Если ребенок плохо слышит, ждать, что он будет хорошо говорить и правильно развиваться, не стоит. Проблему нужно решать
Фото: Александр ГЛУЗ
По данным экспертов ВОЗ, 360 миллионов человек на планете страдают от потери слуха. 32 миллиона из них - дети.
- Первым тревожным сигналом может стать отсутствие реакции у ребенка на окружающие звуки, - рассказывает Екатерина Вячеславовна. - Если малыш долго не говорит, отстает в развитии - есть повод как можно быстрее обратиться к специалисту-сурдологу.
- В каком возрасте необходимо обращаться к специалисту?
- Проводить исследование слуховой активности можно и через неделю после рождения. До восемнадцати месяцев у малыша идет первый этап развития речи: он слышит и запоминает разговорную речь взрослых, создает ассоциацию между названием и предметом, чуть позже пытается произносить звуки. Если в полтора года ребенок не будет слышать, может возникнуть серьезная проблема - не сформируется пассивный словарный запас, что приведет к задержке развития речи, поэтому определить степень снижения слуха необходимо как можно раньше. К сожалению, бытует стереотип, что малыш сам заговорит в два года. Однако если есть нарушение слуха, то без правильной коррекции нормального развития спонтанной речи не будет.
- Что делать, если обнаружилось, что проблема все-таки есть?
- Сразу после постановки диагноза следует подобрать качественный слуховой аппарат. Современные аппараты в большинстве случаев решают проблему. На этапе адаптации к ним и в дальнейшей реабилитации вам поможет сурдопедагог.
- В чем особенность работы с детьми, особенно с такими маленькими?
- В отличие от специалиста, работающего со взрослыми, детский сурдолог-протезист не всегда может опереться на субъективные методики исследования слуховой функции. При определении параметров выбора и настроек слухового аппарата нужно учитывать показания субьективных и обьективных методов обследования. Например, наш центр оснащен современным медицинским оборудованием для проверки слуха. Вся диагностика проводится квалифицированными детскими сурдологами-оториноларингологами и сурдопедагогами. Особо внимательно при работе с ребенком следует отнестись к неврологическим и поведенческим нарушениям, часто сопровождающим и маскирующим снижение слуховой функции. И, конечно же, врач должен найти подход к маленькому пациенту. Вся работа с ребенком проходит в форме игры.
- В чем состоит роль родителей, что нужно делать им?
- Большая часть успеха лечения зависит от родителей, которые должны заниматься с ребенком. Мы учим мам и пап, как себя вести, как правильно общаться с малышом, с какой скоростью говорить, как и какие слова, песни и стихотворения учить. После того как мы протезируем ребенка, мы постоянно встречаемся с маленьким пациентом, проверяя и корректируя настройки слухового аппарата, оцениваем результаты. Важно понимать, что слухопротезирование и дальнейшая реабилитация - это процесс, который длится всю жизнь.
Екатерина Самотокина работает с малышами даже самого юного возраста – от нескольких месяцев.
Фото: Александр ГЛУЗ