Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество2 февраля 2017 22:00

Версия: "Ждуна" придумал Папа Римский

Почему одни смешные картинки становятся мегапопулярными, а другие нет [видео]
Смешная картинка, фантазия художника, но Ждун рвет интернет

Смешная картинка, фантазия художника, но Ждун рвет интернет

Фантастическое существо сидит в коридоре, сложив на толстом животе короткие лапки. Смешная картинка, фантазия художника, ничего более. Но вот уже неделю этот пухлик рвет Интернет и лезет изо всех щелей в соцсетях. Его прозвали Ждун. Сидит и ждет. Чего ждет – фотошоп вам в руки, вставляйте его в другие картинки, приписывайте ему остроумные слова, делайте с ним что хотите. Он – мировой интернет-мем. Он сейчас популярней любой звезды шоу-бизнеса.

Так продлится недолго. Мем редко живет больше месяца. Но, согласитесь, все это напоминает мистику и колдовство. В мире каждую минуту какой-нибудь художник рисует очередную смешную картинку. Миллиарды картинок. И только одна на миллиард становится иконой. Почему? Кто или что заставляет планету плясать под дудку Ждунов, Вжухов и Карлов? Может, за всем этим стоит Мировое Правительство, ЦРУ, а то и лично владелец Фейсбука Марк Цукерберг? И все эти мемы – часть грандиозного плана по управлению нашими мозгами?

Сами пользователи интернета склоняются к мистической версии. По сети ходит картинка, на которой Папа Римский якобы признает мемы «Божьим даром». «Если Бога нет, откуда берутся мемы?» - эта фраза сама стала мемом.

Ведущий в России специалист по массовому сознанию в Интернете, Максим Юрин, совладелец и стратег Little Big Agency, признается, что выделить точный рецепт «производства» мема пока не удалось никому.

- И тем не менее, у мемов следующие общие признаки: ярко выраженная, понятная фигура-бъект-ситуация, которая заставляет испытать какую-либо определенную эмоцию или является олицетворением этой эмоции. Простота, иногда даже тривиальность, при этом космополитичность – любой человек в мире, с любым культурным и социальным бэкграундом должен понять, что олицетворяет этот объект. Пластичность, модифицируемость. Объект можно легко переделать на свой лад, перенести в другую ситуацию. Это обычно запускает процесс «народного творчества» и «вирусности» – люди начинают находить новые применения и отображения для объекта и активно распространять свое творчество.

Специалист по социальным медиа Андрей Фрольченков склонен с Юриным согласиться, но делает упор на эмоции-сопереживании:

- Взять "Ждуна". Человек олицетворяет себя с ним. Ему эта ситуация (сижу, жду) знакома, и он понимает, что, используя этот мем в общении, он добьется понимания других пользователей. Мемы облегчают общение.

Фрольченков напоминает, что когда-то эмоции передавали просто скобки-смайлы, потом незамысловатые картинки эмодзи, а теперь стикеры.

- Проще кинуть смешную картинку, мем, чем описывать ситуацию словами и ломать голову. Картинка всё сделает за тебя. Мемы так или иначе заменяют нам эмоции, которые так трудно передать в цифровом виде. Отсюда и успех мемов. Выстреливают те, которые более "человечные", - резюмирует Фрольченков.

Пуристы часто говорят на это, что современный человек разучился писать, и норовит вместо слов послать картинку. Но правда заключается в том, что постепенно уходит живой разговор, даже по телефону, и люди предпочитают общаться буквами. А на письме – даже автор этих строк попадал в такую ситуацию – ты не можешь передать интонацию, и рискуешь быть неверно понятым. Мем или стикер отчасти это компенсируют.

Впрочем, в деле раскрутки мема важен и просто случай, добавляет Юрин. Бывает, что мем не отвечает всем перечисленным признакам успеха. Он или сложно модифицируем, или в нем нет идеи (кот с палочкой, какая тут идея), однако картинка приглянулась крупному блогеру, он запостил, за ним и остальные.

Вообще, в этом деле очень важно, чтобы «волны» шли от популярного в интернете человека. Маркетологи это хорошо знают, так создается рынок платных постов. Российские ведущие блогеры могут брать за пост 200-300 тыс. рублей, на Западе расценки еще выше (но там больше и охваты, у нас сотни тысяч, там миллионы).

