Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Политика27 апреля 2017 9:45

Четыре версии гибели генерала Лебедя

15 лет назад разбился на вертолете легендарный десантник и губернатор Красноярского края
Лебедь почти 10 лет был очень популярной в России фигурой, героем былин и мифов. Фото Николай Малышев/Фотохроника ТАСС

Лебедь почти 10 лет был очень популярной в России фигурой, героем былин и мифов. Фото Николай Малышев/Фотохроника ТАСС

15 лет назад, 28 апреля 2002 года при крушении вертолета Ми-8 у озера Ойское в 350 километрах от Красноярска получил смертельные травмы самый известный генерал в новейшей российской истории, губернатор края Александр Лебедь.

Этот десантник остановил войну в Приднестровье и на президентских выборах 1996 года получил 11 миллионов голосов, став третьим после Ельцина и Зюганова. Недолго побыл секретарем Совета безопасности и подписал Хасавюртовский мир, закончив Первую Чеченскую. Победил на выборах в Красноярском крае и стал прообразом генерала Иволгина в «Особенностях национальной охоты». Лебедь почти 10 лет был очень популярной в России фигурой, героем былин и мифов. Его гибель обросла версиями, долго гулявшими по стране.

Версия 1. Туман и риск

Когда вертолет с губернатором, его заместителями, помощниками, журналистами и охраной вылетал в сторону Буйбинского перевала, погода опасений не внушала. Туман поднялся резко, так же резко упала видимость — а Ми-8 машина совсем не всепогодная..

Сергей Шойгу, который тогда руководил МЧС и возглавил государственную комиссию по расследованию трагедии, осмотрев место падения и пообщавшись с пострадавшими, заявил, что, скорее всего, в тумане вертолет пошел на незапланированную посадку, задел лопастями провода ЛЭП и упал с небольшой высоты. Ни экипаж, ни, тем более, самого губернатора по горячим следам никто не винил.

Версия 2. Сам Лебедь

Предположение, что хозяин края, известный крутым нравом и резкими решениями, приказал летчикам продолжать полет, несмотря на быстро ухудшившиеся погодные условия, да и вообще отдал приказ лететь, когда можно было значительную часть пути проделать на машинах (хотя так путь увеличивался в полтора раза), выдвинули местные телевизионщики. Красноярская государственная телекомпания поделилась со зрителями сведениями о том, что командир вертолета, опытный пилот Тахир Ахмеров, якобы, не хотел рисковать жизнями пассажиров и экипажа, но бывший глава Совета безопасности, будто бы, в привычной ему жесткой манере заставил поднять винтокрылую машину в воздух. Ну а потом, спустя время, вроде бы, даже заходил в кабину пилотов, и отдавал им указания лететь дальше. Репортер-телевизионщик цитировал якобы услышанную им «фразу с пленки», которую он передал так: «Всю ответственность за полет беру на себя». Но полуторачасовая запись из черного ящика (кстати, сделанная на проволоке, а не на пленке), которую изучили специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК), не зафиксировала ни одного разговора экипажа с Лебедем за это время.

Версия 3. Экипаж

О неподготовленности экипажа к данному рейсу тоже заговорили сразу - и что опыта полетов в мерзких условиях сибирской весны у них было мало, и что полетные карты какие-то плохие, не достаточно подробные, на которых злополучные линии электропередач не были указаны… Особенно активно эту версию обсуждали в самом Красноярске, где долго лечились те, кто выжил в той авиакатастрофе. Перенесшая 7 операция и ставшая инвалидом журналист газеты «Красноярский рабочий» Елена Лопатина прямо заявляла «авария произошла из-за всеобщей расхлябанности и безответственности. Смотреть не могу на этих летчиков. Можно было сесть в ближайшем поселке и доехать на машинах».

Но у 50-летнего на тот момент командира экипажа Таира Ахмерова за плечами было 30 лет летного стажа, а сам он заявил в интервью уже федеральным СМИ, что «если бы я видел, что существует реальная угроза безопасности, я бы развернул вертолет».

Этот десантник остановил войну в Приднестровье. Фото Игоря Уткина /ИТАР-ТАСС/

Этот десантник остановил войну в Приднестровье. Фото Игоря Уткина /ИТАР-ТАСС/

Версия 4. Диверсия

Ходили слухи о том, что к лопастям вертолета была прикреплена взрывчатка, и вертолет взорвали с земли. Писали со ссылкой на одного из депутатов Красноярского заксобрания даже о неких «офицерах ГРУ», пришедших на похороны Лебедя на Новодевичье кладбище и якобы шепнувших этому депутату, что авиакатастрофа —это спецоперация по устранению неудобного для многих губернатора. Правда, чья именно операция, не уточняли. Впрочем, позже нигде эти «офицеры» уже не всплывали.

Но версия о том, что вертолет завалился не случайно, и что бывшего главу Совбеза могли устранить, гуляла еще долго - пожалуй, до суда в 2004-м.

Кому мешал Лебедь? Вездесущий и некогда всемогущий Борис Березовский, который, как считалось, и своим влиянием и своими деньгами помогал харизматичному генералу двигаться вверх по политической лестнице, заявил следующее: «Александр Иванович олицетворял ярчайшие страницы новейшей русской истории. И он не мог смиренно погружаться в то болото, в какое постепенно погружается все российское общество». За этим, разумеется, от Бориса Абрамовича следовало утверждение о «руке Кремля». Но тогдашний хозяин Кремля, хоть во время поездки в Красноярск и остался, как говорили, не слишком доволен тем, что увидел в крае, к Лебедю относился ровно. Соболезнуя семье погибшего назвал его «Настоящим Солдатом, посвятившим жизнь служению Отечеству»».

