Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+9°
Boom metrics
Общество13 марта 2017 14:18

Дело в шляпке: Как пять человек за смешную зарплату выпускают головные уборы для всех петербурженок

В закромах единственной в городе мастерской хранятся восемьсот форм женских шляпок большинство – наследство Советского Союза
Шляпники уверены: женщина получает удовольствие даже от примерки. Такая вот шляпотерапия

Шляпники уверены: женщина получает удовольствие даже от примерки. Такая вот шляпотерапия

Петербурженке Татьяне Тараскиной 65 лет. Народ удивляется: так и не скажешь.

– Это все потому, что шляпы ношу! – отшучивается она.

Головные уборы интересовали Тараскину всегда, но закоренелой шляпницей она стала двадцать лет назад, когда открыла собственное производство.

– Татьяна Степановна, а почему именно шляпки?

– Люблю, не могу!

И этим все сказано.

С РЫНКА – НА ПОДИУМ

Вообще-то Тараскина – инженер-конструктор: до шляпок конструировала станки на военном заводе. А когда в 1991-ом предприятию не дали заказ, работники стали расходиться. Вместе с другими женщинами с высшим образованием Тараскина оказалась на рынке.

– Делала и продавала меховые изделия, – вспоминает Татьяна Степановна. – Помню свой первый головной убор. Это была простая ушаночка. Но мне она тогда казалась такой красивой!

В закромах фабрики - восемьсот форм головных уборов

В закромах фабрики - восемьсот форм головных уборов

Однажды к Тараскиной подошла женщина: «Красивый головной убор!». Разговорились. Оказалось, что она инженер со шляпной мастерской «Пассажа». Оттуда к Татьяне Степановне попали первые формы и модистки. Вскоре к ней пришли работницы остальных закрывшихся фабрик, где выпускали шляпы: с «Ладоги», из «Дома мод», со шляпного цеха «Рот Фронта».

– Мне отдавали формы, действительно очень интересные, красивые, носибельные, – рассказывает Тараскина. – А шляпа должна быть носибельной: если шляпка даме не подошла, она не пойдет покупать ее во второй раз, постесняется, закомплексует.

Мастера сумели уберечь формы от уничтожения

Мастера сумели уберечь формы от уничтожения

Сегодня у мини-фабрики, размещенной в подвальчике дома на Малоохтинском проспекте, восемьсот форм головных уборов. Пользуются сотней из них, а ходовых моделей около пятидесяти: остальные богатства хранятся на складе. «Болванками» дорожат, сами их ремонтируют или вырезают по их образцу новые. Ведь мода, как известно, возвращается.

– Много лет «таблеточки» не носили – и вот девушки снова надевают такие шляпки, – делится Тараскина. – Мы получили формы в наследство. И наше главное достоинство в том, что мы сохранили их, а не сожгли, как это делалось в перестройку и девяностые.

Старые формы специалисты чинят и берегут, ведь мода циклична

Старые формы специалисты чинят и берегут, ведь мода циклична

Названий у моделей нет: они идут под номерами. Ведь не найдешь столько женских имен, сколько существует фасонов шляпок! В золотой коллекции предприятия – и форма №31.

– Ее отдала нам «Ладога», – рассказывает Татьяна Степановна. – Четверть века назад она получила гран-при на выставке в Париже: эта шляпка идет любой женщине.

Что будет в новой коллекции, решают на худсовете

Что будет в новой коллекции, решают на худсовете

Но это – редчайшее исключение: «сколько женщин – столько шляп». В арсенале «шляпного подвальчика» – шляпы и береты из фетра, шерсти, велюра, соломенные шляпки и меховые головные уборы. Есть шляпки серийные, а есть эксклюзивные, которые выпускают в единственном экземпляре.

– «Ладога» оставила нам много форм для форменного головного убора, – добавляет Тараскина. – Мы одеваем «Сапсан», авиакомпанию «Россия». С «Россией» была интересная история: по ГОСТу, у них были жесткие «таблетки» и для полетов на север. С трудом убедили их, что это прошлый век, что это неудобно. Теперь они носят наши мягкие меховые кубаночки – и очень довольны.

Довольны петербургскими шляпками и в белокаменной. Головные уборы Тараскиной дважды ездили на выставку «Шапо», в жюри которой есть даже Вячеслав Зайцев, – и дважды заняли первое место.

