Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Авто24 апреля 2017 22:00

Покупаем максимум машины по разумной цене

Может ли авто быть не космически дорогим, при этом современным и комфортным? Давайте разбираться
Андрей ЮРЬЕВ
И бюджетный автомобиль может выглядеть красиво. Фото: Предоставлено АВТОВАЗом

И бюджетный автомобиль может выглядеть красиво. Фото: Предоставлено АВТОВАЗом

Самые распространенные легковушки в России - это по-прежнему классические «Жигули». «Семерки». И вообще вся первая семерка лидеров - наши совсем не молодые машины (см. Цифры). Странное дело, ведь за последние 25 лет в страну сначала завезли сильно подержанными, а потом и начали вовсю производить здесь иномарки.

Когда-то иномарки и наши машины разделяла пропасть. Но сейчас этот разрыв сошел на нет. По динамике, по управляемости, по безопасности и по оснащенности российские авто сравнялись с бюджетными иномарками – своими аналогами. По проходимости отечественные машины изначально превосходят иностранные седаны с низкой посадкой. А по дизайну «Лады» уже впереди некоторых машин, вся красота которых – только в забугорной эмблеме. Почему приезжие так и не перехватили пальму первенства?

ПРИЧИНА ПЕРВАЯ: ИНОМАРКИ ДОРОЖЕ

Это универсальное правило, которое распространяется даже на узбекские или китайские машины: они все равно дороже. Берем нижний порог - самые дешевые автомобили российского авторынка. Те, что дешевле 400-450 тысяч, доступные седаны и 5-дверки.

Скажете, тут надо смотреть на «китайцев», и ошибетесь. Автомобильные журналы составляют ценовые рейтинги, где самыми дешевыми - чуть ли не по 370 тысяч рублей - оказываются машины из Поднебесной. Но заходишь на официальный сайт продавца, и видишь, что речь идет о машинах не ездивших, но и не новых. Лидеры - Lifan и Chery - просто-напросто ушли из этого сегмента, у них нет доступных седанов в продаже. FAW Oley продают по цене от 449 100 рублей, но за машины 2014 года, 2015-й год производства - уже 520 тысяч. Занавес.

Главный дизайнер АВТОВАЗа Стив Маттин с удовольствием позирует для фото рядом со своим детищем.

Главный дизайнер АВТОВАЗа Стив Маттин с удовольствием позирует для фото рядом со своим детищем.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Есть еще узбекистанские автомобили, но и эти уже выскочили за рамки 400 тысяч. «Равоны» пока мало кому известны как бренд, зато знакомы, как свои пять пальцев, потому что раньше продавались с эмблемами Chevrolet или даже Daewoo. Их и производят на том же заводе в Узбекистане. Nexia R3 - по сути, Aveo, но не последнего поколения - стоит от 479 000.

Всем прекрасен Renault Logan. От 479 000 начинается базовая цена за машину с 82-сильным 8-клапанным мотором, тоже выше наших границ. Ну а дальше и говорить нечего, базовые цены бюджетных иномарок корейских и европейских марок - на уровне 550-600 тысяч. Цены реальной покупки - около 700-800 тысяч. Не наш сегмент.

Цена российского бестселлера - LADA Granta - 389 900 рублей. Вот рекордсмен низкой цены нового автомобиля в России. И это «чистая» цена, без звездочек и скобочек, указывающих на акции и госпрограммы, позволяющие давать скидки. С учетом участия в госпрограммах цена падает и вовсе до 329 900 рублей. А при таком раскладе в 400 тысяч укладывается и базовая цена модели Kalina.

Сделанные на той же основе «Датсуны» при прочих равных оказываются дороже тысяч на семьдесят. В реальности это те же самые «Гранты» и «Калины», их делают на одном и том же конвейере в Тольятти. Только выглядят они иначе, немного отличаются оснащением и оформлением, но уже считаются иномарками. Главные плюсы этого автомобиля - японский бренд и проверенная временем конструкция отечественной машины.

Богатый набор оборудования и дизайн оформления - теперь нет компромиссных решений, все полноценно и цельно. Фото: Предоставлено АВТОВАЗом

Богатый набор оборудования и дизайн оформления - теперь нет компромиссных решений, все полноценно и цельно. Фото: Предоставлено АВТОВАЗом

ПРИЧИНА ВТОРАЯ: ОНИ НЕ БОГАЧЕ В ОСНАЩЕНИИ

Вот только не нужно снова пытаться сравнивать престижных «немцев» или «британцев» с машинами российских марок. Средняя цена премиального автомобиля в разы выше средней цены ультрабюджетного. Цены на обслуживание и ремонт, на расходники и запчасти, страховка и налоги - на иномарки все дороже. В разы или даже на порядок.

