Фрагменты самолета нашли на северо-западных скатах горы Колдун вблизи поселка Федотовка. Фото: kubplazdarm.tuapse.ru
Обломки самолета времен Великой Отечественной войны обнаружили поисковики «Кубанского плацдарма» на северо-западных скатах горы Колдун вблизи поселка Федотовка. Судя по разлету обломков, самолет падал со стороны Федотовки и после столкновения с землей сгорел.
- Парашютной системы, либо останков пилота обнаружено не было, что оставляло надежду на спасение летчика. Хотя, учитывая, что самолет падал со стороны немецких позиций и рухнул на землю буквально в 100 метрах за передовыми советскими траншеями защитников Малой Земли, была велика вероятность того, что выбросившись на парашюте, летчик мог попасть в руки врага, - рассказывает «Комсомолке» замруководителя поисковой организации Евгений Порфирьев.
К сожалению, до наших дней сохранилось лишь небольшое количество фрагментов самолета. Однако поисковики смогли установить и тип самолета, и его заводской номер.
- Сразу на двух обломках фюзеляжа были выбиты цифры 9492. Осмотрев дополнительно остатки боекомплекта, мы поняли, что это биплан И-153 «чайка», использовавшийся в боях на Кубани в качестве легкого штурмовика, - объясняет Евгений Порфирьев.
ПОСЛЕДНИЙ ВЫЛЕТ «ЧАЙКИ»
Как оказалось, в базе данных самолет И-153 с таким номером входил в состав 611 истребительного авиационного полка и 236 истребительной авиационной дивизии, был списан 18 апреля 1943 года, как не вернувшийся с боевого задания. В архивных документах найти того, кто пилотировал «Чайку» в ее последнем вылете, не удалось.
Предполагается, что самолет сбили 17 апреля 1943 года. В этот день немецкое командование начало операцию «Нептун» по уничтожению советских десантников на Малой Земле. Противник бросил в бой всю имеющуюся в его распоряжении авиацию. Это около 1 260 самолетов. В первые дни в сражении участвовал 611 истребительный авиационный полк, в который входила найденная «Чайка».
На двух обломках фюзеляжа были выбиты цифры "9492". Фото: kubplazdarm.tuapse.ru
Поисковики сформировали список личного состава полка. Всего получилось 17 фамилий. Тогда исследователи проверили наградные листы всех этих летчиков в надежде найти в одном из них упоминание о боевом вылете 17 апреля 1943 года в район Федотовки, но безуспешно.
- Однако я увидел наградной лист на пилота 611 ИАП старшего сержанта Лодвикова, в котором было указано, что 17 апреля 1943 года при выполнении боевого задания он получил множественные осколочные ранения правой ноги. Как минимум это указывало на то, что Лодвиков принимал участие в том самом боевом вылете в район Федотовки, - продолжает замруководителя поисковой организации Евгений Порфирьев.
Позже поисковики нашли несколько статей о нем. В публикациях рассказывается о его боевом пути и ранении, полученном в бою над Малой Землей в апреле 1943 года. В тот день он выбросился с парашютом из подбитой машины и приземлился вблизи передовых советских позиций. Лодвикова спасли десантники, которые прикрыли его огнем и вытащили с нейтральной полосы. Солдата направили в госпиталь. Однако летчик сбежал и снова поднялся в воздух, чтобы громить врага.
БЕГУЩИЙ НА ВОЛЮ
В очередном бою 18 сентября 1943 года враг сбил его. На этот раз летчику не повезло - с сильными ожогами лица и обоих рук он попал в плен. Сначала его допрашивали в гестапо в Мелитополе, а позже отправили в лагерь военнопленных в Кривой Рог, где Аркадию наконец оказали медицинскую помощь.
Там же в лагере Лодвиков встретил своего сослуживца капитана Машенкина. Вместе с ним и еще одним пленным летчиком Панажченко они совершили побег, но вскоре были схвачены немцами.
- После этого Аркадия Михайловича перевели в лагерь Славута. 04 января 1944 года с группой красноармейцев он снова совершил побег. Через местных жителей им удалось связаться с партизанами, так старший сержант Лодвиков стал вторым номером пулеметного расчета в партизанском отряде имени Ленина. Но долго партизанить ему не пришлось, уже 15 января Лодвиков был переправлен в штаб 1-го Украинского фронта и после проверки в феврале 1944 года вернулся в родной 611 ИАП, который к тому времени был переименован в 611-й Перемышльский истребительный авиаполк, - добавляют поисковики.
Весть о появлении Лодвикова облетела полк, сбежались все. Вернулся человек, которого уже дважды хоронили.
Победный май 1945-го Аркадий Михайлович встретил в австрийском Мюнхендорфе. Вскоре после Победы Лодвиков, как и многие другие, был уволен в запас. В гражданской жизни Аркадий Михайлович до 80-х город работал на предприятии СУ-17 в Усинске Республики Коми, пока не вернулся жить обратно на свою малую родину в Татарстан.
- Наши поиски продолжаются и возможно уже скоро мы сможем рассказать внукам Аркадия Михайловича о его боевом пути и передать в подарок на долгую память один из фрагментов его первой боевой машины - «чайки», сбитой в бою в кубанском небе над Малой Землей, - говорит Евгений Порфирьев.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
В Абинском районе нашли обломки самолета, по которым узнали имя пилота
Начало марта у поисковиков выдалось удачным. На днях им удалось обнаружить в одном из яблоневых садов около хутора Эриванский на Гореньковом бугре Абинского района фрагменты истребителя. Что удивительно, деталь с четко выбитыми цифрами поисковики нашли почти на поверхности земли (читайте далее)