Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+6°
Boom metrics
Туризм10 апреля 2017 13:40

Наше серебряное кольцо: Как в деревне Петрово появилась лютеранская кирха

Удивительная история русской деревни, в которой несколько веков селились в основном финны
Лютеранская кирха в Петрово

Лютеранская кирха в Петрово

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

ПОЧЕМУ В ДЕРЕВНЕ С РУССКИМ ИМЕНЕМ ГОВОРИЛИ ПО-ФИНСКИ

Если ехать в Гатчину из Ропши, то по пути будет деревня с чисто русским названием Петрово. Здесь, прямо у дороги, стоит красивый храм, очень похожий на древнегреческий, с классическим портиком и колоннами. Не сразу догадаешься, что это не православная церковь, а лютеранская кирха. Откуда она тут взялась?

История уходит в глубину веков. После Столбовского мира, подписанного ровно четыреста лет назад и завершившего длительную и кровопролитную русско-шведскую войну, большие исконно русские территории отошли к шведам. Но земли, некогда густонаселенные, из-за войны были опустошены, а русские, кто выжил, предпочли уехать. И тогда новые хозяева переселили сюда своих подданных финнов с Карельского перешейка и южной Финляндии.

Шведский король Густав II Адольф создал Ингерманландскую губернию и основал лютеранский приход. Он считал его настолько важным, что лично назначал настоятелей. Шведы всячески старались обратить оставшихся русских в новую веру, например, освобождая «новолютеран» от многих налогов. Первую кирху построили в середине XVII века. Деревянное здание служило вплоть до возвращения земель России.

Петр I не стал переселять обжившихся здесь финнов и в отличие от шведов не навязывал им православие. Так приход и остался. К тому времени в округе насчитывалось свыше восьмидесяти финских деревень - больших и маленьких. Некоторые из них с исконно русскими названиями: Петрово, Ивановка, Старицы, а какие-то с отголоском Суоми: Кямяря или Мута-Кюля.

Старательные и аккуратные русские поданные с финскими фамилиями верой и правдой служили своему отечеству. Поэтому к их религиозным чувствам с почтением относились даже монархи. Когда старая кирха в первой половине XIX века обветшала, царь Николай I взял заботу о возведении нового храма и оплатил его строительство. Кстати, по примеру шведского короля Густава II русский православный император лично согласовывал назначение лютеранских пасторов. Духовная жизнь поданных для царя, пережившего восстание декабристов, конечно же, была важна.

В этой деревне несколько веков селились преимущественно финны

В этой деревне несколько веков селились преимущественно финны

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

ИМЕНИ ЕКАТЕРИНЫ

В качестве образца для кирхи в Петрово взяли изящный проект Дементия Ивановича Квадри (известного, кстати, домом Сухозанета на Невском, 70, где ныне размещается Дом журналиста). Прежде по этому проекту в Гатчине возвели в 1828 году кирху святого Николая. Правда, она небольшая, всего на 220 мест. В Петрово потребовалось проект расширить до 1400 мест. Архитекторам удалось соблюсти пропорции, и огромный для деревни храм до сих пор считается одним из самых красивых в Ингрии.

Церкви дали имя Святой Екатерины в честь Екатерины Великой. Когда будущая императрица приехала в Россию, ее звали Софья Августа Фредерика. Согласно легенде, чтобы быстрее почувствовать себя своей на новой родине, Софья рьяно взялась за изучение русского языка. Занималась и днем и ночью, а чтобы не заснуть, настежь открывала окна. Была зима, Софья заболела воспалением легких и чуть не померла. Приехавшая с ней в Петербург мать даже послала за пастором. Но будущая правительница отказалась его принять, потребовала православного священника и крестилась с новым именем Екатерина в честь супруги Петра I, матери царицы Елизаветы. Этот поступок оценили при дворе, а потом он способствовал росту популярности цербстской царевны.

Приход в Петрово богател и расширялся. Вплоть до Октября. В 1930-е церковь закрыли. В ней по печальной традиции тех лет разместили клуб, а пастора и служителей расстреляли.

Лютеранская кирха в Петрово

Лютеранская кирха в Петрово

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ ДОМОЙ

Советские финны разделили судьбу многих своих сограждан в Стране Советов. Они пережили и раскулачивание, и репрессии 1930-х. Правда, финские колхозы, которых под Гатчиной было немало, считались одними из лучших в Ленинградской области.

Конечно, финны мало чем отличались от других советских граждан, разве непривычными фамилиями. Но обычаи и привычки они сохранили. Например, как рассказывают местные жители, женщины не отращивали косы, стриглись с молодых лет, не носили платки, предпочитая береты и шляпки.

Рождество отмечали не 7 января, а 24 декабря по своим традициям - с песенными гимнами и рисовой кашей с корицей к столу. К Пасхе дом украшали традиционными символами - зайчиками и птичками…

Истинное испытание советские финны пережили во время Великой Отечественной. Петрово оккупировали фашисты. В 1943 году немцы принудительно всех советских финнов депортировали через Эстонию в Финляндию. По архивам той поры из Ленинградской области выселили более 60 тысяч человек. И, что интересно, после войны 55 тысяч из них вернулись.

Покидаем Петрово

Покидаем Петрово

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Кирха в Петрово пострадала в годы войны. До начала 1990-х у дороги стоял остов со снесенным куполом и пустыми глазницами окон. Но величественное и прекрасное сооружение из местного пудостского камня, из которого, кстати, возведен и Большой Гатчинский дворец, не могло не возродиться.

Согласно проекту современных архитекторов сохранены исторические стены кирхи, а внутри построена новая деревянная церковь. Получилось достаточно просто, но гармонично и торжественно. Пастор Павел Валентинович Крылов говорит, что на обычные службы приходит 30-50 местных жителей, а по праздникам до 150-180.

В Вербное воскресенье в храме пройдет богослужение и освящение вербы. В Пасху - торжественное богослужение. Храм с большой и драматичной историей открыт для всех.