Изготовление шляп похоже на обувное ремесло, только на форму натягивают не кожу, а фетр

Изготовление шляп похоже на обувное ремесло, только на форму натягивают не кожу, а фетр

Рекорд предприятия – 1 350 шляпок в месяц. Все это – руками горстки людей. До провального 2016-го на производстве работало двенадцать человек, а полки пустовали. Сейчас в мастерской пять человек: две модистки, формовщица, бухгалтер и директор, Татьяна Степановна. А в коридоре стоят коробки с нераспроданными головными уборами.

– В месяц выпускаем по 350 шляпок, ведь покупательная способность снизилась, да и сырье подорожало, как минимум, в полтора раза, – делится Тараскина. – Были клиентки, которые покупали три-четыре шляпки в сезон, а теперь берут одну.

Но шляпники, получая двадцать тысяч в месяц, не унывают. Ведь эйфорию, которая захлестывает после выпуска новой коллекции, не сравнить ни с чем.

СШИТЬ ПО-КОЛПАКОВСКИ

Создавать шляпу начинают в голове: замысел, рисунок, чертеж. Чтобы решить, что производить, собирается худсовет – все пять работников мастерской.

– С цветовой гаммой проще: «швейка» выпускает пальто, сумочки определенных оттенков, и мы ориентируемся на них, – объясняет Тараскина. – Модели выбираем, исходя из типа входящих в моду пальто. Ведь шляпка – тот штрих, который завершает весь образ.

Шляпную палитру диктует "швейка": мастера следят за оттенками пальто на подиумах

Шляпную палитру диктует "швейка": мастера следят за оттенками пальто на подиумах

Девяносто процентов работы над шляпкой – ручной труд. Если хотят выпустить что-то совершенно новое, приходится делать и форму: ее вырезают из липы по чертежам.

Заготовка для головного убора – так называемый колпак. Мастерская использует колпачки из шерсти (Китай), велюра (Чехия) – пуха колика, иногда с добавление пуха песца, и мериноса (Португалия) – тонкорунной шерсти.

Сначала бесформенный колпак нужно проклеить и прогнать через вальцы, чтобы вдавить клей внутрь, иначе шляпка покроется коркой и не вынесет дождя. Затем заготовку распаривают на парильном бачке и быстро натягивают на форму. Излишки клея убирают, складки разглаживают, лишнее отрезают. И вот заготовка отправляется в сушильный шкаф на восемьдесят минут.

Если шляпка из серии, модистка не имеет права отклониться ни на миллиметр

Если шляпка из серии, модистка не имеет права отклониться ни на миллиметр

Из «горячего цеха» шляпа поступает в «холодный», к модисткам. Ловкими ручками они собирают шляпу воедино, если она состоит из нескольких частей, и крепят отделку.

– Если шляпка в серии, модистка должна так точно повторить ее отделку, чтобы положение деталей не расходилось ни на миллиметр, – отмечает Тараскина.

Собственная разработка мастерской – мягкие шляпки. Они делаются «на воде», то есть без проклейки. Такой головной убор всегда можно сложить и запихнуть в сумочку.

ФОРМОВЩИЦА ШУРА

Александра Лебедева работает на производстве в подвальчике Малоохтинского с самого его основания. Со шляпами она вот уже 37 лет. Такой формовщицы, уверены коллеги, больше не сыскать.

– Когда пришла на фабрику «Ладога», мне и восемнадцати не было, – рассказывает Александра. – Окончила швейное училище, специальность – «головные уборы». Делать шляпы показалось мне таким необычным!

Сама Александра шляпки не носит: предпочитает береты

Сама Александра шляпки не носит: предпочитает береты

На формовке Александра стояла не всегда. До восемнадцати не разрешали: тяжело. Ведь чтобы растянуть колпак, нужно приложить силу в тридцать-сорок килограммов!

В день Александра превращает в заготовки около полусотни бесформенных колпаков. Держать их голыми руками – распаренные, горяченные – она уже привыкла.

Руки формовщицы нередко покрывают ожоги и мозоли

Руки формовщицы нередко покрывают ожоги и мозоли

– Ожоги, правда, и теперь есть, – признается Лебедева. – У запястий руки стерты. Но работать в перчатках – еще хуже: под ними руки потеют, да и ничего не чувствуешь. А так могу разглаживать складки с закрытыми глазами и на ощупь понимаю, где подтянуть.

