Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество10 марта 2017 16:40

Диану Шурыгину не проверяли на полиграфе

В деле об изнасиловании могут отсутствовать многие признаки преступления
Человек перенес изнасилование как-то слишком легко.

Человек перенес изнасилование как-то слишком легко.

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

Московский адвокат Вадим Багатурия раньше был следователем прокуратуры и Следственного комитета. В его биографии десятки проверок заявлений об изнасиловании и уголовных дел, по которым судили насильников. О тонкостях в расследовании таких преступлений мы с ним и поговорили. Поводом, конечно же, стала громкая история с изнасилованием Дианы Шурыгиной.

- По своей практике могу утверждать, что около 40% заявлений об изнасилованиях потерпевшие забирают еще до возбуждения дела, - говорит Багатурия. - Часть женщин сами принимают такое решение, когда узнают, что следователь будет ставить в известность о разбирательстве их мужей. Другая часть - под нажимом фактов, когда становится очевидно, что секс с «насильником» был по взаимному согласию.

Поэтому заявления об изнасиловании можно разделить на две категории: реальные и фантазийные. В реальных, к примеру, женщина шла по улице, на нее напали, избили, затащили в подъезд или в кусты... В фантазийных все случается обычно после спиртного, когда обе стороны раскрепощаются.

Впрочем, логика судов, разбирающих такие дела, проста: даже если женщина с мужчиной выпивала, флиртовала, давала повод, это не значит, что она хотела сексуального контакта, а имело место изнасилование. То есть главное - согласие женщины.

Адвокат Вадим Багатурия раньше был следователем прокуратуры и Следственного комитета

Адвокат Вадим Багатурия раньше был следователем прокуратуры и Следственного комитета

- На чем в таких делах строится доказательная база?

- Ключевым доказательством считается наличие телесных повреждений. В том числе в области половых органов - когда женский организм не готов к сексу, травмы неизбежны. Затем по значимости идут показания потерпевшей. После - биологические следы. Затем - телесные повреждения у насильника. Ведь жертва чаще всего сопротивляется. Как я понял, в истории Дианы Шурыгиной половина перечисленных доказательств отсутствует.

На мой взгляд, на стадии расследования этого дела однозначно нужно было провести Диане психофизиологическую экспертизу с применением полиграфа (это действительно не было сделано. - Авт.). Какие у меня при этом были бы вопросы к ней? Сколько она на самом деле выпила на той вечеринке. Делала ли она это добровольно или ее целенаправленно спаивали. Были ли у нее изначально намерения переспать с Сергеем и вторым молодым человеком. Имел ли место оговор, для того чтобы оправдаться перед родителями.

- Среди заявительниц много несовершеннолетних?

- Бывают. Мой коллега проводил проверку по заявлению об изнасиловании 13-летней девушки. Та начала половую жизнь втайне от мамы и папы, а когда на горизонте замаячил первый визит к гинекологу, придумала историю про насильника. Якобы он через крышу забрался в ее комнату, надругался и убежал в окно. Даже нанесла себе на руке несколько порезов лезвием, якобы это сделал преступник. Но в итоге призналась, что все выдумала.

Бывают и другие случаи. У меня в производстве было дело, когда мужчина трижды отсидел за изнасилование одной и той же женщины!

- Это как?

- Первый эпизод произошел сразу после выпускного. Юношу посадили на несколько лет. Вышел, явился к ней, чтобы разобраться. Признавался, что все школьные годы был влюблен, требовал взаимности, но получил отказ. Вновь не удержался - поколотил и изнасиловал. Опять сел. Самое удивительное, что он и после очередного срока снова вернулся к «возлюбленной»! И сел в третий раз.

КСТАТИ

История Ирины Сычевой большим «шоу» не стала

Многие до сих пор не могут понять, почему история с изнасилованием девушки из провинциального Ульяновска уже который месяц рвет рейтинги федеральных СМИ. Такие преступления, к сожалению, случаются в России каждый день. А тут пять эфиров на Первом канале, поток статей в крупнейших газетах, хотя ведь были похожие истории, которые прошли в десятки раз тише. Например, осенью 2015 года двое студентов изнасиловали на вечеринке МАДИ в ночном клубе знакомую, 18-летнюю Ирину Сычеву. Всё сняли на видео, а потом выложили в Сеть. Парней задержали. Соцсети тогда тоже травили девчонку: мол, решила посадить мальчишек ни за что. Травили так, что вчерашняя школьница дважды пыталась покончить с собой. В итоге экспертизы признали, что изнасилование было. Один парень получил 8 лет и 10 месяцев колонии, другой - 9 лет и 4 месяца. Но такого вулкана обсуждений и шоу вокруг дела ведь не было! Почему же теперь все так?

Психологи считают, что ответ прост: поведение Дианы Шурыгиной не укладывается в классическую схему жертвы, к которой мы все привыкли. Не льет публично слез, не режет вены. И вообще чувствует себя под прицелом камер свободно.

В деле об изнасиловании могут отсутствовать многие признаки преступления

В деле об изнасиловании могут отсутствовать многие признаки преступления

Фото:

- Обычно жертвы изнасилования глубоко переживают то, что произошло, - говорит врач-психотерапевт Александр Федорович. - Это тяжелая травма. Такие преступления считают постыдными. Поэтому многие жертвы даже не обращаются в полицию, боятся, что все об этом узнают. Но все зависит от личности. Вероятно, для Дианы Шурыгиной эта ситуация не несла тяжелой психологической травмы.

