Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
В мире26 марта 2017 13:20

Прогнозы экспертов: Германия и Франция сохранят антироссийский настрой. Зато Иран продолжит сближение с Москвой

Каков будет расклад сил в мире после выборов
O триумфе Ле Пен говорить рано

O триумфе Ле Пен говорить рано

Фото: REUTERS

Изумившись неожиданному триумфу Дональда Трампа, политологи во всем мире принялись пересматривать прогнозы по поводу выборов в других странах, предстоящих в нынешнем году. «Комсомолка» выбрала три самых интригующих предвыборных кампании и вместе с экспертами проанализировала их значение для России.

Во Франции победит центрист-русофоб

23 апреля и 7 мая состоятся два тура президентских выборов во Франции. Франсуа Олланд баллотироваться на второй срок не собирается, о чем он сказал еще в декабре прошлого года. Оно и понятно, после стольких-то скандалов и при практически нулевом уровне доверия. На этом неблагоприятном для нынешнего лидера фоне засверкала лидер политической партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен. Да-да, та самая, которая настаивает на выходе Франции из ЕС и НАТО и призывает Португалию, Италию, Испанию, Ирландию, Грецию и Кипр поступить так же, тем более, что есть британский прецедент. Согласно опросам, она легко должна пройти во второй тур. Тем более, что еще недавно считавшийся главным ее соперником кандидат от республиканцев Франсуа Фийон, похоже, все свои шансы растерял из-за скандала вокруг его жены (политика обвиняют в фиктивном найме на работу супруги Пенелопы). Правда Фийон хорохорится, заявив, что намерен идти до конца, однако 71% французов уже высказались за его выход из президентской гонки.

Но о триумфе Ле Пен говорить рано: ее начал обходить по рейтинговым очкам стремительно набирающий популярность 39-летний экс-министр экономики Эманюэль Макрон, выступающий с центристских позиций. Только что он выиграл первые публичные дебаты кандидатов в президенты.

Эманюэль Макрон

Эманюэль Макрон

Фото: REUTERS

- В первый тур выборов Ле Пен точно попадет, но во втором туре, кто бы ни был ее противником, она, скорее всего, крупно проиграет, - считает руководитель Центра французских исследований института Европы РАН Юрий Рубинский. - Хотя совсем уж сбрасывать со счетов Марин Ле Пен тоже неправильно: как показали выборы в США, произойти может все что угодно. Но даже если она проскочит, враждебное правительство не позволит ей действовать самостоятельно. Такие случаи уже были: когда президент правый, а большинство в парламенте левые (или наоборот), это всегда приводило к параличу главы государства.

Фийон в отличие от своей соперницы не призывает к выходу из ЕС и НАТО, он более трезвый политик, и что касается России, то он выступает за диалог, снятие антироссийских санкций и сотрудничество в борьбе с международным терроризмом. Однако скандал с супругой может преградить ему путь во второй тур. Тогда в финал выйдут Эманюэль Макрон и Марин Ле Пен. Победу одержит Макрон, и Москве это ничего хорошего не сулит. Он уже официально призвал не сближаться с Россией. А руководитель его предвыборной кампании поспешил обвинить «русских хакеров» в кибератаках на сайт и почту партии "Вперед", от которой выдвигается Макрон. В общем их настрой понятен - он, скорее, антироссийский.

Германия: "мама Меркель" останется у руля

Выборы в бундестаг пройдут в сентябре этого года, после чего будет сформировано новое правительство и выбран канцлер ФРГ. 62-летняя Ангела Меркель в отличие от своего французского коллеги баллотируется на четвертый срок - ее единодушно поддержали две партии: помимо Христианско-демократического союза, главой которого она является, отныне Меркель - кандидат в канцлеры и от Христианско-социального союза.

Большинство политологов были уверены, что нынешний канцлер сохранит свои позиции еще на 4 года. Однако ключевое слово тут «были». Внезапно и триумфально на политическую арену Германии вернулся социал-демократ Мартин Шульц — бывший глава Европарламента, и рейтинги Меркель поползли вниз. Шансы Шульца возглавить Германию специалисты тут же оценили, как «очень высокие», ведь буквально за несколько недель он поднял свой рейтинг на 10% (с 21% до 31%). А по личной популярности Шульц обошел «маму Германии», как называют Меркель немцы, аж на 16% (50% против 34%). Сейчас Меркель опережает Шульца всего на несколько процентов, но остается фавориткой кампании.

При этом кроме этих двух мастодонтов есть и третья сила - набирающая популярность на фоне миграционного кризиса и случившихся терактов ультраправая партия «Альтернатива для Германии». Их уже не называют, как раньше, «маргинальной», потому что эти "маргиналы" стали обгонять главную партию страны на региональных выборах. И все же в победу «Альтернативы» не верят, называя ее «почти невозможной». Но ведь так же говорили и о Трампе.

