Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды19 февраля 2009 22:00

Владимир Спиваков: «Думайте о пользе безвыходных ситуаций!»

Легендарный дирижер рассказал «Комсомолке» о том, как «Вирутозы Москвы» справляются с нынешней непростой экономической ситуацией. А также о многом другом [видео]

Легендарный дирижер, скрипач, руководитель камерного оркестра Владимир Спиваков не любит пафосных речей и излишнее внимание прессы. Маэстро практически не смотрит телевизор, и предпочитает выступать на публике исключительно во время концертов.

В этом году «Виртуозы Москвы» празднуют 30-летие. Этот единственный аргумент неожиданно убедил Владимира Спивакова сесть в машину и в перерывах между двумя репетициями приехать в гости «КП».

- Погодите, отключу мобильный... - опрометчиво предложил маэстро, присаживаясь в кресло.

- Владимир Теодорович, а мы рассчитывали подслушать, какой мелодией звонит ваш телефон. Спросить боялись, как-то не с руки... Пользуясь секундной паузой, пытаюсь угадать: «Моцарт? Бетховен? Сальери? Шостакович?»

- Мой мобильный звонит голосом Андрюши Миронова и поет «Молчите, молчите, прошу не надо слов» (песня Остапа Бендера – прим.). Намекает, чтобы поменьше беспокоили. Как однажды удачно пошутила близкая знакомая нашей семьи: «Смотрю, вы в хорошем настроении? Значит, вам еще не звонили!»

«Виртуозы» потеряли почти все концерты в Восточной Европе

- Владимир Теодорович, сейчас всю страну лихорадит от финансового кризиса. Музыканты жалуются – работы стало меньше, жить не на что. Что делать?

- Могу вам сказать, что «Виртуозы Москвы» потеряли практически все концерты в Восточной Европе – в Праге, Будапеште, в Бухаресте, в Белграде. Это нормальное явление сегодняшнего дня, но мы плакать не будем. Наоборот, будем утешать своей музыкой других. Не надо забывать: Америку сделало великой державой чувство оптимизма.

Я боюсь одной вещи, связанной с экономическим кризисом. Что вот та самая настоящая нужда может стать шестым чувством, которое поглотит предыдущие пять. Я бы этого не хотел. Рассчитываю на долготерпение граждан России. С другой стороны, понимаю, что люди чему-то научатся другому.

В безвыходных ситуациях есть своя польза. Недавно мне пришло письмо из третьесортного, ну, может, второсортного оркестра ( уж не будем так обижать американский оркестр). У них проблемы в связи с финансовым кризисом, и они решили расстаться с частью своей коллекции. Так вот, в этой части перечислено 11 инструментов Антонио Страдивари. Несколько инструментов Бергонци, великолепные альты Сториони. Это все огромные деньги, но, конечно, мы не можем позволить себе приобрести такие инструменты. Хотя для государства это было бы здорово. Ведь самые плохие инструменты в российских оркестрах! Многие из Госколлекции вообще утеряны или в ужасном виде. К тому же, например, даже на конкурс Чайковского инструменты выдаются за неделю до выступления. Это все равно, что человеку, не умеющему как следует кататься, выдать беговые коньки и отправить в Саппоро на соревнования.

- Так, может, самое время воспользоваться подобными «кризисными распродажами»?

- Помню, ко мне в Америке подошел один русский офицер. Сказал, что у него есть квартет инструментов Страдивари. То есть, две скрипки, альт и виолончель. И что он хотел бы продать каждый инструмент по 100 тысяч долларов именно в Россию. Я написал письмо в Министерство культуры, тогда уже был заслуженным артистом РСФСР. Но спустя месяцев восемь получил ответ: Министерство культуры не считает целесообразным подобную покупку. А сейчас мы бы имели уникальный квартет Страдивари. И он бы стоил, наверное, 40 миллионов долларов.

Это важно. Потому что ребенок не может играть на табуретке. Нужно, чтобы у него было правильное звуковое восприятие. Мы, конечно, пытаемся решать этот вопрос через мой благотворительный фонд. Я счастлив, когда вспоминаю 8-летних детишек, которые приходили в чулочках в рубчик, очень скромно одеты. Но были замечательными, талантливыми детьми.