#ждун

#ждун

Фото:

#ждун

#ждун

Фото:

Сдается, что придумывая связь мема с Мировым Правительством, а то и с Богом мы лишь персонифицируем свой страх и свое незнание некой новой реальности, с которой нас столкнули социальные сети. Эта новая реальность называется законом больших чисел, или вероятностным законом. Помните старую задачу, с какого числа начинается куча? Три горошины явно не куча, и десять не куча, а сто? «Кучи», то есть большие числа, живут по законам, которые непонятны интуитивно тем, кто в жизни сталкивается с единицами. В психологии есть даже тест (и он лучше стандартного теста на IQ), когда интеллект человека измеряют по его способности интуитивно схватить большое число. Например: если сложить лист бумаги сто раз, какой высоты будет стопка? Ответы вроде «метр» или «полметра» совсем плохие, потому что реально стопка будет высотой в … 93 миллиарда световых лет, больше нашей Вселенной. Но самые крутые умники ответят, что задача не годится, бумагу нельзя сложить более 12 раз (попробуйте, если не верите). Так вот, закон больших чисел в том числе говорит, что усилия индивида (который захотел «быть популярным в интернете» и придумать мем) ничто по сравнению со спонтанным творчеством масс. Только массы в состоянии отточить и доработать уже готовую идею (и статуя Ждуна была, и фото кота была, но это были не мемы), и сделать из объекта мем.

Часто можно наблюдать, как рекламщики в крупных компаниях силятся снять «вирусный ролик» или «придумать мем». Особенно смешно видеть, как они платят за продвижение якобы вирусного ролика, хотя вирус по определению – это продукт, который распространяют сами люди, добровольно. Прелесть мемов и вирусов в том, что их невозможно сочинить на заказ. Даже рекламные слоганы, выдуманные очень дорогими специалистами, выдуманные хорошо, мемами все-таки не становятся. За редчайшими исключениями, и, как правило, в ироничном ключе. Скажем, в интернете попадаются картинки со слоганом «управляй мечтой», на которых герой управляет чем-то, что мечтой можно назвать с натяжкой (ослом, телегой).

#ждун

#ждун

Фото:

Зато грамотный рекламщик может использовать существующий мем, если вовремя к нему прицепится. Так, главный редактор портала Сравни-ру Александра Краснова (она одно время вела экономические передачи на Радио Комсомольская правда) так ловко соединила Кота Вжух и бренд своего портала, что многие неискушенные люди решили, будто Краснова этого Вжуха и придумала.

Вряд ли мемы сочиняют в ЦРУ или в Мировом Правительстве. Скорее там учат искусству вовремя осознавать, что мем станет популярным (а ведь, чем раньше ты его используешь, тем больше получишь успеха, это как в финансовой пирамиде). И искусству вовремя от него отказаться. Нет ничего пошлее, чем юзать вышедший в тираж мем. Компании с плохими, низкооплачиваемыми и слабо мотивированными пиарщиками сразу распознаются по использованию устаревших мемов.

Откуда взялся Ждун

В прошлом году голландская художница Маргрит ван Брифорт изваяла возле Лейденского университета скульптуру, которую она назвала «Помесь Насекомого и Слона» (Homunculus Loxodontus). Похоже, это «животное» ничего особо не значило и не олицетворяло. Скульптура просидела спокойно на скамейке возле университета несколько месяцев… а потом случилась магия соцсетей. Никто не может объяснить, кто первым сфотографировал скульптуру, выложил ее в интернет, придумал ей имя Ждун, и как так получилось, что мы в России сейчас про все это пишем и читаем. Художница заявляла, что ваяла с человека, сидящего в очереди к врачу – но ясно, что это она придумала уже после того, как мем стал популярным.

Какие еще были мемы

- В конце 2016 года появился кот Вжух, который махал волшебной палочкой – и что-то происходило. Оказалось, что еще в 2013 году какой-то человек выложил в Сеть фото своего кота в треугольном колпаке. Таких фотографий миллион. Как и в случае со Ждлуном, неизвестно, кто придумал пририсовать коту волшебную палочку и приписать ему возглас Вжух (вжух – и желания исполняются).

Кот Вжух стал популярным мемом в конце 2016-го

Кот Вжух стал популярным мемом в конце 2016-го

- Узоры дерева создали фигуру, напоминающую морду собаки. Кто-то это сфотографировал, приписал слово «дратути», и пустил в Сеть. Слово «дратути» изобрел в 2005 году герой Юрия Стоянова в сериале Городок (оно означает «здравствуйте»).

Мем "дратути"

Мем "дратути"

- Упоротый лис. Фигурка лиса, сидящего в согбенной позе и, видимо, страдающего от похмелья, вставлялась в миллиарды картинок и ситуаций. На самом деле это фото чучела лисы работы английской таксидермистки Адель Морзе. Вообще-то это был брак, Морзе продала лиса на интернет-аукционе за копейки, придумав, что странная поза животного «так и была задумана», а покупатель (некто Майкл Бурмен) и сделал его популярным в сети.

"Упоротый лис"

"Упоротый лис"

- Карл. Древний мем, изначально мини-комикс, на котором мужчина разговаривает с подростком, а тот не обращает на него внимания. Комикс сделан из кадров сериала «Ходячие мертвецы». Мужчина (Рик Граймс) по молчанию сына Карла понимает, что его жена умерла, и принимается плакать. Присказка «Карл» оторвалась от комикса и в 2015 году вставлялась в разговор всякого образованного человека («эта ерунда стоит сто рублей, сто рублей, Карл!»)

Отживший своё мем про Карла.

Отживший своё мем про Карла.