Премия Рунета-2020
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды22 марта 2017 22:00

Неужели билеты на Данилу Козловского дороже, чем на Камбербэтча

Почему москвичи вынуждены втридорога переплачивать, чтобы попасть на хорошие спектакли
Неужели билеты на Данилу Козловского дороже, чем на Камбербэтча. Фото: Виктор ВАСИЛЬЕВ/Интерпресс

Неужели билеты на Данилу Козловского дороже, чем на Камбербэтча. Фото: Виктор ВАСИЛЬЕВ/Интерпресс

Когда выбросили в продажу билеты на спектакль «Гамлет» петербургского Малого драматического театра с Данилой Козловским и Елизаветой Боярской в главных ролях, потенциальные зрители сделали глубокий вдох и медленно выдохнули. 15 - 20 тысяч за билет. Без активизации всех жизненных сил переварить такую новость сложно. В Лондоне «Гамлет» с Бенедиктом Камбербэтчем стоит раз в пять дешевле (50 фунтов стерлингов, или 3500 - 4000 рублей). Или наш Гамлет - Козловский все-таки круче?

Спектакль идет 5, 6, 7 апреля в рамках «Золотой маски». На сайте фестиваля появилось объяснение: из-за сложного сценического решения в зрительном зале будет снята часть мест, что сокращает их общее количество. В продажу поступят билеты только в амфитеатр и партер - от 15 000 до 20 000. И далее: «Чтобы избежать мошенничества со стороны перекупщиков, мы вынуждены ограничить количество билетов в одной покупке до 2 и отменить электронный билет: для прохода на спектакль будет действовать лишь билет фестиваля «Золотая маска»…

Перекупщики - любимая отговорка театра, вынужденного объяснять заоблачные цены на билеты. Однако при всех уловках администрации (два билета в одни руки, продажа строго по паспорту) дефицитные и изначально дорогие билеты все-таки попадают к перекупщикам. Звоню в частное агентство «Билет-сервис».

- На «Гамлета» с Козловским и Боярской есть билеты?

- Конечно, на 5, 6, 7 апреля, - отвечает кассир.- Правда, недешевые - от 30 000 в амфитеатр. Партер - 50 - 60 тысяч.

- Ого! 60 тыщ за Козловского! Это же дороже, чем гастроли солистов Мариинки! Неужели берут?

- Иначе бы мы не продавали. У билетов номинал высокий. Плюс наша наценка.

Ага, наценка: в три раза дороже! Ради интереса звоню в кассу «Золотой маски». Там на «Гамлета» осталось 2 (!) билета на 5 апреля по 18 тысяч. Один (!) на 7-е число по 16 000. На 6 апреля билетов нет вообще. «Все выкуплено или забронировано, - удрученно сообщает кассир. - У нас же фестиваль - много приглашенных: пресса, критики, спонсоры…»

- Ну что, совсем отвисла челюсть, бедный Йорик?! - Мой Гамлет, возможно ли такое - 60 тысяч за один билет? Фото: Виктор ВАСИЛЬЕВ/Интерпресс

- Ну что, совсем отвисла челюсть, бедный Йорик?! - Мой Гамлет, возможно ли такое - 60 тысяч за один билет? Фото: Виктор ВАСИЛЬЕВ/Интерпресс

НЕГЛАСНЫЙ СГОВОР

- Билетная политика - это прямая зависимость между спросом и предложением, - объяснил мне генеральный директор Московской дирекции театрально-концертных и зрелищных касс (МДТЗК) Виталий Виноградов. - Если спрос значительно превышает предложение (небольшой зал, спектакль редко играют или это громкая премьера - питерский «Гамлет» как раз этот случай), значит, цена на билет будет высокой. Если театр установит низкую цену, тогда билеты попадут на вторичный рынок, то есть к спекулянтам. Все заработки пойдут в карман перекупщиков, а билеты станут недоступны обычному человеку.

- Об этом мне говорили многие директора театров...

- Да. Но почти все московские театры связаны с перекупщиками. Сотрудники билетного отдела за свои «услуги» получают комиссию. Схема простая. Билеты на дефицитные спектакли, минуя кассу, отдают перекупщикам. Те продают их в разы дороже. Прибыль делят с билетным отделом театра. Теперь спекулянтам необязательно толкаться у дверей перед началом спектакля. В интернете вы найдете десятки сайтов, где можно без проблем купить билеты на ЛЮБОЙ дефицитный спектакли. Да, цена будет заоблачной, но в официальной кассе билетов вообще нет.

- В одном популярном московском театре мне сказали, что они усердно борются со спекулянтами, иногда вызывают милицию...

- А еще вам расскажут, что спекулянты легально купили два билета в одни руки, а потом их перепродали. Или заказали несколько билетов с разных аккаунтов. И в это можно было бы поверить, если бы перекупщики продавали десять билетов. Но у них - сотни билетов на дефицитный спектакль. Откуда?..

ВЕСЕЛЫЕ РАСЦЕНКИ УВИДЕТЬ НЕ ХОТИТЕ ЛИ?