- Говоря об «Альтернативе для Германии» и ее возможной победе на выборах, мы действительно должны держать в уме пример с Трампом, - рассказал «КП» главный научный сотрудник Института Европы РАН, доктор политических наук Игорь Максимычев. - Он неожиданно для всех возглавил США, ну и что? Сейчас он уже не столь радикален, и в результате мы получим позднего Обаму. А все потому что очень сильна антитрамповская пропаганда. Американская пресса, настроенная против избранного президента, добилась поворота в его политике — Трамп отходит от тех линий, которые он провозглашал во время своей предвыборной кампании, в том числе и по России. «Альтернатива» сегодня находится в таких же условиях: вся мощь немецких СМИ направлена против них, их травят, называют «фашистами», хотя это совсем не так. В конечном итоге ультраправые, возможно, получат какие-то места в бундестаге, но ожидать их победы было бы легкомысленно.

О Шульце говорить еще рано, ведь его программа пока не конкретизирована, и он просто новое лицо из народа. Видите ли, немцам очень надоел набор одних и тех же политиков, которые все время крутятся в телевизоре и что-то вечно заявляют и обещают. Поэтому Шульцу авансом выдали кредит доверия, а насколько он оправдает ожидания - время покажет. Как при нем сложатся российско-германские отношения - тоже не ясно. Но судя по опыту его работы в Европарламенте — застрельщике всей русофобской политики ЕС, ничего хорошего нам с вами ждать не приходится.

Вообще для России лучшим вариантом был бы политик, который занялся бы внутренними проблемами в своей стране. В этом смысле «Альтернатива» вроде как придерживается именно такой точки зрения: они хотят заниматься германскими делами, протестуют против гостей и вмешательства в чужие дела.

В Иране Москву устроит любой исход

Двенадцатые президентские выборы в Иране запланированы на 19 мая. Напомним, что президент Исламской республики — второе по важности лицо в стране после верховного духовного лидера Хаменеи, за которым остается последнее слово. Президент в Иране руководит армией, ему подчиняются суды, он контролирует СМИ и важнейшие политические организации.

Кроме того, иранскую политическую элиту можно разделить на умеренную во главе с действующим президентом Хасаном Роухани и ортодоксальную в лице клерикальных консерваторов и руководства КСИР(Корпус Стражей Исламской революции - элитное военизированное формирование, защищающее страну и религию). Мало кто знает, что между иранскими либералами и консерваторами идет ожесточенная борьба, и от того, кто победит, будет зависеть то, по какому курсу будет двигаться государство и на что оно будет ориентировано: на сотрудничество с США и западные ценности или на конфронтацию с Западом и замыкание в себе.

До прихода Дональда Трампа все были уверены в победе Роухани, особенно на волне соглашения по ядерной программе (14 июля 2015 года были достигнуты договоренности, согласно которым с Ирана снимаются санкции в обмен на гарантии мирного характера иранской ядерной программы). Но новый американский президент сразу обозначил свою антииранскую позицию, назвав соглашения с Тегераном «позором», а Иран «террористическим государством номер один».

Ходят слухи, что запуск иранской баллистической ракеты, так разозливший Вашингтон, был делом рук консерваторов, хотевших спровоцировать США на антииранские действия и тем самым скомпрометировать либералов. Был ли в действительности такой план - неизвестно, но факты таковы: Штаты ввели дополнительные санкции против Тегерана, а рейтинги прозападных иранских политиков упали.

- Многие эксперты полагают, что на данный момент достойной альтернативы действующему президенту Роухани нет, и если бы выборы состоялись в ближайшие выходные, то очевидно, что он победил бы без особых сложностей, - рассказал «КП» генеральный директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров. - Но до выборов все еще может измениться. Во-первых, с именем Роухани связывают достижения по выходу из изоляции, но с приходом Трампа надежды иранцев сменились опасениями, так как американский президент прямо заявил об ужесточении курса по отношению к Тегерану и максимальной поддержке его врагов. Во-вторых, в регионе образуется антииранский альянс, что угрожает безопасности и стабильности в стране. Одним из участников этого альянса становится Турция, а ведь совсем недавно Анкара стала партнером Тегерана по урегулированию сирийского конфликта.

Если в ход пойдут угрозы и локальные провокации, то популярность Роухани будет падать пропорционально усилению напряженности. На этом фоне позиции либералов пошатнутся, и этим воспользуются консерваторы.

Для России же выгоден любой вариант. Ухудшение отношений Ирана с Западом вынудит Тегеран к сближению с Москвой. Если Роухани останется у власти, а я все же полагаю, что так и случится, то он в любом случае постарается активизировать связи с Россией во всех сферах. Если президентом станет консерватор, то я не исключаю, что первым делом он заявит о выстраивании долговременных стратегических отношений с Россией и Китаем.