Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
В мире19 февраля 2017 22:00

Если Трамп нападет на Иран...

Что стоит за агрессивными заявлениями нового президента США и как это может отразиться на России и всем мире?
Один из антиамериканских митингов в Тегеране. Демонстранты привычно жгут флаг США: мол, никакие западные санкции им не страшны. Но, если Иран возобновит свою ядерную программу, Вашингтон может решиться на военный удар...

Один из антиамериканских митингов в Тегеране. Демонстранты привычно жгут флаг США: мол, никакие западные санкции им не страшны. Но, если Иран возобновит свою ядерную программу, Вашингтон может решиться на военный удар...

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Прошел лишь месяц со дня въезда Дональда Трампа в Белый дом, а уже послышался лязг сабель, вынимаемых из ножен. Соединенные Штаты готовятся к вооруженному конфликту - уверены некоторые политологи, обеспокоенные недавним заявлением американского лидера, что «Иран - террористическое государство номер один». Как правило, именно так все и начинается: сначала Вашингтон объявляет кого-то террористом, а потом начинает «крестовый поход» против этого «кого-то». «Комсомольская правда» выяснила у ведущих экспертов, велика ли вероятность новой войны и как это отразится на ближневосточном регионе, Европе и России.

«ТЕГЕРАН НЕ ОТСТУПИТ»

- Как далеко новая администрация США может зайти в своей антииранской политике?

- Дальше некуда, дальше только война, - уверен иранист, профессор кафедры востоковедения МГИМО Сергей Дружиловский. - Сейчас важно, как поведет себя в этой ситуации Тегеран. Ведь он может просто выйти из договора (14 июля 2015 года были достигнуты соглашения, согласно которым с Ирана снимается часть санкций в обмен на гарантии мирного характера ядерной программы. - Ред.) и возобновить производство оружейного урана. Я хочу подчеркнуть, что в Иране идеология превыше экономики, они снег будут есть, но своих позиций не сдадут. Престиж и справедливость в международных отношениях для них важнее, чем даже прибыль в бюджет.

- Какова вероятность вооруженного конфликта?

- Сомневаюсь, что американцы все же развяжут войну. Через Совбез ООН они ее не протащут - натолкнутся на российское и китайское вето. Да и вообще война с Ираном Америке не нужна, поскольку ее невозможно выиграть. Ведь США ни в одной войне не победили - ни в Афганистане, ни в Ираке, ни в Ливии, ни в Сирии. Лишь истратили сотни миллиардов долларов... Вот и здесь Америка влипнет в очередную авантюру, получит очередной всплеск терроризма.

- И все же, кому-то выгоден военный сценарий?

- Сейчас, если кто и лоббирует войну США с Ираном, то это Тель-Авив.

- Для чего?

- Ему выгодно перерезать все контакты Ирана со странами и организациями, угрожающими безопасности Израиля. Это и палестинский Хамас, и ливанская «Хезболла», и в какой-то степени Сирия. Израиль хочет, чтобы Тегеран отвлекся на собственную защиту и перестал помогать вышеперечисленным игрокам.

ИСКЛЮЧИТЬ СИЛОВОЙ СЦЕНАРИЙ

- Для нас эта война станет настоящей катастрофой, наши усилия в Сирии могут пойти прахом, и Москва окажется перед выбором: вступаться за союзника или остаться в стороне, - считает старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов. - Ни в коем случае нельзя допустить военного сценария. Нужны прежде всего дипломатические усилия, в которых мы за последнее время преуспели: прямые переговоры с США, Ираном и Израилем. Я тоже опасаюсь, что именно руками Израиля США могут развязать этот конфликт. Россия должна оказывать давление, чтобы этого не произошло.

- А что может ждать Европу?

- Если разразится очередная война, в Европу хлынет новая волна беженцев, теперь уже из Ирана. Но не это самое страшное. Так как европейские страны - это часть НАТО, они обязаны будут поддержать агрессию Вашингтона против Тегерана. В таком случае поддержавшие войну автоматически становятся мишенью для тех силовых структур, на которые Тегеран оказывает влияние.

- Как американо-иранский конфликт отразится на ситуации в Сирии и Ираке?

- Сразу скажу, американцы могут нанести удар с воздуха или начать стимулировать повстанцев внутри Ирана, но не более того. Об оккупации Ирана не может быть и речи, потому что для этого необходимо задействовать до миллиона солдат, а это нереально, - уверен директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров. - В случае же авиаудара иранцы сделают все, чтобы заблокировать мирные переговоры по Сирии в Астане, и этот формат с ходу развалится. Тегеран предпримет все возможное, чтобы свести к минимуму американское влияние в Ираке. Конечно, от помощи Сирии Иран не откажется ни при каких условиях, потому что Сирия - это золотое звено в шиитской цепи на Ближнем Востоке (имеется в виду Иран, Ирак, Ливан, Йемен и Сирия. - Ред.).

ЦЕНЫ НА НЕФТЬ ВЫРАСТУТ

- Что будет с ценами на нефть?

- Иран добывает почти 4 миллиона баррелей нефти в год, - говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. - Тегеран заинтересован в том, чтобы максимально добывать нефть, ведь иранскую долю легко возместит Саудовская Аравия - союзник США в регионе. Поэтому любая напряженность в таких важных нефтеносных районах всегда толкает цены на нефть вверх.

- Но, может, в таком случае России этот конфликт выгоден?

- Иран - наш основной союзник на Ближнем Востоке. Даже решение ОПЕК о снижении добычи нефти было принято после отдельных переговоров Москвы и Тегерана. Партнерство в данном случае для нас важнее, чем сиюминутная прибыль. Вместе с Ираном мы решаем сейчас сирийский вопрос, а так как мы там серьезно вложились и политически, и экономически, для нас это в приоритете.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Трамп сделает Америку снова великой… а нефть дешевой?

Как курс новой американской администрации на индустриальное развитие отразится на России

Дональд Трамп обрушит нефтяной рынок. С таким прогнозом выступили некоторые эксперты после того, как в администрации 45-го президента США заявили о намерении прекратить покупать нефть из стран ОПЕК. Так ли это на самом деле? К чему приведет разработка американских сланцевых месторождений и как это скажется на экономике России? Об этом и не только в интервью «Комсомольской правде» рассказал эксперт по нефтяному сектору Андрей Ляхов. (подробности)