А вот его предшественник генерала-десантника открыто недолюбливал. Впрочем, Борис Николаевич к моменту гибели своего бывшего соперника на выборах-1996 уже больше двух лет как отошел от дел - и перипетии в жизни и бывших друзей, и бывших недругов его интересовали мало.

Немалому числу влиятельных и авторитетных в крае людей Лебедь был...неудобен. Бывший глава Совета директоров Красноярского алюминиевого завода Анатолий Быков после победы генерала на выборах в 1998-м заявил: «Я поверил Александру Лебедю и ошибся в нём, как в губернаторе. Его люди— дети, которые вытирают ноги об экономическую элиту края. Краевая администрация не должна лезть в дела завода, как я не стал проситься в губернаторскую команду». Могла взаимная нелюбовь довести до крайности? Под Быкова рыла группа спецов, прибывшая из Москвы. С 1999-го года против Быкова возбуждались уголовные дела, ему приходилось и скрываться, и сидеть. И в год гибели Лебедя Мещанский суд Москвы признал авторитетного предпринимателя виновным в заказе на убийство — но совсем другого человека, масштабом сильно меньше. Людей, которым Лебедь в богатом ресурсами крае мешал, было немало. Но так, чтобы «мешал смертельно» - таких не нашли ни друзья генерала, ни следствие.

Выводы и суд.

В начале 2004-го в Красноярском краевом суде слушали дело о крушении вертолета Ми-8, в котором летели 20 человек, 8 из которых погибли и умерли от травм. Суд рассмотрел представленные следствием материалы, в том числе выводы комиссии МАК. По тем материалам полет проходил с нарушениями с начала. Число пассажиров оказалось больше, чем мест в салоне. Летная карта была неверно масштабирована. Долгосрочный прогноз погоды (в пути было совершено две посадки) — неблагоприятный. Точного маршрута следования до точки посадки пилоты не знали. Из-за плохого знания маршрута на борт «проводником» взяли главу администрации Ермаковского района Василия Рогового. Из-за тумана провод ЛЭП возник перед лобовым стеклом внезапно — в десятках метров, и, по заключению экспертов, командир совершил ошибку, слишком резко дернув вертушку вверх. Не выдержал нагрузки ведущий винт. Его лопасти, изогнувшись, задели хвост Ми-8. Через секунду одна из уцелевших лопастей хвостового винта намотала провод грозоотвода, находившийся на ЛЭП. Высота линий электропередач - около 37 метров, вертушка начала падать по одним данным с 45, по другим с 60 метров. Лебедь погиб потому, что сидел по правому борту — МИ-8 при падении закручивался вправо и его раздавил ротор винта весом в полторы тонны.

Командир вертолета Тахир Ахмеров был приговорен к 4 годам, с отбыванием срока в колонии-поселении — отсидел половину, вышел по УДО, вину свою так и не признал. Второму пилоту Алексею Куриловичу дали три года условно.

Кассационная жалоба летчиков Верховным судом в июле 2004-го не была удовлетворена.

Его гибель обросла версиями, долго гулявшими по стране. Фото Альберта Симановского /ИТАР-ТАСС/

Его гибель обросла версиями, долго гулявшими по стране. Фото Альберта Симановского /ИТАР-ТАСС/

КОНФЛИКТЫ

Конфликтовал с министром обороны Павлов Грачевым из-за штурма Чечни, и заявлял о министре: «Какое может быть сотрясение мозга у Грачёва – там же кость». Резко разошелся во взглядах с главой МВД Анатолием Куликовым — из-за Хасавюрта и обвинений «в подготовке госпереворота».

«Утратил доверие» президента России Бориса Ельцина, который говорил о Лебеде: «Этот человек не должен получить даже мизерный шанс управлять страной».

ВЕХИ

Александр Лебедь родился 20 апреля 1950-го в Новочеркасске в рабочей семье.

Выпускник Рязанского высшего воздушно-десантного училища, в 1981-82 годах - комбат 345-го отдельного парашютно-десантного полка, ранен в ногу.

В 1988-м спасал армянское население во время погромов в Азербайджане.

В апреле 1989-го командовал бойцами 106-й ВДД, подавляя антисоветские выступления в Тбилиси, в январе 1990 - в Баку.

19 августа 1991-го по приказу командующего ВДВ Павла Грачева с батальоном тульских десантников окружил здание Верховного Совета РСФСР, через день встал на защиту депутатов.

Возглавив 14-ю армию, летом 1992-го подавил масштабное развитие конфликта Молдавии и Приднестровья.

В декабре 1995-го избран депутатом Госдумы.

В июне 1996-го стал секретарем Совета безопасности, в августе подписал соглашение в Хасавюрте, после чего боевые действия в Чечне прекратились.

В мае 1998-го возглавил Красноярский край, набрав во втором туре почти 60 процентов голосов.

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ

Генерал-демократ — то же самое, что еврей-оленевод.

Последним смеется тот, кто стреляет первым.

Я бью два раза, первый – в лоб, второй – по крышке гроба.

Атаман без золотого запаса - не атаман.

Коней на переправе не меняют, а ослов можно и нужно менять.

Не бывает безгрешных десантных генералов.

Мы матом не ругаемся, мы им разговариваем.

Мат является основой командования и управления в совместных войсковых операциях.

Летящий лом не остановить.

Потряси любого россиянина, обязательно пять-шесть лет тюрьмы из него вытрясешь.