Сейчас я вижу в них красивых молодых людей, которые раскрепощенно играют, получив международное признание. Девочка в тех колготочках в рубчик получает, допустим, «Золотой саксофон» в Токио. Мальчик из простой семьи - Гран-при на международном конкурсе «Золотой аккордеон» в Нью- Йорке. Гобоист вначале первую премию в Швейцарии, а потом и вовсе становится первым гобоем одного из лучших европейских оркестров в Амстердаме. Ну, это ли не счастье? Это ведь наш русский золотой фонд, который не обесценится ни при каком кризисе!

Мою скрипку можно украсть, но продать - нельзя

- Я играю на скрипке Антонио Страдивари. Она мне не принадлежит. Две семьи сложились вместе, организовали сообщество, и дали мне этот инструмент в пожизненное пользование. Украсть эту скрипку, конечно, можно, но продать нельзя. Потому что инструмент известен во всем мире. Не ожидал, что смогу сыграть на ней концерт Шостаковича. Потому что, наверняка, когда эту скрипку делал Антонио Страдивари, 300 лет назад, в 1712 году, он не предполагал, что родится Дмитрий Дмитриевич Шостакович и напишет такую музыку. Музыку крови, оголенных нервов, музыку, рассказывающую о сталинском терроре, о гибели безвинных людей, об уничтожении интеллигенции. Не предполагал точно! Я думал, вынесет ли Антонио? Вынес!

- Интересно, как вы отдыхаете?

- Не могу и не умею отдыхать. Это просто, как говорят французы, «obsession», наваждение. Невозможно остановить музыку, которая звучит в голове. После концерта всю ночь не сплю. Не действует ни снотворное, ни алкоголь – ничего. Перед глазами партитура, звуки, я вспоминаю ошибки, которые были, даже самые мелкие. На следующий день чувствую себя вяло. Но как только беру в руки скрипку, одухотворение возвращается, все начинается снова.

- Можно представить Владимира Спивакова, стоящим у плиты?

- Редко. Детям могу приготовить завтрак. Яичницу, например. Мясо неплохо умею готовить. Салат. Рыбу не берусь, это значительно сложнее. С ножами стараюсь дела не иметь. Берегу руки. Все-таки это тот инструмент, который скрипачу нужен каждый час.

- Знаю, что вы не любите рассказывать о личной жизни. И тем не менее: помните момент, когда впервые увидели свою супругу?

Вначале я увидел фотографию в фотоальбоме. Внутренний голос сказал: «Это твоя жена». Я, конечно, немедленно перевернул страницу. Потому что был убежденным холостяком. Но там была другая фотография. И опять внутренний голос сказал: « Эта девушка будет твоей женой». Встречаясь с Сати, говорил: «Я одинокий волк». К счастью, внутренний голос оказался прав. Я очень доволен своей семьей, детьми. И главное – пониманием (Владимир и Сати Спиваковы воспитывают четырех дочерей – Татьяну, Сашеньку, Катю и Аню).

ПЯТЬ ЗАБАВНЫХ ФАКТОВ О «ВИРТУОЗАХ»

Репетировали в кочегарках

- Действительно, 30 лет никуда не выкинешь. Препятствий у «Виртуозов Москвы» было даже чересчур много. Поначалу не было места для репетиций. Репетировали в кочегарках, в столовых, даже в военных клубах. В штыки нас встретили все официальные организации, включая Министерство культуры: «Что это за непонятное название - «Виртуозы Москвы»?!» Мы объясняли: «Как же, ведь есть «Виртуозы Праги», «Виртуозы Чикаго», «Виртуозы Бостона», «Виртуозы Рима».

Шли предложения о гастролях на Западе, Министерство культуры отвечало: «Нет такого оркестра!» Ключевой стала московская Олимпиада 1980 года. Неожиданный звонок застал врасплох: «Завтра «Виртуозы Москвы» могут играть на открытии Олимпиады в Пушкинском музее? Приезжает сам лорд Килланин!» (на тот момент президент МОК – ред.)

Когда мы сыграли, встал весь зал. Первым подскочил лорд Килланин. На следующий день в газете «Правда» вышла статья и наконец-то стало понятно - такой оркестр есть!