- А может, Диана просто внутренне собралась и стойко переживает эту ситуацию?

- Нет. По ее поведению этого не видно. Человек перенес изнасилование как-то слишком легко.

Только цифры

Только цифры

ВОПРОС ДНЯ

Почему именно история Дианы Шурыгиной так всколыхнула общество?

Галина ИРАДОВА, педагог молодежного объединения «Гармония», Самара:

- Мой сын, десятиклассник, сказал, что на таких же вечеринках отдыхают многие старшеклассники и там тоже выпивка, секс. На месте и Дианы, и осужденного Сергея может быть каждый второй из нынешнего молодого поколения.

Павел АСТАХОВ, адвокат, бывший детский омбудсмен РФ:

- Налицо безжалостная эксплуатация образа жертвы. Права потерпевшего должны быть защищены конфиденциальностью. А постоянное публичное обсуждение этой ситуации будет иметь непоправимые последствия для девочки.

Дмитрий ЭНТЕО, православный активист:

- Говорил классик: «Береги честь смолоду». А тут девушка и юноша наплевали на это. А родители потеряли связь с детьми, а воспитанием школьников уже занимается интернет.

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Олег ЕЛЬНИКОВ, ветеран МВД России:

- Совсем нетипично, когда молодая барышня использует такую информацию ради самопиара. Возможно, жертва уже сейчас нуждается в помощи психолога или психиатра.

Александр ФЕДОРОВИЧ, врач-психотерапевт:

- Шурыгина ведет себя не как забитая жертва, а как человек, который готов извлечь из этой ситуации дивиденды.

Илья ПЕРЕСЕДОВ, интернет-эксперт:

- Женоненавистнические группы появлялись в соцсетях еще задолго до Шурыгиной. Наблюдая за всей этой историей, могу сказать - Диана пока держится молодцом.

Жанна МАРГУЛИС, юрист:

- Таких историй с изнасилованиями, которые то ли были, то ли нет, тысячи по всей стране. Если бы семья Дианы не пришла на ТВ, ее бы никто не знал. Так что все дело в СМИ.

Александр ЯКОВЛЕВ, журналист «КП», участник программы «Пусть говорят»:

- Поражает агрессия в обществе - есть люди, которые ненавидят Диану, жалеют ее, завидуют ее популярности. Но эта агрессия говорит в первую очередь о нас самих.

Ада ШКЛЕНСКАЯ, читательница сайта KP.RU:

- А потому и резонанс, что дело это не рядовое и таким не должно быть!

Дело Дианы Шурыгиной: расследование Натальи Варсеговой - часть 1, часть 2, часть 3, часть 4 и часть 5.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Соседи Дианы Шурыгиной по общежитию: «Она курила и ругалась матом на лестничной клетке – взрослых не стеснялась»

Пока вся страна обсуждает Диану Шурыгину, которая то в российский триколор укутается ради фотосета, то сбежит с радиоэфира за несколько минут до его начала, жители ее родного города Ульяновска, наоборот, пытаются пореже упоминать имя новоиспеченной звезды всуе. Тема набила оскомину. Но если спросишь таксиста, продавца, кондуктора да и просто прохожего на улице, в ответ все-таки услышишь: "Осуждаю!" (подробности)

МЕЖДУ ТЕМ

Слава Дианы Шурыгиной стоит на «Лабутенах» Шнура и технологии цветных революций

По просьбе «КП» историю и методы раскручивания ажиотажа вокруг жертвы насилия проанализировал эксперт по информационным технологиям в социальных взаимодействиях Алексей Волков (подробности)

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

На скандале с изнасилованием Шурыгина может зарабатывать до 500 тысяч рублей в месяц

Обычное дело об изнасиловании, как мы уже писали, реально раскололо страну надвое. История вкратце: на праздновании дня рождения в Ульяновске Сергей Семенов надругался над несовершеннолетней Дианой. Парня официально осудили, однако в интернете девушку и всю ее семью начали травить: сама, мол, виновата, а парня подставила. Настоящая «слава» пришла к Диане, когда вышло несколько выпусков ток-шоу на Первом канале. После этого девушку начали обвинять еще и в том, что она сумела извлечь прибыль из своей трагедии (подробности)

КСТАТИ

Дожили: 62 процента оправдывают насильника Дианы Шурыгиной

Эта ульяновская история удивила колоссальным читательским вниманием на сайте «КП» - около 8 тысяч откликов. Уже более 22 тысяч человек проголосовали на нашем сайте «за» и «против» героев публикации. Итог не менее удивительный: 62 процента на стороне Сергея Семенова, отбывающего трехгодичный срок за изнасилование несовершеннолетней. 14 процентов сочувствуют изнасилованной Диане. Остальные – не доверяют никому (подробности)

В ТЕМУ

Диана Шурыгина диктует моду: подростки сметают футболки, кружки и чехлы для телефонов «На донышке»

Весна пришла, все снимают куртки, шапки и шарфы. И вместе со сменой гардероба меняется и мода. Тренд этого весеннего сезона - «На донышке». Вся страна уже в курсе, что это фраза 16-летней девушки Дианы, которая теперь уже буквально стала крылатой. Не пропадать же такому «добру», быстро сообразили производители одежды, и растиражировали лицо юной девушки везде, где только можно (подробности)