Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+13°
Boom metrics
Звезды14 марта 2017 15:00

Илья Лагутенко: Мне несколько раз приходило приглашение от Константина Эрнста войти в проект «Голос»

Лидер группы «Мумий Тролль» ответил на вопросы «КП» в канун большого концерта в Петербурге
Источник:kp.ru
Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

«Он сидел рядом со мной и на Луне. Он говорил со мной и с дюжиной медуз, подвешенных в небе вместо солнца. Он был здесь, и его не было нигде. Футболки с его лицом расхаживали по всему городу. Один его взгляд с телеэкрана превращает молоко в кефир. Он поп-звезда, но у него еще достаточно интересов в жизни. Он Лагутенко…»

Именно так начиналось мое первое интервью с Ильей, которое я взял у него почти двадцать лет назад в канун презентации альбома «Морская».

Прошло двадцать лет. И снова «Морская». Правда, теперь - юбилейный тур. Звук получше, спецэффекты поярче, площадка посолиднее. И Илья изменился - мудрый степенный ветеран, а не юниор. Но песни… Они все те же. Драйв, душа наизнанку и неконтролируемое желание прыгать и кричать истошно «вла-а-адививостокдветыщи».

В общем, увидимся 21 марта на сцене Ледового дворца. Оно того стоит.

МОРСКАЯ БОЛЕЗНЬ

- Илья, дебютному альбому «Морская» в этом году двадцать лет. А какая песня с него самая любимая?

- «Владивосток-2000». Вы не поверите, но для меня это была самая сложная песня в альбоме. У меня был и текст, и готовый гитарный рифф, но я не видел в ней никакого хит-потенциала, не знал, в каком ключе исполнить. У меня было лишь желание увековечить владивостокские эмоции 90-х… И я абсолютно не думал и не понимал, что такая песня будет кому-то нужна, кроме меня.

- Альбом «Морская» вы писали с приглашенными музыкантами, которые потом не вошли в состав группы. Поддерживаете ли вы с ними отношения? Следят ли они за вашими успехами?

- К моменту записи «Морской» стало понятно, что никто из «подросткового» состава «Мумий Тролля» не желает связывать свою жизнь с музыкальным бизнесом. Единственный, кто решил поучаствовать в записи, был Алик Краснов, но он к тому времени имел нормальную стабильную работу. Поэтому на семейном совете было постановлено, что ни в какие гастроли он не отправится. Я кинул клич среди знакомых музыкантов. Все они играли в разных лондонских группах того времени. Юра Степанов, бывший участник группы «Мифы», несколько лет назад скончался. А вот Али Маас - «женский голос» альбома, часто участвует в наших концертах в Англии. Но тогда будущее «Мумий Тролля» было под большим вопросом. Только после записи второго альбома «Икра» прояснилась возможность гастрольной деятельности. Тогда пришлось искать волонтеров для живых выступлений.

- По прошествии двадцати лет, после того как «МТ» обрел популярность, жалеете ли вы о чем-то? Может, какую-то песню переделали бы? Или поменяли название какого-то альбома?

- В точности до наоборот. Альбом не стал ретроностальгией. Он убедительно звучит и сегодня, при этом стал отправной точкой для целого творческого поколения. Не только музыкантов, но и художников, дизайнеров. К юбилею «Морской» мы готовим целый ряд коллабораций в сфере моды и визуального искусства. Это удивительно, что десятилетия спустя пластинка продолжает оказывать влияние на творческие умы. Также мы наконец сможем выпустить специальный аналоговый релиз на виниле. Отличие его в том, что мастеринг был сделан с оригинальной пленки прямо на диск. Без вмешательства компьютерных технологий. Для настоящих фанатов звукозаписи это уникальный подарок.

ВЛАДИВОСТОК-2000

- Владивосток украсит купюру 2000 рублей. И многие говорят, что песня «Владивосток-2000» внесла свою лепту в выбор города. Илья, а как вы оцениваете роль своей композиции в этой истории?

- Когда я написал эту песню, она была довольно подробной такой иллюстрацией владивостокской повседневной жизни 1990-х. И я не думал, что она переживет 2000-й год. Но вот прошло уже сколько лет, настали те самые «времена почище», значит, песня оказалась отчасти пророческой. А Владивосток победил в голосовании и благодаря нашим активным поклонникам. Но я, будь у меня право голоса, изобразил бы на будущей купюре дальневосточный туман на море: попадая в него, испытываешь такую же неопределенность в будущем, как с курсами валют и прочими экономическими загадками.

- Ваша песня «Такие девчонки» - она про Питер или Владивосток? Все-таки она прозвучала в культовом фильме «Питер ФМ», поэтому многие ее связывают именно с Северной столицей.

- Изначально песня была написана для фильма «Похитители книг» и вышла на нашей одноименной пластинке. После этого ее использовали и в других картинах. Хотя я очень люблю Петербург и его жителей. Пусть это будет ваша песня.

УТЕКАЙ

- С кем бы из петербургских музыкантов вы могли бы (и захотели бы) спеть дуэтом? Например, с Сергеем Шнуровым? Надеемся, что не с Ольгой Бузовой.

- Часто музыкальные критики проводят параллели между мной и певцами 30-40-х годов ХХ века - от Бинга Кросби до Вадима Козина. К творчеству Козина у меня особое отношение. Он, как вы знаете, родом из Петербурга и был невероятно популярен в своем родном городе. Пластинки Вадима Козина всегда были у нас дома: бабушка была его большая поклонница, она долго жила в Магадане, где Козин находился в пожизненной ссылке. Один из его романсов - «Если милой улыбки не стало» - я спел дуэтом с британским музыкантом Марком Алмондом для его альбома. Хотя недавно возникла еще одна интересная задумка «необыкновенного дуэта». На этот раз с Брайаном Ферри. Мы обсуждали идею, когда я мог бы сделать версию одной из его песен на русском, а он наоборот. Будем надеяться, что все получится.

- Если бы вам предложили войти в жюри «Голоса» или детского «Голоса», согласились бы? Если да или нет, то почему?

- Мне несколько раз приходили приглашения от Константина Эрнста войти в «Голос», но всегда, к сожалению, это пересекалось с нашими фестивально-гастрольными планами. Так что я не знаю, вышел бы из этого толк. Телевидение - сложная махина, и ему надо посвящать очень много времени. Мне кажется, есть много желающих поучаствовать в таких программах. А мне место там, где желающих нет. Например, кто еще потянет фестиваль VROX во Владивостоке. Все-таки культурную жизнь надо строить не только на экране, но и в реальном городском ландшафте.

ЗАБАВЫ

- Вы играли вампира в «Ночном дозоре». Не планируете еще сниматься в кино?

- В прошлом году мы закончили фильм «SOS матросу», материал для которого был отснят во время кругосветного путешествия группы «Мумий Тролль» на парусном судне «Седов». Отправлялись, кстати, из Петербурга. В фильме, который по жанру получился документально-музыкальной фантасмагорией, снялись музыканты группы и члены экипажа «Седова», а я взял на себя функции продюсера. Кинопроизводство и период пост-продакшен оказались очень долгими и кропотливыми процессами.

- Владивосток и Петербург очень часто сравнивают: мол, похожи. В чем, по-вашему, сходство между городами и в чем отличия?

- Питер по праву взял на себя роль культурной столицы страны и окна в Европу. А Владивостоку начертано быть платформой для общения с Востоком. Все очень разное, но, видимо, разные полюса притягивают людей.