Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Спорт22 мая 2017 15:15

Не стало Владимира Перетурина, отца «отцов из Суринама»

Ушел из жизни знаменитый спортивный комментатор, с голосом которого несколько поколений узнавали футбол [видео]
Владимир Перетурин в 1998 году. Фото Игоря Уткина /ИТАР-ТАСС/.

Владимир Перетурин в 1998 году. Фото Игоря Уткина /ИТАР-ТАСС/.

Ему было уже 78. И всего один день он не дожил до 79. Но последние несколько лет он уже не вставал. Два инсульта - первый давний, заработанный в конце 90-х, и после него долго восстанавливалась речь. После второго комната Владимира Ивановича превратилась в его камеру, откуда уже не было выхода. Рассказывают, мрачная шутка «Еще не умер, но уже не встаю» стала его любимой. Еще говорили про постоянно работающий ламповый телевизор в углу. И о сборе средств, организованном газетой «Спорт-Экспресс» в помощь главному голосу футбола из 1980-х.

Это был голос и моего детства. «Футбольное обозрение» - несколько секунд легендарного марша Матвея Блантера, а потом 45 минут счастья, с голами, моментами, отрывками из ведущих чемпионатов мира и разбором писем... Вы помните его «отцов из Суринама?». Вы не могли забыть, если видели Руда Гуллита и Франка Райкарда из сборной Голландии. После того, как эти двое и примкнувший к ним Марко ван Бастен расправились с нами на Евро-88 Фраза Перетурина «может быть, и нам поискать отцов из Суринама?», брошенная в прямом эфире, едва не убила его карьеру.

Если вы из тех поколений, что учили географию и названия городов Европы по турнирным таблицам чемпионатов Италии, Германии, Франции и Англии, вы поймете, о чем я. С легендами - Перетуриным и Маслаченко - мы узнавали футбол. Мы восхищались фантастическим Марадоной и прощались с великим Львом Яшиным. Мы познавали научные схемы киевского «Динамо», и с ними же ценили вязь короткого паса спартаковского футбола. Мы прошли с ним почти все крупные турниры, где играла сборная СССР - он там, где-то за экраном, а я перед телевизором «Темп», программы которого переключать надо было пассатижами.

У каждого комментатора есть фраза для конца репортажа. Фирменная, вроде автографа под статьей. У Владимира Ивановича она звучала так: «И будьте здоровы!». Но вот уже полтора десятка лет невозможно ее было услышать с той, перетуринской, интонацией. 15 лет не было слышно Владимира Ивановича. И мы как-то привыкли, потому что постепенно наступает такое время, когда начинаешь бояться новостей о людях из твоего детства. А теперь все точно закончилось. Но вы все равно вспомните на прощание то самое, знаменитое:

«И будьте здоровы!».