы ситуации подобное изъятие детей - неприемлемая мера. Можно было работать с семьей, сделать предписание, прийти поговорить, возможно, могло быть принято решение оградить от воспитания отца, но дети остались бы в семье, но вмешалась полиция, она и стала инициатором изъятия.

Сейчас встает вопрос о необходимости создания в России профессиональных семей. Это семьи, которые могли бы брать детей к себе на момент кризисной ситуации в родной или приемной семье. А в это время с родителями бы работали специалисты. Потому что на самом деле к любой семье можно придраться, в любой семье могут быть проблемы и кризисы. Приемные родители тоже не роботы, они выгорают и им иногда реально нужна помощь, но у нас к сожалению этого нет, детей просто изымают и все.

- Многие приемные родители говорят, что детей из детдомов трудно не наказывать, ведь они бывают неуправляемы.

- Да, действительно бывают моменты, когда приемный ребенок абсолютно неуправляем, особенно дети с растройством привязанности (у меня в семье тоже есть такие дети). Родители не роботы, могут шлепать детей, когда ребенок, например, лезет в розетку. Но, знаете, есть разница между шлепками и жестоким обращением с ребенком. Если в семье царит добро и любовь, ребенок чувствует заботу родителей, шлепки для него не так травматичны, хотя я вообще не стронница физических наказаний. Но если жестокое отношение проявляется постоянно, плюс ребенок чувствует пренебрежение со стороны родителей - это уже другая ситуация.

- Нам пришло сообщение от нашего радиослушателя Артема из Норвегии: «Страшно. Не дай бог в России органы опеки начнут творить то, что они творят в Норвегии, когда ребенка за два часа изымают у родителей за синячок на руке, совершенно не разбираясь в ситуации».

- Я недавно была на тренинге в Финляндии, изучала их опыт общения с проблемными детьми. В Финляндии тоже есть родители, которые шлепают детей, и хотя за это у них введена уголовная ответственность, некоторые родители детей лупить не перестали. Но всем родителям надо понимать: наказание и тем более жестокое обращение не изменит поведения ребенка, надо искать причины, почему ребенок так себя ведет. Когда ребенка бесконечно бьют, срываются на нем, это значит, что родители не справляются с собой, со своей реакцией на происходящее. И если это имело место в семье Светы, то вот тогда надо было незамедлительно обращаться за помощью. Москва и Московская область — просто клондайк, тут очень много общественных организаций, готовых помогать приемным семьям, очень много частных психологов, умеющих работать с приемными семьями, главное - желание родителей. Приемное родительство — огромная ответственость, с которой не каждый справится. Мы же не говорим, что проблемы в семье у Светы были всегда, возможно, это произошло в какой-то момент, случился кризис, и вот тогда семье надо помогать. Но для этого семья сама должна обратиться за помощью, иначе кто узнает, что у них такие проблемы. В случае со Светланой все зашло слишком далеко.

«Я не знаю ни одну богатую приемную семью»

- Сейчас все муссируют тему больших выплат на приемных детей. Мол, Светлана просто зарабатывала на своих детях, ведь государство ей ежемесячно перечисляло по 650 тысяч рублей.

- Когда говорят о больших деньгах, которые получают приемные родители, я всегда отвечаю: ребята, идите и зарабатывайте в другом месте, на этом не заработаешь! Я не знаю ни одну богатую приемную семью. Когда мы с мужем взяли приемных детей, потому что были волонтерами, мы перестали ездить в отпуск вообще, не стало хватать денег. И в этом плане наезды на приемные семьи очень болезненны. Однако на выплаты от государства приемных детей все же можно содержать достойно. Этих денег хватает на то, чтобы детей хорошо кормить, одевать и водить в секции. Поймите: жестокое обращение не зависит от денег, это зависит от морального состояния родителей.

- Что нужно изменить в законах, чтобы ситуация с подобным изъятием детей, как у Светланы Дель, не поверилась?

- От лица нашего Союза приемных родителей, усыновителей, опекунов и попечителей мы уже обратились в Минобразования и детскому омбудсмену Анне Кузнецовой с просьбой внести изменения в Семейный кодекс и четко прописать регламент по ситуации изъятия: кто за что отвечает, что считать угрозой для жизни ребенка и когда его можно изымать. Это обезопасит и родителей, и органы опеки, которые будут четко понимать, как действовать в таких ситуациях.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Московские власти опровергли массовые проверки приемных семей после скандала в Зеленограде

Глава столичного департамента соцзащиты Владимир Петросян выступил с официальным заявлением:

- В соцсетях активно муссируется информация, якобы органам опеки поручили провести тотальные проверки приемных семей. Это не соответствует действительности - никто таких поручений не давал, их в принципе не может быть (подробности)

КСТАТИ

Анна Кузнецова: «Приносить детей в жертву просемейной идее - это низко!

Уполномоченный по правам ребенка при президенте Анна Кузнецова написала пронзительный пост на своей странице в Фэйсбуке, в котором прокомментировала скандальную историю с изъятием 10 приемных детей у Светланы Дель из Зеленограда.

- То, что случилось с семьей Дель - это удар для многих и для меня тоже как многодетной мамы, для приемных родителей, для общественников, для тех, кто бьется за сохранение семьи. Есть, конечно, некоторые, кому ситуация понравилась: стали деньги собирать на свою личную карту «на Светиных детей и ...каких-то больных деток...», прямо говоря, что «отчетов предоставить не смогу» (подробности)