Сама Александра шляпы не носит, предпочитает береты: зашел в метро, снял – и в сумочку. Но ремесло свое бросать не собирается. Не из-за зарплаты: деньгами, при надобности, поддержит сын Виктор, который танцует в труппе Михайловского театра и гастролирует по всему миру. Просто нравится.

ПОКОРЕНИЕ ФИНЛЯНДИИ

В Петербурге шляпу выпускают многие. Но производство – одно, в подвальчике на Малоохтинском. Остальные шляпники, которые в советские времена трудились на фабриках и в ателье, работают на дому.

– Но в домашних условиях дешево и качественно шляпу не сделаешь, – объясняет Тараскина. – Она многооперационная, требует много сил. Нужно оборудование. Втирать клей рукой и убирать его излишки тряпочкой, распаривать колпак над кастрюлей, – сами понимаете, уже не то.

Качественную шляпку можно узнать по изнанке: на подкладке не должно быть ни одного стежка

Качественную шляпку можно узнать по изнанке: на подкладке не должно быть ни одного стежка

Конкурентов в Петербурге у «Головных уборов» нет. Но теснят москвичи: в столице «есть два достойных предпринимателя». А вот Китай культурную столицу покинул.

– Китай сейчас продается очень мало: россияне их вытеснили, – рассказывает Татьяна Степановна. – Нашу шляпку поставить и китайскую рядом – конечно, покупают нашу. Из города Китай ушел, в Москве китайская шляпа осталась только на рынках.

Шляпных дел мастера говорят: самая большая пытка для женщины - дать ей сто шляп и закрыть в комнате без зеркал

Шляпных дел мастера говорят: самая большая пытка для женщины - дать ей сто шляп и закрыть в комнате без зеркал

Потеснить китайцев петербургские мастера планируют не только на Родине, но и за границей. Тараскина собирается, наконец, показать свои шляпы за границей. Первой должна покориться Финляндия: пока она довольствуется китайскими головными уборами, ведь своих шляп в Суоми не выпускают вовсе.

СКАЗАНО!

Создатель, гендиректор и идейный вдохновитель предприятия по производству головных уборов Татьяна Тараскина:

– Легкую промышленность можно раскрутить за три года. Это же не Космос! Просто надо хотеть. Давать субсидии – это, конечно, хорошо, но не то: нужно сырьевую базу восстанавливать, открывать фабрики. Ведь не только мы страдаем: швейники страдают, все сырье тоже за границей покупают. Неужели мы не можем выпускать свое сырье? Производство российского колпака стало бы для нас настоящей поддержкой.

КАК ВЫБРАТЬ ШЛЯПКУ?

Головной убор должен соответствовать возрасту, гармонировать с пальто, обувью и аксессуарами. Качественную шляпку можно узнать по изнанке.

Если головной убор с полями, то подкладки у него быть не должно: это аккуратно и гигиенично. Ведь подкладом недобросовестные производители могут прикрыть следы клея, которых быть не должно.

Если шляпка без полей, присадная, и у нее богатая отделка, подкладка быть должна: когда модистка украшает ее, внутри образуется много ниток. Подкладка нужна, чтобы их скрыть. При этом она должна быть правильно пришита: ни одного стежка!

ШЛЯПНИКИ ГОВОРЯТ:

– Женщина получает удовольствие даже от примерки. Мы называем это шляпотерапией.

– Самая большая пытка для женщины – дать ей сто шляп и закрыть в комнате без зеркал.

– Шляпка – это не роскошь, а необходимость. Особенно у нас в Петербурге: ветра, ушко надо закрывать, все должно быть тепло и красиво.

– Голова у женщины должна быть покрытая. На непокрытую голову ангел не садится.

– Приходят даже вдовы… Примеряют шляпки, глядят на себя в зеркало: «Живу дальше…».

Больше фото смотрите в галерее

КОНКРЕТНО:

«Шляпный подвальчик», Малоохтинский пр., 86А корпус 1

Режим работы: по будням с 10:30 до 19:00

Цена: от 1 800 до 6 500 руб.

Сайт: ttaraskina.ru

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Сделано в Петербурге: Будущих российских инноваторов растят роботы из культурной столицы

Робот, который сам расскажет и покажет ребенку, что такое программирование, моделирование и конструирование? Робот, который вырастит из детсадовца блестящего инженера? Уже реальность. Десять лет назад группа петербуржцев-энтузиастов стала собирать обучающие роботы для детей. Теперь их поддерживает «Сколково» и Агентство стратегических инициатив, а чудо-аппараты закупают школы Финляндии (читать далее...)