Действительно, откуда? Заказываю билеты на дефицитный спектакль «Рассказы Шукшина» на 30 марта. На сайте Театра наций их нет. Зато есть у компании «Билет-сервис». Балкон - от 8 тысяч, амфитеатр - от 15 000.

Другой театральный хит - «Сон в летнюю ночь» в «Мастерской Петра Фоменко». В частном агентстве билетов много - от 6000 до 15 000. Ближайшая дата - 20 апреля. Заглядываю на сайт «фоменок». Там тоже есть , но только один на 16 июня (!). За 8 тысяч рублей, зато первый ряд партера. И на апрель, на май в кассах театра билеты закончились...

Заодно интересуюсь спектаклем «Амстердам» в «Современнике». С Михаилом Ефремовым и Аленой Бабенко. В кассе театра на 30 апреля 4 билета на боковые места по 10 тысяч. И это удача: на «Амстердам» они разлетаются как горячие пирожки.

- У нас есть билеты на интересующую вас дату - 4000 рублей на балкон или в бельэтаж, - предлагает кассир агентства. - Места с относительно хорошим обзором - по 10 - 12 тысяч. В партере минимально 14 000.

- А максимальная?

- 40 тысяч.

- Вы шутите?! А билеты на беспроигрышный хит «Юнону» и «Авось» в «Ленком» есть?

- Есть места в партере по 15 тысяч на 26 марта (на сайте «Ленкома» все билеты на «Юнону»...» проданы аж до 28 апреля. - Ред.).

- Но откуда?!

- Их скупают наши поставщики. А мы осуществляем духовную связь между зрителями и посредниками.

P.S. Высокая цена на билет не всегда гарантия качества постановки. Катарсис, пережитый у билетных касс, не обязательно повторится в зрительном зале. Увы, велика вероятность, что вместо культурного события, нового прочтения классики вы увидите откровенную халтуру.

У театров своя логика: если публика готова платить за билет 10 тысяч, зачем продавать за 5? Но возникает встречный вопрос из зрительного зала. Если государственные театры продают билеты по ТАКИМ ценам, зачем им бюджетное финансирование? Как-нибудь сами пускай выплывают без поддержки и наших налогов.

А КАК У НИХ?

На сайте парижской «Комеди Франсез» на спектакль «Лукреция Борджиа» билеты от 15 до 42 евро - в зависимости от категории. Максимально продают 6 билетов в одни руки. И они есть в свободной продаже. В Венской опере билеты на апрель на балет «Онегин» от 11 до 144 евро. У нас в Большом «Онегин» стоит 1200 - 12 тысяч рублей. И еще попробуй купи. В Новом Рижском театре на спектакль «Обломов» по Гончарову (режиссер Алвис Херманис, который поставил у нас в Театре наций «Рассказы Шукшина») билеты от 5 до 22 евро. Любопытно, что на 26 марта остались только те, что за 5.

10 самых востребованных спектаклей.

10 самых востребованных спектаклей.

МОТАЙ НА УС!

Идем в театр бесплатно или по минимальной цене

1. Самое простое - купить недорогие билеты в первый день их продажи на сайте театра. Тем более при наличии свободных мест можно пересесть с дешевого балкона хотя бы в амфитеатр. Или поймать билеты в «низкий сезон» - конец апреля - май - июнь. Наконец, посмотреть видеотрансляцию спектакля на сайте театра.

2. В большинстве московских театров есть специальные акции и скидки. О них сообщается на сайте. Например, в Театре им. Маяковского каждый понедельник можно купить билет со скидкой 10%. Для льготников (пенсионеры, инвалиды, ветераны ВОВ, студенты, многодетные семьи) всего за 30% от номинала. Есть программа «Маяковка - детям!», когда любой желающий может купить билет не только себе, но и «тому парню». Обычно эти билеты передают в детские фонды, и там решают, кому из маленьких подопечных их вручить.

3. В Театре им. Моссовета в последний понедельник месяца выдают приглашения на спектакли культоргам социальных организаций. Места не самые лучшие - балкон, последний ряды бельэтажа, но это лучше, чем ничего. Бесплатно могут пройти на спектакль студенты дневных отделений московских вузов при наличии студенческого билета и свободных мест.

4. Есть варианты попасть на «Щелкунчика» или «Лебединое озеро» за 100 рублей, если вы студент дневного отделения российского вуза. Это будет стоячее место в 4-м ярусе. По-настоящему насладиться балетом не получится, но музыку Чайковского послушать удастся. Для малообеспеченных групп населения дешевые билеты реализуются по специальной программе через социальные организации. На сайте театра подробно расписан алгоритм покупки билетов. Предварительная продажа открывается за три месяца до начала представления. Билеты вне очереди могут купить льготники: Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, Герои Соцтруда, ветераны ВОВ и боевых действий… И только потом - в порядке живой очереди - все остальные. Когда Большой решил создать свою электронную базу данных, понадобились волонтеры. Вместо бонуса театр предоставил им возможность смотреть спектакли бесплатно. Многие любители оперы и балета в этот проект с энтузиазмом включились.