Променял однопартийную систему на двухкассетный магнитофон

Это были одни из первых гастролей во Франции. Мой близкий друг вдруг плохо себя почувствовал. Я сказал: «Ты не ходи на концерт, полежи, у тебя температура». Наутро он исчез. Скрипку, отдать должное, оставил. Выяснилось, он попросил политическое убежище. Как пошутил один музыкант, Толя променял однопартийную систему на двухкассетный магнитофон.

Случился скандал. Министерство культуры собрало большое собрание, это был фактически финал для «Виртуозов». Министром культуры был кандидат в члены Президиума Политбюро ЦК КПСС Петр Нилович Демичев. По тем временам небожитель для всех людей. «А сейчас мы послушаем руководителя «Виртуозов Москвы» Владимира Спивакова!» - попросили меня на собрании после того, как уже прозвучало несколько разрушительных речей. Неожиданно для самого себя я обращаюсь к Демичеву со словами: «Петр Нилович, неужели вас в жизни никогда не предавали друзья?» Воцарилось гробовое молчание. И вдруг Петр Нилович наклонился: «Посмотрите, - говорит, - вся голова от этого седая».

И как-то эта нота спасла ситуацию. Прошло много лет, но мне до сих пор кажется, что я могу увидеть этого человека в зрительном зале. Раньше, честно говоря, я хотел просто намылить ему шею. Но сейчас, наверное, ограничился бы разговором.

Пирожки и теплая картошечка в гримерную

Однажды я сидел в Тюмени, занимался в своем номере. Позвонил в ресторан и попросил, чтобы меня покормили в четыре часа дня. Сказал: «Есть только 15 минут на весь обед, а потом концерт». «Ресторан, конечно, закрыт, но мы вас покормим», - ответили на том конце провода. Я спустился. Мне вынесли замечательный борщ, а потом - пельмени. И вдруг вижу, что человек восемь поваров выстроились у стеночки и наблюдают. Опускаю глаза, а там на блюде горчицей написано: «Мы вас очень любим». Где такое можно увидеть? Только в России!

Я жил некоторое время в Испании, жил в Париже. Но понял, что не могу там быть постоянно. Знаете, дерево, если оно пересажено в другую почву, начинает страдать, ему необходимы те минералы, которые находятся в его родной почве.Когда в антракте приносят в знак благодарности пирожки и теплую картошечку с селедкой, это выражение эмоций публики ни с чем нельзя сравнить. Ни в одной стране мира нет такой души.

Во времена перестройки «Виртузов» спас зять короля Испании

Я очень давно познакомился с герцогом Бадахосом (муж родной сестры короля Испании Хуана Карлоса – прим.). Исключительной культуры человек, он замечательно играл на рояле и даже хотел сыграть несколько концертов Баха с «Виртуозами Москвы». В один прекрасный день, когда мы с моей супругой Сати ужинали у них дома в загородной резиденции, герцог спросил: «Владимир, почему ты такой грустный?» А на улице времена перестройки. Я говорю: «Время тяжелое, оркестр распадается и, наверное, «Виртуозы Москвы» больше никогда не будут существовать». «Этого допустить невозможно! «Виртуозы» - мировая культура!» - возмутился герцог и куда-то вышел.

Через пять минут он вернулся с предложением всему оркестру переехать в Испанию. Что и было сделано. Пришел директор с полиэтиленовым пакетом, протянул огромное количество паспортов, и фактически не глядя посольство поставило визы всем, включая родственников. Моя жена Сати считала этот переезд большой ошибкой. Мне же казалось - это единственная возможность сохранить коллектив.

«Поздравляю, вы обеспечены на следующие 50 лет своей жизни!»

Время расставило все по местам. Более, чем половина музыкантов захотела вернуться из Испании в Россию. Как видите, «Виртуозы Москвы» сегодня существуют! Вспоминается утро после концерта в Чикаго. Мне позвонил вице-президент «Коламбии артистс» и спросил: «Ты читал «Нью-Йорк таймс»?» Я говорю: «Нет, а что там?» «Ваш вчерашний концерт назвали мечтой. Поздравляю! Вы обеспечены на следующие 50 лет своей жизни!»