Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+2°
Boom metrics
Общество24 мая 2017 6:30

Рыбацкое счастье

В блокадном Ленинграде каждый грамм хлеба был на счету. Но город боролся и старался использовать каждую возможность, что бы пополнить рацион голодающих людей продуктами.
Бригада рыбаков колхоза имени Ленина, 1950-е годы

Бригада рыбаков колхоза имени Ленина, 1950-е годы

Известна фотография, на которой запечатлены огороды у Исаакиевского собора с огромными кочанами капусты. Но отчего-то мало говорится о рыболовецких колхозах, которые добывали улов в тяжелые дни осады под прицелом вражеских пушек и курсирующих над Финским заливом самолетов со свастикой.

ДОВОЕННАЯ ИДИЛЛИЯ

Финский залив - рыбное место. Еще не было Петербурга, а тут уже стояли рыбацкие деревни. В 1930-е годы на побережье создали колхоз имени Ленина. Хозяйство вело промысел у Сестрорецка, Лахты, Лисьего Носа и, судя по всему, делало это образцово - плохой колхоз именем вождя не нарекли бы.

Идет приемка рыбы

Идет приемка рыбы

Сезон на заливе начинался в апреле, когда шла корюшка. Ее ловили до мая, а потом - щуку. Много было лещей, судаков, окуней, плотвы. Из «деликатесной» рыбы - лосось, угорь, минога, сиг.

Улов измеряли центнерами. В путину рыбаков практически не видели дома. Они уходили в море в четыре утра, а возвращались ближе к полуночи. Трудились без выходных.

СНОВА «ГИТЛЕР» ПРОЛЕТАЛ…

С началом войны все изменилось. Многие рыбаки ушли на фронт. В поселках остались их жены, дети, старики и инвалиды. Голодающему Ленинграду рыба очень пригодилась бы. Стали восстанавливать древний промысел.

Ловить под Сестрорецком оказалось невозможно. Там стояли союзники Германии - финны. Они, как утверждают старожилы, «были злее немцев», стреляли по всему, что видели в свой прицел. Когда финны зацепили одну из лодок, чуть не погибли две женщины. Решено было перебазировать бригады в Лисий Нос. Предстояло забрать рыбацкие снасти, огромные тяжелые сети. Мужчины-то с трудом их тянули, к морю перевозили на двухколесных тележках, запряженных лошадьми. А тут лошадей «мобилизовали» на нужды армии, да еще и постоянные обстрелы врага. Однако ничего не поделаешь, пришлось рыбачкам впрягаться в тележки. Сегодня эта эпопея, как легенда, передается из уст в уста жителями Лисьего Носа.

Свежий улов

Свежий улов

Жилья на всех не хватало, часть колхозников поселилась в рыбацких сараях, в которых в мирное время держали снасти. Жили тесно, но дружно. Все крупные лодки забрали для доставки грузов и солдат в Кронштадт, остались только небольшие - на двух-трех человек.

В путину в море выходили рано утром. У берега стояли дозорные, им предъявляли специальные пропуска. А дальше залив - родная, казалось бы, стихия. Однако теперь страшнее любого шторма был враг, который занял все южное побережье Финского залива до Ораниенбаума.

Южный берег выше северного. Немцы хорошо видели, что происходит в море. Правда, рано они не просыпались. Если удавалось завершить промысел до того, как враг спохватится, значит, повезло. Но рыбацкие сети простирались на огромные расстояния. Пока все проверишь, пока поставишь новые заколы и мережи…

Как только немцы замечали движение, тут же поднимали в воздух самолеты. Они кружили над лодками, иногда, чтобы напугать, пикировали. Пролетали так низко, что можно было разглядеть лица летчиков, и хохотали. Девушки-рыбачки не различали марки вражеских машин. Потом на берегу говорили просто: «Сегодня снова «гитлер» пролетал»…

Впрочем, фашисты не всегда берегли боеприпасы. Уроженец Лисьего Носа, известный скульптор Виктор Новиков в годы блокады трудился рыбаком. Он несколько раз оказывался под вражеским обстрелом. Чудом спасся.

На берегу лодки поджидали приемщики из воинских частей. Если до войны каждый рыбак получал по три-четыре килограмма с улова, то теперь забирали все. Позволяли оставить лишь рыбку колюшку.

РЫБКА КОЛЮШКА

До войны колюшку считали сорной рыбой. Длиной со спичку - что из нее путное приготовишь? Колюшка стайками металась у берега и раздражала. Особенно опасно наступить на нее, притаившуюся в тине, - на спинке у нее острый плавник. Вопьется такой в ногу - рана долго болит, гноится…

А в блокаду колюшка стала настоящим спасением. Ленинградцы ловили ее в речках и каналах. Из колюшки готовили уху, котлеты, сушили на рыбную муку. В одном из мединститутов разработали препарат «Жир колюшки» для лечения ожогов и ран.

Многие блокадники обязаны колюшке жизнью. В Кронштадте у футштока есть памятник легендарной рыбке.

МОЙ ДОБРЫЙ ПАПА

Одно из звеньев рыбаков возглавил Валентин Иванович Эльзенгр. Ему было 25. На советско-финляндской войне он получил тяжелое ранение, поэтому в 1941-м его не призвали на фронт.

Валентин Иванович Эльзенгр

Валентин Иванович Эльзенгр

- Судя по разговорам, которые я слышала после войны, в блокадной рыбацкой бригаде было человек двадцать, - говорит дочь рыбака Лидия Валентиновна Скобелева. - В основном девчонки, вчерашние школьницы. Рано утром в море, а они допоздна на танцах у зенитчиков. Ох и доставалось им от бригадира! А папа их защищал: мол, работают же, норму выполняют. Война войной, а молодость одна.

Смерть все время ходила рядом. Лидия Валентиновна запомнила рассказ отца о том, как он чуть не погиб. В мирное время колхозники не вели подледный лов, а в войну приходилось. Человек на белой поверхности сразу заметен. Однажды Валентин Иванович попал под вражеский обстрел, провалился под лед. Валенки и теплая одежда сразу потянули на дно, пришлось их с себя сбросить. Выбрался, даже не простудился. А об утонувших валенках и ватнике еще долго жалел.

Удостоверение к медали «За участие в героической обороне Ленинграда»

Удостоверение к медали «За участие в героической обороне Ленинграда»

Также зимой рыбаков привлекали на Малую дорогу жизни, ведущую из Лисьего Носа в Кронштадт и на Ораниенбаумский плацдарм. Они расчищали снег, возводили ледовые насыпи для защиты от вражеского лыжного десанта.

Рыбаки ковали победу над врагом так же, как моряки и красноармейцы.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Колхоз имени Ленина просуществовал до 1990-х. После войны пришло новое поколение. В 1980-х рыбаков, работавших в годы войны, приравняли к ветеранам Великой Отечественной. Но не все дождались почестей и льгот. Тяжелый труд, колоссальные нагрузки стали причинами болезней. Мало кто из того поколения дожил до шестидесяти.

А добрая слава о рыбаках сохранилась в народе. Их самоотверженный труд - настоящий подвиг. Ведь в самые тяжелые дни блокады они спасли от голодной смерти очень многих. В этом и есть их рыбацкое счастье.

Дорогие читатели!

Если у вас есть интересная информация для проекта, свяжитесь с нами: 197136, Гатчинская улица, 35А, тел. 8 (812) 458-90-68, spb-info@phkp.ru.

,

,