В чем видели преимущество иномарок двадцать лет назад? Две педали вместо трех, кондиционер, электрические стеклоподъемники и регулировки зеркал, легкий руль, штатная «музыка». Именно это отличало зарубежную машину от отечественной. Но больше не отличает. Теперь мы имеем сверх всего этого еще подогрев сидений и ветрового стекла, умную электронику, делающую машину безопасной и современные медиасистемы с возможностью подключения смартфона и навигацией.

При этом отечественные машины получают импортную «начинку». Оставим пока в стороне самые новые модели Vesta и XRAY, мы уже рассказывали, что эти машины имеют даже коробки передач от иностранных производителей, узлы сцепления и многие другие важные компоненты. Но и наиболее бюджетные модели тоже собраны с использованием иностранных комплектующих. Например, автоматизированная коробка передач АМТ оснащена мехатроником и программным обеспечением немецкой компании ZF Friedrichshafen AG, которая производит трансмиссию и другие комплектующие для автомобилей ведущих мировых брендов. И это современная разработка, а не допотопные 4-ступенчатые «автоматы» без функции перемены передач вручную.

ПРИЧИНА ТРЕТЬЯ: ОНИ НЕ СОВРЕМЕННЕЕ

И снова: не нужно сравнивать «гибриды» или оборудованные автопилотами начального уровня автомобили с бюджетными машинами, вы же не сравниваете зарплаты обычных сотрудников по найму с доходами владельцев банков или нефтяных компаний.

Машины, которые занимают верхние строчки рейтингов продаж, тоже оснащаются атмосферными моторами объемом 1,6 л. Это универсальное правило для всех лидирующих на нашем рынке компаний - брать проверенный временем надежный атмосферный мотор.

Тот же Datsun использует вазовский 87-сильный мотор объемом 1,6 литра. И 4-ступенчатую АКПП к нему в пару адаптировали. Другие двигатели в своих моделях и не используют.

Турбомотор, «робот» с двойным сцеплением, независимая задняя подвеска - эти силовые установки и конструкции не используются (за редким исключением) в бюджетных иномарках на российском рынке. Все конструктивные решения - идентичные. Или вовсе те же. Так чем же эти иномарки современнее?

Иностранный робот на конвейере по сборке «Лад». Фото: Предоставлено АВТОВАЗом

Иностранный робот на конвейере по сборке «Лад». Фото: Предоставлено АВТОВАЗом

КСТАТИ

Без лишних трат

Седан LADA Granta возглавил рейтинг моделей автомобилей, которые требуют меньше всего средств для эксплуатации, подсчитали аналитики издания «Реальное время». При их расчете учитывались такие расходы на автомобиль как полис ОСАГО на три года (с понижающим коэффициентом во втором и третьем годах владения машиной), полис страхования каско, транспортный налог (в расчет брали город Казань), траты на четыре процедуры техобслуживания в соответствии с прайсом дилеров, стоимость бензина согласно заявленному производителем типу топлива, его расходу при пробеге 10 тысяч километров в год, цена комплекта шин и сезонной смены колес. Амортизация из расчета 18% в первый год владения и по 6% в последующие годы учитывалась. А также сопутствующие траты: оплата охраняемой стоянки или аренды гаража, восемь моек кузова и четыре комплексных мойки авто в год.

И первые два места в рейтинге достались моделям LADA. Лидером стал как раз седан Granta c 8-клапанным 1,6-литровым двигателем мощностью 87 лошадиных сил, а на втором Kalina с таким же двигателем. Эти модели требуют на свое обслуживание чуть больше 100 тысяч рублей в год. Следом в этом рейтинге шли некоторые бюджетные «французы», модели чешской и корейской марки. Ну и опять же «Лады», только более «старшие» модели. Есть ли смысл при всех этих факторах переплачивать за эмблему - вам решать.

ЦИФРЫ

«Лады» по-прежнему рулят

Всего в нашей стране на начало нынешнего года насчитывается 1,75 млн вазовских «семерок». На втором месте по численности располагается – LADA 2106 (1,67 млн единиц), замыкает тройку лидеров внедорожник LADA 4x4, классических «Нив» - 1,16 млн экземпляров, такие цифры приводит «Автостат», проанализировавший данные о регистрациях машин в ГИБДД. Дальше идут LADA 2109, 2110, 2114 и 2105. И только потом следует Ford Focus, который стал самой популярной иномаркой в автопарке россиян.