Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+7°
Boom metrics
Общество20 апреля 2017 8:03

Многодетная мать-одиночка из Красного Бора, воспитывающая дочку с ДЦП, четыре года добивалась квартиры

Квартиру присудили, но только девочке-инвалиду, а не всей семье из пяти человек. Женщина оставлять это так не намерена
Российский закон порой жесток. Но это не значит, что несправедлив

Российский закон порой жесток. Но это не значит, что несправедлив

Фото: Евгения ГУСЕВА

Жительница Красного Бора, что под Тосно, Любовь Байнарович – мама двух мальчиков и двух девочек. Старшему тринадцать, младшей три годика. Средняя дочь Любови, пятилетняя Маша, – лежачий инвалид: у девочки ДЦП, эпилепсия, косоглазие. Забота о детках полностью лежит на плечах мамы: с отцом детей они разошлись, их судьбой он не интересуется.

КВАРТИРА ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

Мать-одиночка прописана в доме отца на Красноборском проспекте. До прошлого года, когда дом продали, в нем жили родители, дядя, брат и племянник женщины. Сама же Любовь вместе с детьми давно переселилась по знакомству в съемное жилье.

– Я на руках с больным ребенком, поэтому работать не могу: все боятся оставаться с Марией, – рассказывает Любовь. – Старшие ходят в школу.

Когда они возвращаются после уроков, женщина может ненадолго отлучиться, чтобы помыть полы в гостинице и немного подзаработать. Двенадцать из пятнадцати заработанных тысяч мать отдает за аренду жилья.

– Уже четыре года добиваюсь, чтобы нам дали квартиру без очереди, – делится Байнарович.

В сентябре 2015-го многодетную семью поставили в очередь на квартиру по соцнайму. Любовь стала шестидесятой в очереди. Сейчас она числится под номером 46. Первые же в очереди горожане, обратившиеся за квартирой в восьмидесятых годах прошлого века.

– Чиновники говорили мне: «Ждать будете всю жизнь», – рассказывает Любовь. – Потому что, мол, у нас в городе построек нет и не предвидится. И вообще надо, мол, самой зарабатывать детям на жилье.

При этом заболевания Маши входят в перечень тех, при которых жилье дают без очереди. В марте 2016-го Любовь обратилась в прокуратуру. А уже в августе Тосненский районный суд постановил обязать местную администрацию предоставить Любови и ее четверым детям жилье по соцнайму.

Вот только чиновники искать для Байнарович квартиру торопиться не стали, а вместо этого подали апелляцию, ведь в деле оказалось не все так просто. Ленинградский областной суд рассмотрел дело о жилье для семьи многодетной матери-одиночки 19 апреля.

ЖИЛЬЯ НЕТ

Любовь пришла на заседание с Машей на руках: не с кем было оставить. На протяжении слушаний девочка то и дело всхлипывала и кричала, а мама кормила ее из бутылочки.

– Мы не оспариваем право дочери Байнарович получить жилье без очереди, – объяснила представитель Администрации Красного Бора. – Но решение Тосненского суда просим отменить: заболеванием страдает только один член семьи, поэтому предоставить жилье вне очереди всей семьи невозможно.

Также представитель городских властей отметила, что никакого жилья Байнарович так и не предоставили потому, что «помещения в муниципальном жилом фонде отсутствуют». И это, кстати, неудивительно: Красный Бор славится на всю Ленобласть нехорошей экологией благодаря соседству с одноименным полигоном, дома в городе не строят. Правда, от ответственности властей перед народом это, конечно, не освобождает.

– В марте мы сделали выход на адрес на Красноборском проспекте, где зарегистрирована Любовь Ивановна, – отметила представитель администрации. – Дом продан. Сейчас мы выясняем, не пропали ли основания для предоставления жилья. Ведь где на данный момент Байнарович проживает, на каком основании и с кем, неизвестно.

Власти предложили вернуть дело в суд первой инстанции и рассмотреть заново: вдруг после продажи дома матери-одиночке жилье уже и не нужно, а ее дочка выздоровела? Но суд идею не поддержал.

«Я ИМ УСТРОЮ!»

Но прокурор, выступающий от имени Любови, озвучил предложение, удивившее всех.

– По закону, предоставить жилье по договору соцнайма вне очереди возможно только отдельным категориям граждан, и к ним относится только Байнарович Мария, – сказала прокурор. – Решение Тосненского суда о предоставлении жилья без очереди всей семье из пяти человек противоречит закону. Нужно его отменить, а администрацию обязать предоставить Марии вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору соцнайма общей площадью не менее 33 квадратных метров (18 – на нее, еще 15 сверх нормы – для матери).

Действительно, статья 57 Жилищного кодекса гласит, что квартиры без очереди дают гражданам, а не всей их многочисленной родне.

– Прошу оставить решение Тосненского суда в силе, – парировал представитель Любови. – Мать должна жить с детьми. Если уж давать, то давать всем!

– Я вообще, если честно, Ваша честь, не хочу, чтобы мне давали квартиру в Красном Бору, – вдруг огорошила Любовь. – Пусть дадут в Тосно, в Никольском. В Красном Бору плохая экология: после дождя весной и осенью ядовитый запах.

Но суд принял сторону закона, который, может быть, негуманный, но какой уж есть. Решение о предоставлении Маше жилья вне очереди уже вступило в законную силу.

Любовь и ее товарищи покинули зал суда в недоумении. Прокурор советовала женщине включиться в программы для многодетных (о них, как выяснилось, женщина даже не слышала), а полученную на Машу квартиру приватизировать, продать и на субсидии купить просторное жилье.

– Я этого так не оставлю! – в сердцах выговаривала Любовь, держа Машу на руках. – В Москву поеду. Все равно своего добьюсь. Вот в Тосно женщине, у которой пять детей, один из которых – инвалид, дали четырехкомнатную квартиру в новостройках. А мне сейчас абы какую квартиру дадут, а потом больше ничего не дождусь. Они говорят, что я пользуюсь болезнью ребенка!.. Я сброшу администрацию с рогов. Я им устрою!