Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Авто12 июля 2017 12:00

Транспортный налог: вчера было плохо, сегодня стало хуже, в завтра заглядывать страшно

Наш автообозреватель - о том, чем можно заменить транспортный налог, топливный акциз и проезд по платным дорогам. Но лучше не надо
Один ездит по 200 км в день, другой - только на дачу. А платят одинаково

Один ездит по 200 км в день, другой - только на дачу. А платят одинаково

Фото: Андрей ЦЫГАНОВ

Что-то вдруг снова пошли разговоры о реформировании транспортного налога. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко высказалась о том, что действующая форма транспортного налога несправедлива, надо заменить его повышенными акцизами на бензин. Будто справедливее так: сколько ездишь - столько и тратишь. И пенсионеры лучше защищены - платят не за весь год, пока их старенькие «Жигули» зимуют в гаражах, а только за потраченный бензин.

Нынешний транспортный налог и впрямь устарел в прошлом веке, он несправедлив. Один ездит по 200 км в день, другой - только на дачу. А платят одинаково, если машины похожие по мощности.

Идея заменить налог здравая, кое-где на Западе (в США, например) реализованная, вот только и нам она уже знакомая. Забывшим напомню, что о замене транспортного налога топливным акцизом уже говорили в 2012 году. И даже акциз увеличили, а эти деньги целевым образом адресовали в дорожные фонды. Только транспортный налог отменить забыли, какой пустяк. Региональные власти взвыли, будто это их местные налоги, куда ж им без тех денег, на что разбитые дороги ремонтировать?! Короче, был один налог, дополнился акцизом.

Думаете, это все? Дудки! Этот акциз стал постепенно расти! В конце 2012 года литр 95-го стоил 30 рублей с копейками. А теперь стоит уже 40! Хотя нефть (в этих делах сейчас у нас любая пенсионерка круто разбирается) с того времени не подорожала, а подешевела вдвое!

И что мы слышим теперь? Опять поднимаем акцизы, заменяя ими транспортный налог? А у регионов спросили? Да что там регионы - у нас есть еще министерство промышленности и торговли, у него свои планы на транспортный налог. Оно (министерство) его (налог) привыкло предлагать увеличивать! С 2014 года у нас ввели увеличивающие коэффициенты на автороскошь, и машины ценой от трех миллионов стали облагаться уже громадным налогом. И ничего, пусть богатые тоже плачут.

Вот только за эти три года цены на машины подскочили так, что три «ляма» стоит уже не британская и итальянская автороскошь, а почти любая классная иномарка. «Немцы», «японцы»... Сейчас что ни «Вольво», то от трех. И «Фольквагены» есть за три, и даже корейские «Хендэ»! Так вот на днях глава Минпромторга Денис Мантуров снова говорил о возможном повышении этих коэффициентов. Думаете, он порадуется идее отмены налога? Мне кажется, что тогда мы услышим предложения поднять акцизы еще выше на 95-й и тем более на 98-й бензин, им же заправляются богатые. А отменить налог потом все равно забудут!

А знаете, что еще у нас за последние годы появилось? Правильно: платные дороги. На минской М-1, на М-4 «Дон», на М-3 «Украина», на ЗСД в Питере, на новой М-11 «Москва - Санкт-Петербург» уже работают кассы. И их становится все больше. Получается, я уже в три разных кармана только за проезд плачу!

И вот теперь уже страшно даже заикаться о том, что есть более совершенная форма сбора дорожного (так его назовем) налога. Абсолютно справедливая и супертехнологичная. Навигаторы в мобильных телефонах - нынче вещь привычная, они «рисуют» и запоминают ваш путь. Вы удивитесь, но они это делают, даже когда навигатор у вас отключен, он все равно прописывает трек. Так вот устанавливаешь такой чип в машину, и он все время запоминает, сколько и по каким именно дорогам ты проехал с точностью до пары метров. Там и деньги можно по «кубышкам» разбросать: за федеральные дороги - в федеральную казну, за региональные - в местную мошну, за частные - на запонки концессионерам.

Это не научная фантастика, так уже работает «Платон», где с каждого грузовика берут покилометровую оплату. И в легковые машины чипы вставлять уже начали - с этого года «ЭРА-ГЛОНАСС» в новых моделях обязательна. «Привяжите» к ней покилометровый платеж и уберите три нынешних - транспортный налог, топливный акциз и проезд по платным дорогам. Ну можно же!

Хотя нет, не делайте этого. Вы же за этот копеечный прибор чудовищные деньги собирать начнете, за его установку и обслуживание. Выиграет кто-нибудь конкурс на его производство, и сторублевая китайская штуковина окажется дороже нового айфона. Самое смешное, что и транспортный налог снова останется, да еще и подрастет. И платные дороги разбросают щупальца по всей Центральной России. Так что не надо, не трогайте ничего! Нам так привычнее.